Разбор Слова Божьего (Мф.1:1-17)
РОДОСЛОВАНАЯ СПАСИТЕЛЯ
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
ВОПРОСЫ:
1. Почему для Иудеев так важна родословная линия Спасителя?
2. Как святой Божий Сын мог родиться от таких несовершенных людей?
3. Почему женщины перечисляются в родословной Иисуса?
4. Записано ли мое имя в Книге Жизни у Агнца?
Евангелист начинает с отчета о происхождении Христа и Его рождении, о Его предках, и о том, как Он вошел в этот мир, чтобы показать, что Он воистину был обещанным Мессией, ибо пророками было предсказано, что Он будет сыном Давидовым и родится от Девы. Все это ясно доказывается в данном отчете, включающем в себя Его родословную от Авраама, которая содержит сорок два поколения, три по четырнадцать, (Ст.1-17).
Ветхий Завет начинается с книги о происхождении мира, и в этом его слава, что он начинается таким образом, но слава Нового Завета превосходит славу Ветхого в том, что он начинается с книги о происхождении Того, Кто сотворил мир. Происхождение Христа как Бога из начала, от дней вечных (Мих.5:2), и никто ничего не может сказать об этом происхождении, но как человек, Он был послан Богом, когда пришла полнота времени, родился от жены; именно об этом происхождении говорится здесь.
|
Главная цель родословия – доказать, что наш Господь Иисус есть сын Давида и сын Авраама, то есть произошел из того народа и из той семьи, откуда и должен был произойти Мессия. Авраам и Давид, каждый в свое время, были удостоены великого доверия – им были даны обетования о Мессии. Аврааму было обещано, что Христос произойдет от него (Быт 12:3; 22:18), и Давиду было обещано то же самое (2Цар 7:12; Пс 88:4; Пс 111:12), поэтому если не будет доказано, что Христос – Сын Давида и Сын Авраама, то мы не можем принять Его как Мессию. Именно это доказывается здесь подлинными записями. В родословии Христос, прежде всего, назван сын Давидов, потому что среди иудеев Его так называли и под этим именем ожидали Его. Евангелист показывает этим, что Бог верен Своим обетованиям и исполняет всякое слово, которое изрек, хотя здесь, в самом начале, Матфей показывает нам в символах суть Евангелия в Иисусе Христе, потому что здесь он показывает, как рушатся стереотипы.
1. Исчез барьер между иудеем и язычником. Рахав - женщина из Иерихона. Моавитянке Руфи также нашлось место в родословной Иисуса Христа. Таким образом, в родословной получила отражение истина, что во Христе нет ни иудея, ни язычника.
2. Исчезли барьеры между женщинами и мужчинами. В обычной родословной не было женских имен, но в родословной Иисуса они есть, мужчины и женщины одинаково дороги Богу и одинаково важны для Его целей.
|
3. Изменился метод оправдания. Уже здесь в самом начале Евангелия есть указания на все охватывающую любовь Божью. Бог может найти и оправдать Своих слуг среди тех, от которых с содроганием отвернутся уважаемые ортодоксальные иудеи.
ТРИ ЭТАПА ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
ВОПРОСЫ:
5. Каким образом мы можем проследить по родословной Спасителя три этапа истории Израиля?
6. Как исполнилось обетование Аврааму?
7. Как исполнилось обетование Давиду?
В родословии упоминается период вавилонского пленения, как замечательный отрезок израильской истории. Если учесть все обстоятельства, то это было чудо, что иудеи не потерялись в этом плену, как прочие народы.
Родословная завершается не Марией, матерью нашего Господа, но Иосифом, мужем Марии (ст.16), так как у иудеев родословие всегда велось по мужской линии. Но Мария была из одного колена и из одного семейства с Иосифом, так что как по материнской линии, так и по линии предполагаемого отца Иисус был из дома Давидова. Однако причастность Христа к царственному достоинству устанавливается по Иосифу, хотя Он в действительности не имел с ним родственных отношений по плоти. Это сделано с целью показать, что Царство Мессии созидается не на потомке Давида по плоти.
|
Наконец, мы имеем родословие в обобщенном сокращенном виде (ст. 17), где оно поделено на три части, по четырнадцать родов в каждой, и каждая из них соответствует трем замечательным периодам истории израильского народа: первая – периоду становления дома Давидова, его утренней заре; вторая – периоду его расцвета, когда дом Давидов достигает зенита своей славы, а третья часть – периоду его постепенного упадка, когда он становится все менее и менее известным, пока наконец не умаляется до семьи бедного плотника. И вот тогда-то и воссиял из дома Давидова Христос – слава народа Его, Израиля.
Материал подготовлен пастором Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Слово Спасения». Вы также можете найти его на сайте: www.slovospaseniya.ru