Проверочная работа
1. Составьте глоссарий по ключевым понятиям тем модуля 1.
Понятие | Определение |
Актуальность | степень важности темы, мера востребованности вопроса, проблемы в данный момент и в данной социально-экономической, социокультурной, социально-политической ситуации. |
Современность | действительность непосредственного настоящего, данного времени, то, что происходит и существует в режиме «здесь-и-сейчас» |
Мировые проблемы | совокупность социальных и природных проблем, от решения которых зависит прогресс человечества и сохранение цивилизации |
Мировые вызовы | глобальные угрозы, среди которых – выраженное экономическое неравенство населения, массовая бедность, демографические и миграционные проблемы, межнациональные и межконфессиональные конфликты, международный терроризм, нарастающий дефицит природных ресурсов, в частности пресной воды, и др. |
Трансгуманизм | направление, прогнозирующее и разрабатывающее пути трансформации человека на основе развивающихся технологий в нечто абсолютно новое и более совершенное в генетическом, физиологическом, интеллектуальном и других отношениях |
Консьюмеризм | как термин в настоящее время выступает аналогом понятий «перепотребление», «потребительство»; идея о возможности достижения социального превосходства через потребление |
Информация | сведения независимо от формы их представления; Несмотря на широкую распространённость, понятие информации остаётся одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности |
Сеть | структура, состоящая из связанных и взаимодействующих между собой элементов; по М. Кастельсу, сети «представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации…» |
Социальная сеть | объединение социальных позиций — социальных акторов и их связей; социальная сеть состоит из группы узлов, которыми являются социальные акторы, и связей между ними (социальных взаимодействий) по поводу обмена ресурсами |
Сетевой индивидуализм | по М. Кастельсу, реализация личностных потребностей (в т.ч., потребности в самовыражении) с учетом новых возможностей |
Глобализация | процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, основным следствием чего является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран |
Глокализация | (от глобализация и локализация, от лат. localis – местный), региональный отклик на процессы глобализации, приспособление унифицированных форм к региональным стандартам |
Риск | возможное негативное последствие от того или иного действия; специфическая форма социальной коммуникации, связанная со стремлением рассчитать в настоящем неизвестное будущее |
Постмодернизм | термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве; состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, допостмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи |
|
|
Заполните таблицу по основным теориям, изложенным в модуле 1.
Концепция | Автор/ы | Сущность |
Информационное общество | Д.Белл, О.Тоффлер, М. Маклюэн | Общество, где информация выступает важным ресурсом, а наиболее ценным навыком является умение эффективно распорядиться информацией. В информационном обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Информационное общество определяется не столько тем, что имеет место ускоренный рост знания во всех областях человеческой жизнедеятельности, сколько тем, что возросла коммуникация – взаимодействие людей на основе циркуляции этих знаний и появившейся возможности достаточно быстро их получить. |
Сетевое общество | М.Кастельс, Бауман, Латур | В сетевом обществе важным является не доминирование информации или знания, а изменение направления их использования, в результате чего главную роль в жизни людей обретают глобальные, сетевые структуры, вытесняющие прежние формы личной и вещной зависимости. Согласно концепции Кастельса повсеместное распространение информационных процессов в современном мире ведет к радикальным сдвигам в социальной жизни общества. Появление огромного количества информационных сетей становится причиной того, что свое значение утрачивают вертикальные связи управления, на замену которым приходят интенсивно развивающиеся горизонтальные социальные связи. Как следствие, государственный суверенитет ослабевает, происходит интернализация социальной жизни. |
Общество знания | Р.Лэйн, П.Дракер, Н.Штер | Знание – смыслообразующая ценность общества. Главная задача общества знания – научиться учиться, а новые информационные технологии должны способствовать «постоянному обновлению личной и профессиональной компетенции». Обучение – ключевая ценность. Количество полезной информации в современном мире стремительно растет, человек все лучше умеет понимать и распоряжаться получаемой информацией, т.е. превращать информацию в знания. |
Общество риска | У.Бек, Н.Луман | Современное общество – это общество производящее технологические и социальные риски: это определенная стадия развития социальности, которая характеризуется генерированием рисков, опасностей и угроз, нестабильностью, неопределенностью, двойственностью, отсутствием четких критериев поведения в обществе, снижением ценностей нормативно-регулятивного ряда, а в качестве основы социальной солидарности людей выступают риск и безопасность |
Общество спектакля | Ги Дебор | Суть современного состояния Ги Дебор определяет как утрату непосредственности: «всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Термин «спектакль» означает «самостоятельное движение неживого» или «общественные отношения, опосредованные образами». Развивая идею Э. Фромма, Ги Дебор утверждает, что современное общество предпочитает даже не «иметь», а «делать вид», что имеет, дополняя фроммовское противопоставление виртуализированной концовкой, более привычной для эпохи постмодерна. |
Общество потребления | Ж.Бодрийяр | Характеристика современного общества, обусловленная индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей социальной, нравственной ценности. |
Глобальная деревня | М.Маклюэн | М. Маклюэн развивает фундаментальную для понимания глобализации тему о ведущей роли средств массовой коммуникации. Глобальная деревня М. Маклюэна, обозначающая современное общество, в котором благодаря развитию коммуникационных систем люди рассуждают и поступают так, как если бы они жили в одной деревне. Характерными особенностями «глобальной деревни», по мнению Маклюэна, являются: 1) интенсифи-кация и массовость коммуникационных процессов; 2) синтез разных видов коммуникации и коммуникационных средств; 3) глобализация коммуникационных и информационных процессов. |
Постиндустриальное общество | Д.Белл, О.Тоффлер | Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. |
Коммуникационное общество | Д.Белл, О.Тоффлер | Феномен постиндустриального общества, в котором любой человек в мире, имеющий доступ к соответствующим технологиям, может связываться с любым другим индивидуумом, организацией или информационными службами. |
|