Толкование сновидений А.Адлера




Тема «Психодинамическая терапия»

Занятие 9. Техника раннего воспоминания в индивидуальной психологии.

1. Отличия в подходах к толкованию сновидения у З.Фрейда, К.Г. Юнга и А.Адлера

Толкование сновидений Зигмунда Фрейда

Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Представьте себе человека, выросшего вне общества. На первый взгляд, это дикарь, практически животное. Однако это создание полностью свободно от внутренних предрассудков и комплексов, оно руководствуется естественными желаниями и потребностями. Общество же (родители, педагоги, окружающие), воспитывая очередного своего члена, с самого раннего детства учит его подавлять многие желания, которые считаются неприличными или ущемляют интересы других людей. Со временем человек воспринимает вложенное в него обществом как единственно правильную норму и якобы забывает о врожденных желаниях, то есть подавляет их. Механизм такого подавления называется цензурой. Однако желания не исчезают бесследно, а остаются глубоко в подсознании и затем ищут выход в виде нервных расстройств, комплексов и страхов.

Толкование сновидений К.Юнга

Юнг считал, что сновидение - это скрытое отражение психики, смысл которого раскрывается эмпирически. Юнг противопоставляет тезису Фрейда антитезис: Я воспринимаю сновидение как то, чем оно является. Ввиду сложного и комплексного характера материала, он не решается приписывать бессознательному тенденцию к введению в заблуждение.

траченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.

«Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса.

В «средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат. Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции.

Бессознательная функция действует успешно когда выполняет требования сознания в ограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.

«Большие» (важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна.

Толкование сновидений А.Адлера

Адлер считает, что содержание сновидения отличается от содержания сознания в бодрствующем состоянии не качественно, а только количественно (по степени). Как во сне, так и в бодрствовании психика отвечает на проблемы жизни, а сами эти ответы зависят от индивидуальной схемы жизни. Поэтому Адлер не видит большой разницы между способами анализа сновидений и фантазий индивида (или придуманных сновидений), поскольку все психические содержания связаны со стилем жизни человека. Таким образом, и при подходе к анализу сновидений Адлер предлагает придерживаться целостного подхода. Это значит, прежде всего, рассмотрение сновидения в контексте целостной личности. А поскольку целостность личности связана с целью и движением к цели, то такой же подход следует применить и к сновидению, а также к пониманию его задач. «Задача любого сновидения — найти путь к цели превосходства, можно сказать, что сновидение снится ради того, что называется ‘‘скрытой целью превосходства индивида”. Все видимые симптомы, душевные движения и сновидения являются лишь формой подготовки, делающей человека способным дойти до своей конечной цели независимо от того, какова она: желание ли это быть в центре внимания, подавлять и главенствовать или избегать определенных людей и ситуаций» (там же).

Когда человек стоит перед необходимостью решения проблемы, достижения цели, то с наступлением сна активность его сознания продолжается. Поэтому сновидение является и подготовкой к решению проблемы, и построением в сновидении способов ее решения. «На самом деле, сновидение — это мост, связывающий проблему, которая стоит перед сновидцем, с целью, которую он стремится достичь. В этом смысле сновидение часто становится правдой, потому что во время сновидения сновидец проигрывает свою роль и таким образом готовится к тому, чтобы задуманное стало правдой»

Поэтому сновидение может быть как правдой, так и ложью, или активным самообманом индивида. А одно и то же сновидение для разных людей может означать разные вещи. То же самое один и тот же символ в разных сновидениях (в сновидениях разных людей) может означать совершенно различные или даже противоположные содержания сознания.

2. Психотерапевтические приемы в индивидуальной психологии А.Адлера

1. Установление правильных отношений. Основа – формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание.

2. Анализ личностной динамики. Главное – понимания, осознания специфики жизни клиента, важное место уделяется опросу о целях жизни.

Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа: "Как ваш отец относится к детям?"; "Кто был любимым ребенком в семье?"; "В каких отношениях вы были с отцом и матерью?"; "Каким ребенком вы были?" Смысл подобных вопросов – получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов "Раннее воспоминание". Спрашивается примерно следующее: "Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях"; "Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений" либо "Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни". Как правило, число таких просьб ограничивают четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Анализ сновидения. Отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других.

Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения типа: "Нет в жизни счастья"; неверие и неосуществимые цели, например: "Я хочу нравиться всем"; ошибочное восприятие жизненных требований, например: "Все несправедливы ко мне"; отрицание собственной основополагающей ценности типа: "Я – конченый человек"; мнимые ценности, например: "Главное – добиться своего, неважно, какой ценой".

От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме.

· Подбадривание. Признание личного мужества клиента, его духовных сил наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

· Поощрение инсайта. Создание условий для инсайта (озарения) путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента.

· Помощь в переориентации. Эта заключительная стадия работы известна также под названием "Воплощение инсайта в действие". Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

Общие впечатления по результатам проведения «Техники раннего воспоминания»

В мою задачу входило ознакомиться с «Техникой раннего воспоминания » Проанализировать ранние воспоминания испытуемого. Испытуемый в возрасте 25 лет описал свое раннее воспоминание(свое поведение, свои чувства до рассказа данного воспоинания и после рассказа данного воспоминания.)

В воспоминании чаще всего употреблялось местоимение «мы». То есть частое употребление «мы» свидетельствует о том, что у испытуемого развито социальное чувство и сотрудничество, учитывая то, что в воспоминании он рассказывал о друзьях. Значит развитио социальное чувство и сотрудничество с более широким кругом людей.

Преобладающий тип ситуации – новые жизненные ситуации; способ восприятия ситуации объектом – ощущение принадлежности. То есть испытуемый носит характер разноуровневой личностной принадлежности. То есть идентифицирует себя с социумом различных возраастов.

Исходя из всех достигнутых и опровергнутых гипотез. Жизненный стиль испытуемого состоит из формулы: Жить – это жизнь в свое удовольствие.

Исходя из процесса проведения методики «Техника раннего воспоминания» и полученных результатов. Мои впечатления являются следующие: работать с испытуемым было легко. Обстановка была непринужденная и испытуемый шел на контакт, что меня очень радует. Анализ воспоминаний дался без особых усилий и с интересом.

В общей сложности методика «Техника раннего воспоминания» в процессе работы с ней не предоставила особого труда. Несет за собой позитивный настрой как для испытуемого так для проводящего данную метотодику на испытуемом. Методика проводилась легко и непринужденно. И не несла за собой негативной окраски.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: