МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ




Грибанов Е.В.

Кандидат юридических наук, доцент

Брянского филиала МосУ МВД России

МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ

МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Межкультурная коммуникация рассматривается как совокупность разнообразных форм отношений, общения между индивидами и их группами, принадлежащих к разным культурам. По каналам межкультурной коммуникации могут транслироваться нормы, ценности, идеалы, размывающие устои традиционной культуры, приводящие к ее кризису и во многом имеющие криминогенный характер.

Совместное существование различных этнических групп в рамках одного общественного организма приводит к их взаимодействию. Формы такого взаимодействия могут иметь как правомерный, так и противоправный характер. Различие этнокультурных характеристик часто становится фоном для совершения преступлений несовершеннолетними. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость подвергаются широкомасштабному деструктивному воздействию из вне, на уровне манипуляций общественным сознанием. Подростки и молодежь не способны качественно осуществлять отбор и обработку воздействующее на них информации, а потому наиболее подвержены негативному влиянию. Чувства патриотизма молодых людей используются в экстремистских целях. Им навязывается желание искать виновников своих личных и общественных неудач в лице граждан иной национальности. Формируется и соответствующая идеология, которая все негативные явления в жизни несовершеннолетних привязывает к угрозе иноэтнического доминирования над их физической и культурной средой.

Условиями совершения преступлений несовершеннолетними часто становится различие этнокультурных характеристик, т.к. традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость подвергаются широкомасштабному деструктивному воздействию из вне.

Криминологией этнической преступности уделяется достаточно внимания, однако ее сущностные социокультурные аспекты и механизмы исследованы не в полной мере.

Для развития и протекания межэтнических конфликтов с участием несовершеннолетних (для их возникновения достаточно повода, наличия конфликтной ситуации и конфликтных групп) характерны следующие социокультурные закономерности (так называемые социально-перцептивные механизмы):

– смещение баланса эмоционального позитива несовершеннолетних в «пользу» собственной этнической группы и, как следствие, повышение избирательности межэтнического социокультурного восприятия. Происходит отсев позитивной и искажение поступающей информации по следующему принципу: в фокусе внимания остается информация, подтверждающая негативные стереотипы, а та информация, которая не подтверждает их, отбрасывается. Сложившиеся негативные этнокультурные представления имеют устойчивую тенденцию к самовоспроизводству и самоподдержанию;

– рост межэтнических социокультурных различий среди несовершеннолетних. При этом увеличиваются межкультурные и уменьшаются внутрикультурные различия. Снижается социокультурная дифференциация представителей других этнических групп и усиливаются тенденции социокультурной деперсонализации членов собственной группы;

– нарастание эмоциональной напряженности, озлобленности со стороны несовершеннолетних по отношению к другой этнической группе. «Этническая» генерализация негативного эмоционального потока и поиск виноватого по этническому критерию». Конфликт возникает тогда, когда межнациональные сравнения складываются не в пользу какой-либо этнической группы; когда ее представители оказываются реально или, как им кажется, в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии представителей этнической группы складываются стереотипы мышления, которые все их беды легко и понятно объясняют дискриминационным поведением титульных, соседних или приезжих этнических групп; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении;

– объяснение недостатков и неудач в деятельности собственной этнической группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные особенности, мотивы, цели, установки, стереотипы поведения и т.п.);

– неоправданное смещение критериев оценки иных этнических групп в сторону «обвинительных» критериев;

– перекладывание собственных негативных чувств, качеств и особенностей на представителей других этнических групп.

Национализм в сознании конфликтующих сторон может подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но помнить: «наши-чужие». В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые законы человеческого общежития подменяются «национальной справедливостью», а кровавые расправы над чужими становятся священной местью, которая не воспринимается преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального отражения мгновенно воспроизводится другой.

Указанные выше представления, субъективно искаженные чувства, эмоции, переживания представителей отдельных этнических групп при наложении на них конкретной жизненной ситуации, а иногда и в условиях целенаправленного управляемого воздействия (разжигание межэтнической розни, вражды) перерастают в преступное поведение. «Нередко проблемная ситуация переходит в конфликт, под которым понимается осознаваемое людьми столкновение противоположных (или кажущихся таковыми – прим. авт.) интересов, стремлений, взглядов, проявляющееся в их поведении. Конфликт нередко приводит к насилию, правонарушениям и преступлениям».

Преступная деятельность несовершеннолетних в рамках межнациональных конфликтов может проявляться посредством совершения отдельных преступлений и при наличии «умелой» политической, идеологической, а иногда и материальной подпитки вылиться в создание молодежных движений экстремистской направленности.

Особую тревогу вызывает рост числа деструктивных молодежных движений экстремистской направленности и, как следствие, количества совершаемых ими преступлений из числа подростков, воспитывавшихся в рамках традиционно толерантной культуры. В России насчитывается более 200 экстремистских организаций, которые объединяют около 10 тыс. человек. Членами экстремистских группировок становятся, как правило, молодые люди.

Таким образом, можно говорить о социокультурной трансформации межнациональной терпимости и толерантности среди молодежи России. Однако подобное утверждение относится в первую очередь к социально дезориентированной молодежи, имеющей низкий образовательный и культурный уровень, как правило, ведущей антиобщественный образ жизни. Это подтверждают данные нашего и ряда других исследований. Среди опрошенных нами несовершеннолетних преступников доля лиц, выразивших крайне негативное отношение к представителям иных национальностей, составляет 23,5%, среди подростков, находящихся в неблагополучной ситуации, – 9%, а среди учащихся общеобразовательных школ – 3%.

Распространение в России религиозных движений с деструктивной (часто преступной) направленностью выступает питательной средой групповой преступности несовершеннолетних. Возникновение религиозных конфликтов с участием несовершеннолетних объясняется действием следующих факторов: архетипического, культурно-исторического, социентального, конфессионального.

Для их прогнозирования целесообразно использовать следующие критерии: теснота контакта, интенсивность коммуникации, социальное соотношение сил взаимодействующих культур, способность культуры к диалогу, «идеальный ресурс» культур, степень реального взаимодействия культур, субъективная установка носителей культуры на взаимодействие; тип религиозности и конфессиональная принадлежность несовершеннолетнего или родственной ему социальной группы, степень религиозной толерантности и особенности проявления деструктивной формы религиозности, глубина вовлеченности подростка в деятельность религиозной организации, степень конфликтности несовершеннолетнего – носителя религиозной веры.

Таким образом, в современном мире, насквозь пронизанном бесчисленными и разнообразными межкультурными коммуникациями, невозможно избежать контактов между культурами, субкультурами, их культурными традициями и стилями. Однако не всякую коммуникацию между носителями различных культур можно рассматривать в качестве межкультурного взаимодействия. Согласно принципам синергетического подхода, главным критерием, характеризующим межкультурное взаимодействие, выступают количественные и качественные характеристики вызванных им изменений с точки зрения влияния этих изменений на дальнейшее развитие взаимодействующих культур. Если такие изменения значительны, то можно говорить не просто о культурном контакте, а о взаимодействии культур.

Такой межкультурный контакт происходит на уровне межкультурного взаимодействия и в условиях кризисного (посткризисного) состояния общества вызывает качественные негативные изменения и трансформации в сознании подростков, содержание актуальной российской культуры деформируется, а «культурный идеал», существовавший столетия на основе христианской морали, размывается. Господствующая в нашем обществе культура сталкивается с системным воздействием на нее, когда деструктивное воздействие на себе испытывают все ее участки и сферы без исключения. Наиболее существенные изменения контрагентов связаны с взаимодействиями системного характера, когда в процесс (как минимум, с одной стороны) включаются не просто отдельные элементы культуры, но культура как целое.

Все это вызывает необходимость реагирования со стороны государства и общества на угрозу культурной экспансии в отношении несовершеннолетних. Указанная проблема обсуждается и на страницах криминологической литературы. Так, Е.Г. Багреева справедливо рассматривает правовое обеспечение сохранения господствующей культуры России как антикриминогенный фактор. Однако лишь правового обеспечения в этой связи явно недостаточно, требуется принятие комплекса мер, как правового, так и политического, социального, экономического, религиозного, организационного, а главным образом идеологического и информационного характера. Можно вести речь об информационной войне между господствующей культурой и деструктивно на нее воздействующими внешними элементами. Высокая степень активности культур-контрагентов сочетается здесь с их максимальной закрытостью и выраженной отрицательной комплементарностью в отношении друг друга – настолько, что ключевые проявления одной культуры-контрагента воспринимаются другой как антикультура, как угроза существования ее собственного культурного космоса.

Принятие лишь правовых мер в этой сфере явно недостаточно. Необходимо воздействие на процессы межкультурной и межрелигиозной коммуникации несовершеннолетних, сглаживание межкультурных противоречий и нейтрализация факторов, их вызывающих; установление социокультурных барьеров, исключающих воздействие худших образцов культуры иных стран, деструктивных религиозных течений (сект) и криминальной субкультуры на несовершеннолетних.

Важно прогнозирование протекания социокультурных процессов, межкультурных и внутрикультурных противоречий и конфликтов с участием несовершеннолетних, а также механизмов детерминации преступности несовершеннолетних в религиозной сфере.

Делая общий вывод, следует отметить, что культурный тип общества предопределяет преступность несовершеннолетних как социальное явление. Любое негативное социальное явление, преступное или близкое к таковому, становится относительно массовым и социальным явлением только тогда, когда имеет в качестве своей основы сложившийся культурный ореол (тип). Такой культурный тип враждебен господствующей культуре, противостоит ей, разрушает ее устои, но в то же время является ее частью и зависит от нее. Новые культурные типы, как правило, формируются в среде подростков и молодежи. Формирование криминогенных культурных феноменов возможно в условиях «пассивной» доминирующей культуры, проявления культурного конформизма, и особенно в ситуации духовно-нравственного кризиса общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: