Конспект занятия в ГПД на тему «Птицы вокруг нас»
Тема занятия: Птицы вокруг нас.
Форма проведения: Игра-викторина
Цели занятия:
- расширить знания детей о птицах;
- закрепить знания детей о птицах перелётных и зимующих (осёдлых и кочующих) в наших краях;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход занятия
- Организационный момент
Вступительное слово.
«Какие птицы бывают»
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень много – около 9 тысяч видов.
Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесах, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степях. Они живут только в пустыне или в горах. А другие – только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми..Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают разные….
- Итак, сегодня мы поговорим о птицах, наших пернатых друзьях.
Отгадайте загадки, о ком идёт речь?
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям ночует, Коноплю ворует. (Воробей)
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
- Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя птица? Какая?
|
(воробей, потому что петух и гусь – это домашние птицы)
Сообщение темы и целей занятия.
- Но сегодня на занятии мы говорим о птицах, которых встречаем в природе.
4. Игра-викторина.
1. Загадки.
Чёрный жилет, красный берет
Нос, как топор, хвост, как упор. (ДЯТЕЛ)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … (ВОРОНА)
Днём слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (СОВА)
Непоседа, пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (СОРОКА)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый…. (ВОРОБЕЙ)
- Ребята, а кто догадался, что у этих птиц общее?
(они никуда не улетают, а круглый год живут у нас)
- А кто знает, как называют таких птиц? Этих птиц называют зимующими.
- Ребята, некоторые зимующие птицы всю зиму живут в одном и том же месте. Синица, воробей, поползень, сова, ворона, дятел, сорока – их ещё называют оседлыми.
- А есть и другие зимующие птицы. Отгадайте загадку:
Зимой на ветках яблоки:
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это…. (СНЕГИРИ)
- Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные и суровые зимы. И всё-таки тяжело и зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
- Как же помочь птицам зимой?
- Продолжаем конкурс загадок! Кто отгадает следующие загадки про птиц?
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
|
Деревянный он дворец
Темно-серенький … (СКВОРЕЦ)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица …(ГРАЧ)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (ЖУРАВЛИ)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (ЖАВОРОНОК)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это? (СОЛОВЕЙ)
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая, невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (ЛАСТОЧКА)
- Птицы-непоседы. Как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверёк. А вот улетать за тысячи километров, а потом возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.
Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут.
- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места?
- Каких перелётных птиц вы ещё знаете?
Физкультминутка.
Стая птиц летит на юг.
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, как крыльями)
Крыльями маши быстрее,
Чтобы прилететь скорее.
(Дети машут крыльями интенсивнее)
А над ними солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Дети потягиваются – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается Земля.
(Дети низко наклоняются вперёд, разводят руки в стороны)
|
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети приседают)
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много.
(Дети встают и машут руками, как крыльями)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться им пора.
(Дети садятся за парты)
2. Конкурс «Почемучка»
Вопросы:
1. Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел остаётся зимовать у нас?
2. Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует в наших краях?
- Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы.
Как же это удалось сделать учёным?
(Помогли учёным маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу.
Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.)
- Ребята, а как называют учёных, которые изучают птиц, их поведение?
(«орнитолог»)
- Совсем недавно – 1 апреля мы отмечали Всемирный день птиц. А 4 апреля был особый день, тоже связанный с одной птицей. В народе говорили – в этот день наступает весна по-настоящему, потому что в этот день прилетает птица… Какая?
(Прилетает скворец.)
3. Конкурс «Третий лишний»
- Сейчас мы проверим, как вы знаете птиц. Я вам называю тройку птиц, а вы должны найти лишнюю птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других.
-галка
-грач
-воробей
-дятел
-зяблик
-ласточка
-ворона
-сорока
-скворец
- Ребята, так на какие две группы мы разделили птиц?
Конкурс «Узнай птицу»
- Наступает самый сложный конкурс. Ваша задача – как можно быстрее узнать её.
Первое описание:
Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьёт гнездо на крыше дома.
Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночью, а папа днём. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (АИСТ)
Второе описание:
Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки и провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом. (ЛАСТОЧКА)
- Стихотворение про ласточку расскажет (стихотворение до занятия учит наизусть один из учеников).
В. Бардадым
Ласточка.
-Спой мне, ласточка- прошу,
А она в ответ:
- Спешу! -
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула.
Целый день забот полна –
Домик строила она.
Дни прошли. Опять прошу,
А она в ответ:
-Спешу!
Считаны минутки!
У меня малютки.
Мошек ловлю,
Крошек кормлю. -
В гости дождик зачастил.
Старый тополь загрустил.
-Спой мне, ласточка, - прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Собираю в путь семью,
Возвращусь весной – спою.
Третье описание:
Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (КУКУШКА)
Четвёртое описание:
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, бесперестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков. Зимой прилетит к нашим домам за помощью и будет клевать всё, что вы дадите, - зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, брюшко жёлтое, спинка зелёная, крылья серо-голубые, а на голове чёрная шапочка. (СИНИЦА)
- Стихотворение про синичек расскажет (стихотворение до занятия учит наизусть один из учеников).
Ю.Синицын
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
«Тинь-тень, тилли-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек»