Постановка исследовательской задачи




В чьем восприятии дано происходящее в начале и конце рассказа? (Рассказ написан от первого лица; один и тот же человек на протяжении всего произведения рассказывает нам о произошедшем.) Чем отличаются эти два описания? (Основное отличие – в настроении.) Чем вы можете объяснить эти различия? (На поверхности видимая причина, которая наверняка будет замечена кем-то из учеников: «Прошел месяц, другой…» Однако иные причины скорее всего не будут четко определены учащимися. Поиску этих причин и будет посвящена работа учащихся на уроке.


Аналитическая работа по тексту

1. Подберите слова, характеризующие состояние рассказчика в начале повествования. (рассказчик в начале описываемых событий – одинокий, нерешительный, испуганный, неуверенный, сомневающийся и т.п.)
Чего же боится рассказчик в самом начале описываемых событий? (В начале чувство страха довольно абстрактно: молодой врач понимает свою неопытность и боится «трудного случая». Затем страх приобретает вполне ясные очертания: он связан с предстоящей сложной операцией.)

2. Как в тексте передаются настроение рассказчика, его неуверенность в своих силах, страх, предчувствие опасности?

(Настроение передается по-разному. Описания: «… ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло…; Я кряхтел, курил, пил черный холодный чай…; Я же был всего лишь двадцатичетырехлетним врачом, два месяца назад выпущенным заведовать Никольской больницей, …взглянул с тоской на синий цвет …; в тоскливом предчувствии опасности…; Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже; … мой негодный университетский груз…; Мне хотелось у кого-то попросить прощенья, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет».

Противопоставления: университетский «багаж» вчерашнего студента – конкретная ситуация, требующая не только знаний, почерпнутых из «божественных» книг, но и опыта, интуиции, решимости: «…ухватился за книгу, перелистал ее, нашел рисунок, изображающий трахеотомию. На нем все было ясно и просто: горло раскрыто, нож вонзен в дыхательное горло. Я стал читать текст, но ничего не понимал, слова как- то прыгали в глазах. Я никогда не видел, как делают трахеотомию; …Вспоминая все, что я видел в университете, я пинцетами стал зажимать края раны, но ничего не выходило. …Ни на какой рисунок не походила моя рана. …В злобном отчаянии я сунул пинцетом наобум, куда-то близ раны, защелкнул его, и кровь тотчас же перестала течь».

Внутренний монолог героя, проясняющий, чего он так боялся в преддверии операции. «Конец,– подумал я,– зачем я это сделал? Ведь мог же я не предлагать операцию, и Лидка спокойно умерла бы у меня в палате, а теперь она умрет с разорванным горлом, и никогда, ничем я не докажу, что она все равно умерла бы, что я не мог повредить ей…» Булгаковский герой почти цитирует первую заповедь врача – «Primum non nocere» – «Прежде всего не навреди».

Встречаются и пейзаж-созвучие («ноябрьская тьма»), и повторы слов («взглянул с тоской», «в тоскливом предчувствии»), и антитезы («на рисунке все было ясно и просто – я ничего не понимал, ткнул пинцетом наобум – кровь перестала течь»), и метафоры и эпитеты («холодный пот», «негодный университетский груз»).

3. Перечитайте строчки: «– Ну, как хотите,– глухо добавил я и подумал: «Ну, вот и все! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумленные глаза. Они отказались, и я спасен». И только что подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил…» Что это за «другой» голос? Кому он принадлежит?
Что происходит в тот момент, когда начинает звучать «другой» голос? (Тот момент, когда начинает звучать «другой» голос, можно считать переломным. «Прежний» голос принадлежал человеку, неуверенному в своих силах («… Ну, а если привезут женщину и у нее неправильные роды? Или, предположим, больного, у него ущемленная грыжа? Что я буду делать?..»), тому, кто всячески стремился избежать опасности и риска, хотя и помнил о своем профессиональном предназначении («… да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…»). Новый «другой» голос свидетельствует о решимости оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Можно сказать, что «прежний» голос принадлежит человеку, думающему о себе, о своем страхе. «Новый» голос принадлежит человеку, думающему о других.)

Какова роль этого «двухголосия»? (Звучание этих «голосов» позволяет читателю почувствовать глубину внутреннего конфликта булгаковского героя, оказавшегося в ситуации выбора.)

4. Найдите в тексте другие места, где соседствуют оба «голоса» рассказчика. («– Вот что,– сказал я, удивляясь собственному спокойствию,– дело такое. Поздно. Девочка умирает. И ничто ей не поможет, кроме одного – операции.
И сам ужаснулся, зачем сказал, но не сказать не мог…»;
«Внутри себя я думал так: «Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку». А говорил иное: – Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют…»; «Внутри у меня все окаменело, но выговорил я ясно:
– Стерилизуйте немедленно нож, ножницы, крючки, зонд!»;
«… я взял нож, при этом подумал: «Что я делаю?» и т.п.)

5. Дополните ряд цитатами из текста.
Рассказчик – «о себе»: «Мне стало холодно, и лоб мой намок. Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь…»;
Рассказчик – «о других»: «… я почему-то не испугался за глаза, занятый своей мыслью…»;



Итоговые задания

1. Почему же молодой врач все-таки решился на операцию?

2. Почему в конце рассказа на приеме у врача было так много пациентов? Как вы объясните смысл названия рассказа – «Стальное горло»?

Домашнее задание

Прочитайте рассказ о жизни Ю. П. Вревской.

К уроку по произведению И.Тургенева
«Памяти Ю.П.Вревской»

 

Цели:
Общая – привлечь внимание к личной, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;
Частная – познакомить с новым жанром – стихотворением в прозе.

Дополнительная информация, которая может понадобиться
учителю при подготовке к уроку

Стихотворение в прозе – термин, введенный впервые Ш. Бодлером и заимствованный у него И. Тургеневым и другими позднейшими писателями. Что в произведениях названо этим парадоксальным термином, идет «от стиха» и что «от прозы»? «От стиха» здесь все признаки лирического жанра (который, как известно, гораздо чаще разрабатывается в стихах, чем в прозе): общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания; круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени (…); обычно бессюжетная композиция, повышенная эмоциональность стиля, небольшой объем, членение на малые абзацы, подобные строфам. Все эти признаки лиризма традиционны в поэзии, но не традиционны в прозе и поэтому в ней особенно ощутимы и действенны. Нет здесь лишь тех признаков стиха, которые собственно и делают стих стихом: членения на соизмеримые отрезки; подчеркивающих это членение рифм; облегчающих это соизмерение метра и ритма. Именно поэтому форма таких произведений остается прозаической: «от стиха» в них смысловое содержание и словесный стиль, «от прозы» – звуковая форма. Иногда кажется, что в ней больше ритмичности или благозвучия, чем в обычной прозе, но обычно это – иллюзия. С точки зрения стиховедческой, «стихотворения в прозе» – это проза, и только проза.

По М. Гаспарову

Аналитическая работа по тексту

1. Как вы думаете, кто является главным героем произведения И. Тургенева?

2. Что мы узнаем о Юлии Вревской? («Она была молода, красива…», «Жизнь ей улыбалась…», «…с лишком две недели умирала она от тифа….», «…она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.)

3. Дома вы познакомились с биографическим рассказом о жизни Ю. П. Вревской. В чем, на ваш взгляд, отличие этого рассказа от произведения И. Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской»?

4. Есть ли в этих произведениях сюжет? Можете ли вы выделить его элементы в том и в другом текстах?

5. Как вы думаете, почему в произведении И. Тургенева нет подробного описания жизни Ю. П. Вревской?

6. О ком еще, кроме самой героини, мы узнаем из произведения «Памяти Ю.П. Вревской»?
(Учитель предлагает перечитать заключительную фразу, в которой явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!») Что мы узнаем о лирическом герое произведения? (Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо».)

7. Где в тексте проявляется «я» лирического героя? (Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя. Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее». Ирония – «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…». Восхищение – «и такая сила, такая жажды жертвы!» Умиление – «Нежное кроткое сердце…» Сожаление – «Всякое другое счастье прошло мимо». Скорбь – «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…»)

8. Если нет сюжета, можно ли воспринимать этот текст как единое целое? Что объединяет все компоненты текста? (Единое настроение, которое пронизывает текст, создается благодаря тому, что в центре произведения – воспоминания и чувства лирического героя .

После обсуждения предложенных учениками вариантов ответа на последний вопрос учитель подводит итоги разговора и дает ученикам представление о композиционно-организующих элементах текста.


Композиционно-организующие элементы:

– «я» лирического героя (от заголовка до последней строчки): авторская интонация, синтаксические конструкции, выражение личных впечатлений, мыслей, переживаний;
– произвольная хронология лирического повествования;
– прием контраста (на уровне персонажей, лексики и синтаксиса);
– наличие в тексте многоточий и тире).

9. К какому литературному жанру можно отнести это произведение? Почему? (Выслушав предположения учеников, учитель рассказывает им о жанре «стихотворение в прозе».)


Выводы по проблематике

1. В помощи людям, пострадавшим на полях сражений, видела смысл своей жизни Юлия Вревская. Стремление к деятельному состраданию руководило ее поступками и придавало ей силу.

2. Человек, попавший в беду, страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чем суть деятельности медицинского персонала как в мирное время, так и на войне.


Все действия медицинского персонала направлены на сохранение жизни и здоровья больных, раненых, страдающих. Главное для медиков – оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, уменьшать их страдания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: