Чтение с заданием: найти “чудо”.




Литературное чтение 3 класс 10.11.21

по теме: "Ф.И. Тютчев "Весенняя гроза"

 

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. По пути зайдём в мир звуков, мир цвета и красок.

- Чего вы ждёте от урока? Будет ли урок интересным? Какие задачи поставим перед собой? Желаю вам хорошего настроения, успехов, узнать что-то интересное.

- Но для начала мы проведем речевую разминку.

Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?

- Прочитайте об этом стихотворение.

 

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

(Е. Серова)

-Каким тоном будем читать это стихотворение?

(Радостным, восторженным)

- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

-С каким тоном будем читать первую строку?

(Тоном приглашения, с чувством радости)

- Вторую?

(Радостно-вопросительным тоном)

-А третью и четвертую строчки?

(С чувством восхищения)

-Прочитаем выразительно.

- Какие советы дает Яков Смоленский, народный артист РСФСР, в своей статье для того, чтобы научиться читать стихи.

(Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе)

 

- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

- Фёдор Иванович Тютчев - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году?

(«Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Зима недаром злится»)

Просмотр презентации Ф.И. Тютчев

- Слышали ли вы, как гремит гром?

-Какие чувства испытываете при приближении грозы?

-А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» стр. 62

- По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.

- Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Тютчева «Весенняя гроза».

Словарная работа.

- Но прежде чем вы его прочитаете, выясним значение трудных слов.

Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный - гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

Прочитайте стихотворение

- Красиво написано?

- Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?

Анализ произведения.

Чтение с заданием: найти “чудо”.

1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

- Какая картина возникает перед вами?

- А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать.

– Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?

(Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно)

Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?

Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

-А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).

Какой художественный прием использует поэт?

Кто может объяснить значение слова олицетворение?

Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами

- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?

(Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть...)

- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

Какие слова об этом говорят?

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит

- А что значит молодые раскаты?

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?

- Какие картины вы себе представили? Опишите вторую картину.

(Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя)

 

- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)

Что такое метафора?

Мета́фора («переносное значение») —перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

– Какое чудо во 2-ой строфе?

(Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя - в золотые нити)

3. Прочитаем третью строфу.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.

– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»?

Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.

Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

  • Как вы догадались? {.....)
  • Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?
  • Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?
  • Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).

- Ребята прочтем еще одно стихотворение писателя на стр. 63 «Листья»

-Понравилось ли вам стихотворение?

- Что особенно запомнилось?

- Какие картины вы представляли себе, когда читали стихотворение?

- Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

- Значения каких слов вам непонятны? (Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество. Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».)

 

Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Весенняя гроза» наизусть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: