Литературное чтение 3 класс 10.11.21
по теме: "Ф.И. Тютчев "Весенняя гроза"
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. По пути зайдём в мир звуков, мир цвета и красок.
- Чего вы ждёте от урока? Будет ли урок интересным? Какие задачи поставим перед собой? Желаю вам хорошего настроения, успехов, узнать что-то интересное.
- Но для начала мы проведем речевую разминку.
Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?
- Прочитайте об этом стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
(Е. Серова)
-Каким тоном будем читать это стихотворение?
(Радостным, восторженным)
- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
-С каким тоном будем читать первую строку?
(Тоном приглашения, с чувством радости)
- Вторую?
(Радостно-вопросительным тоном)
-А третью и четвертую строчки?
(С чувством восхищения)
-Прочитаем выразительно.
- Какие советы дает Яков Смоленский, народный артист РСФСР, в своей статье для того, чтобы научиться читать стихи.
(Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе)
- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
- Фёдор Иванович Тютчев - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году?
|
(«Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Зима недаром злится»)
Просмотр презентации Ф.И. Тютчев
- Слышали ли вы, как гремит гром?
-Какие чувства испытываете при приближении грозы?
-А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.
Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» стр. 62
- По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.
- Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Тютчева «Весенняя гроза».
Словарная работа.
- Но прежде чем вы его прочитаете, выясним значение трудных слов.
Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).
Гам – шум голосов и криков.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
Прочитайте стихотворение
- Красиво написано?
- Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?
Анализ произведения.
Чтение с заданием: найти “чудо”.
1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
|
- Какая картина возникает перед вами?
- А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать.
– Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?
(Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно)
Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?
Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.
-А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).
Какой художественный прием использует поэт?
Кто может объяснить значение слова олицетворение?
Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами
- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?
(Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть...)
- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
Какие слова об этом говорят?
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит
- А что значит молодые раскаты?
- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?
- Какие картины вы себе представили? Опишите вторую картину.
(Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя)
- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)
|
Что такое метафора?
Мета́фора («переносное значение») —перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.
– Какое чудо во 2-ой строфе?
(Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя - в золотые нити)
3. Прочитаем третью строфу.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.
– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»?
Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.
Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.
Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?
- Как вы догадались? {.....)
- Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?
- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?
- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
- Ребята прочтем еще одно стихотворение писателя на стр. 63 «Листья»
-Понравилось ли вам стихотворение?
- Что особенно запомнилось?
- Какие картины вы представляли себе, когда читали стихотворение?
- Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?
- Значения каких слов вам непонятны? (Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество. Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».)
Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Весенняя гроза» наизусть.