За что наказывать нельзя?
1. За нежелание есть или спать, за слёзы и смех, за поломку ребёнком его же собственных игрушек, за то, что он дружит с кем-то, кто не по вкусу его родителям.
2. За проступки, совершённые непреднамеренно и по незнанию.
3. За проявления невротической привычки (например, ребёнок мочится в постель, сосёт палец, грызёт ногти, гиперактивен, импульсивен, заикается, будит семью ночными криками из-за снящихся ему кошмаров).
4. Когда ребёнок сам сознался в проступках, раскаивается и стремится исправить причинённый вред.
5. Если Вы не были непосредственным свидетелем "преступления" Вашего ребёнка и нет доказательств вины ребенка.
6. По истечении срока давности проступка. Чем младше ребёнок, тем короче должен быть временной интервал между проступком и Вашей реакцией. В возрасте около двух лет имеет смысл наказывать не позднее, чем через 15 секунд после содеянного, иначе ребёнку будет просто не понятно, за что он наказан.
Наказывать следует лишь за действия, а вот наказания за бездействие, безделье, напротив совсем неэффективны и только усугубляют ситуацию.
Кризисы возраста у детей.
1. С двух до четырех лет - ребенок впервые начинает проявлять свой характер. Ему хочется быть более самостоятельным.
2. Семь лет. В этом возрасте дети во многих вопросах уже становятся независимыми от своих родителей. Сложность состоит в том, что у ребенка в семь лет могут появляться авторитеты помимо родителей.
3. Подростковый возраст. Этот период психологи считают одним из самых сложных в жизни каждого человека. Следует быть очень дипломатичным.
Нужно помнить, что ваш ребенок – человек. Он личность со своими мыслями и чувствами, которые не стоит оскорблять.Ни при каких обстоятельствах недопустимо унижение и высмеивание. Помните о том, что вы хотите вырастить полноценного, уверенного в себе человека.
|
ü Установите жесткие границы дозволенного. Будьте последовательны. Определите четко, чего вы не позволите ребенку никогда, что можно всегда, что можно в определенное время. И сообщите эти правила ребенку. Правила не меняйте. Если правила постоянны, ребенок быстро к ним адаптируется. И наказание за неисполнение будет принимать спокойно, так как он знает, что нарушил правила. Но пока не установил правило - не требуй его исполнения.
ü Говорите спокойно, даже если он кричит. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми. Если ребенок пытается драться - останавливайте его руки, но не бейте в ответ. Ребенок считывает свое поведение с вас, если вам можно драться, то и ему тоже.
ü Не бейте ребенка, не говорите ему гадких слов, которые испортят ему самооценку.
ü Когда ситуация исчерпана, поговорите с ребенком, утешьте его, заверьте в своей любви.
ü Разделите личность и поступок. Ты хороший, а поступок - плохой. Используйте только данную формулировку!
ü Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.
ü Выступайте единым фронтом с супругом и другими членами семьи (придерживайтесь одних правил).
ü Рассказывайте о своих ожиданиях ребенку. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим, а что плохим поведением.
|
ü Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка.
Методы поощрения ребенка часто эффективнее наказания
Метод поощрения ребенка за хорошее поведение выбирается исходя из его возраста. Так, чем младше малыш, тем ощутимее для него должно быть поощрение. Можно подарить ребенку новую игрушку, которую он давно хотел, или же подольше поиграть с ним. Старшим детям можно в качестве одобрения предложить сходить в цирк или в развлекательный комплекс. У ребят повзрослее лучше развито чувство времени, поэтому они воспримут эту награду правильно.
Методы наказания
Выбирая методы наказания ребенка, нужно также исходить из его возраста:
Изоляция. Если ребенок провинился, его либо ставят в угол, либо же оставляют в комнате. Поблизости не должно быть никаких развлечений, чтобы малыш смог спокойно обдумать свой проступок и осознать вину. Время этого наказания рассчитать очень просто: сколько ребенку лет, столько минут он должен быть изолирован.
Лишение удовольствий. Если непослушный ребенок совершил поступок, то в качестве наказания будет уместно лишить его на некоторое время сладостей или любимой игрушки. Важно лишать именно привилегий, а не основных потребностей. Лишение телевизора или встречи с друзьями – это одно, но лишение сна или отказ кормить – это уже жестокое обращение.
Замечания чужих людей. Этот метод очень эффективен. Ребята близко к сердцу воспринимают критику посторонних, поэтому можно попросить чужого человека рассказать о вреде плохого поведения.
|
Крик. Этот метод нужно использовать лишь в опасных для здоровья ребенка ситуациях. Накричать на ребенка можно, чтобы он прекратил опасное действие. В остальных случаях этого делатьне нужно. Малыш, скорее всего, не поймет, в чем суть родительских претензий, а вот стиль такого поведения усвоит на отлично и будет применять к вам.
«Исправительные работы». Взрослые за нарушение правил расплачиваются штрафами или общественными работами. Почему бы вам не перенести подобную практику на ребенка? Если он сознательно рисует на столе, пусть отмоет его. Только не переусердствуйте. В идеале труд должен восприниматься как благо, а не как наказание.
Строгость. Некоторым родителям достаточно лишь строго взглянуть на ребенка, как он уже начинает размышлять о своем поведении. Излишняя строгость приводит к тому, что ребенок начинает врать, чтобы избежать наказания.
Игнорирование. Дети часто балуются, чтобы привлечь внимание взрослых. Не следует поддаваться на провокацию. Объясните ребенку, что если он продолжит вредничать, то вы не будете с ним разговаривать.
Вред здоровью. В некоторых случаях родители или воспитатели (учителя) могут не бить, но применять другие меры воздействия на ребенка: заставлять приседать или отжиматься от пола (в спортивных секциях), контактировать тем или иным способом с холодной водой. Нужно помнить, что все это, кроме унижения, может стать причиной серьезных травм и заболеваний. И уже ни о каком воспитательном эффекте здесь речи не будет.
Допустимо ли физическое наказание? Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать. Телесное наказание – не лучший метод воспитания.Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас. Дети, которые подвергаются частому наказанию со стороны родителей, отличаются ярко выраженной агрессивностью и склонностью к насилию, у них нередко возникает тревожность и депрессивное состояние, к тому же заметно снижается интеллект и появляется избыточный вес. Невростенические проявления (грызть ногти, чесаться, кашель от тревожности). Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что отношения между детьми и родителями постепенно ухудшаются, и процесс может оказаться необратимым.
Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка на глазах у посторонних, особенно сверстников, тем самым, унижая его.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
— страх;
— возмущение, протест;
— обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
— разрушение «нравственных тормозов»;
— стремление к обману, изворотливость;
— потерю способности к здравому рассуждению;
— ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
— агрессивное поведение;
— снижение самооценки;
— ненависть к себе и окружающим
Нужно помнить о том, что если ребенок был наказан, то он уже ответил за свой проступок, а значит, прощен. И напоминать о прошлом в негативном контексте уже нельзя. Иначе это будет являться полным его уничтожением. Если у Вас есть сомнение, наказывать или нет, лучше не наказывать!
Помните всегда - ваш ребенок вас любит!
Информация об авторе: https://vk.com/doc-129560145_453932730
Телефон для консультации: +7 (919) 398 38 86