МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для абитуриентов, поступающих
на специальность 54.02.02
«Декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы»
Вступительные испытания предусматривают выявление знаний, умений и навыков абитуриента в области изобразительного искусства.
Вступительное испытание – выполнение практического задания в живописной манере.
ЖИВОПИСЬ, НЕСЛОЖНЫЙ НАТЮРМОРТ из 2-3 бытовых предметов на фоне цветных драпировок. Работа с натуры, формат листа А3, материал – гуашь или акварель (на выбор).
Время для выполнения натюрморта – 4 астрономических часа.
Основные требования:
- композиционное размещение изображения в листе;
- построение предметов и передача их пропорций;
- цветовое и тональное решение натюрморта;
- передача колористической взаимосвязи изображаемых предметов при сохранении цельности восприятия объекта.
Последовательность выполнения натюрморта.
1. Анализ натюрморта
Необходимо развивать целостность видения, которая заключается в том, что разглядывать (писать) каждый предмет по отдельности неверно, необходимо приучить себя видеть всю постановку в целом, не выпуская из поля зрения ни фон, ни предметы.
Для правильной передачи цветовых отношений в натюрморте необходимо определить локальный (натуральный) цвет каждого предмета и изменение этого цвета на свету и в тени. Каждый цвет важен не сам по себе, а только в связи с другими, в том числе и с фоном. Живопись –это процесс работы отношениями.
2. Композиция натюрморта
Важно правильно расположить предметы на листе – вертикально или горизонтально. Для этого используйте рамку-видоискатель. Его можно сделать из небольшого листа бумаги, вырезав маленький прямоугольник.
3. Выполнение рисунка в карандаше
При работе над натюрмортом придерживайтесь общих правил последовательного изображения – «от общего к частному» и «от частного к общему». Построение предметов ведется методом визирования и сравнения. Соблюдайте пропорциональные соотношения предметов.
4. Выявление цвето - тональных отношений
В подмалевке (первой прописке) намечаются тонально-цветовые отношения крупных предметов, имеющих решающее значение для колористического решения натюрморта. Работа над цветовыми соотношениями заключается не в механическом перенесении натуры на лист, а в поисках сочетания цвета, которое в совокупности создаст необходимое впечатление формы, освещения, пространства. Колорит – цветовой строй картины. В построении колорита большое значение имеет соотношение холодных и теплых цветов. Наряду с характером цветовых сочетаний в колористическом решении натюрморта имеет значение материал, характер мазка, фактура. В цветовом решении фона, стола, предметов сразу передаются различия по тону, цвету, теплохолодности. Намечается широкий свет, полутон, тень, рефлекс на каждом предмете с характером формы, освещением и удалением предметов.
5. Работа с фоном
Прописка фона, драпировки на столе выполняется широкими заливками (акварель) или мазками (гуашь) с мягкими переходами одного цвета и тона в другой.
6. Моделирование формы цветом
На следующей стадии найденные отношения уточняются, моделируется форма предметов. На освещенных местах мазки кладутся энергично, форма, детали лепятся четко. Такая прописка предмета и «выдвигает» его вперед. Предмет как бы отступает вглубь. Нельзя предметы писать обособленно (мазок на кувшин, а другой в отношениях на плоскость стола, фон и т.д.).
7. Обобщение формы
Обязательно посмотрите на канале YOUTUBE запись мастер-класса
«Рисуем натюрморт гуашью · Мастер-класс преподавателя Карповой Е. А.»
https://www.youtube.com/watch?v=cSol7CI12ec
Приложение
Иллюстрации: экзаменационные работы по живописи абитуриентов прошлых лет.