Высокий уровень (35–51 балл).
Ребенок знает название города (поселка), в котором живет, почему он так называется, а также как называют его жителей. Имеет представление о том, как выглядит городская символика, что она означает. Знает названия улиц ближайшего окружения, адрес детского сада и свой домашний адрес. Проявляет активный интерес к истории и достопримечательностям родного города (поселка). Имеет представления о наиболее значимых событиях в истории родного города (поселка). Выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их. Может рассказать об 1–3 достопримечательностях: что это, где находится (далеко или на соседней улице). Задает вопросы об истории родного города (поселка). Знает фамилии, имена и отчества некоторых выдающихся земляков. Имеет представление о том, что каждый житель города (поселка) должен содействовать его благоустройству. Охотно помогает взрослым, проявляя инициативу, в благоустройстве территории детского сада (уборка мусора, посадка растений и уход за ними).
Средний уровень (18–34 балла).
Знает название города (поселка), в котором живет, как называют его жителей. Знает свой домашний адрес, названия улиц ближайшего окружения. Имеет представление о том, как выглядит герб города (выбирает его изображение среди других). С помощью наводящих вопросов воспитателя может рассказать о достопримечательностях и выдающихся земляках. Проявляет интерес к истории и достопримечательностям родного города (поселка). Имеет представление о том, что каждый житель города (поселка) должен содействовать его благоустройству. Помогает взрослым в благоустройстве территории детского сада (уборка мусора, посадка растений и уход за ними).
|
Ниже среднего (10–17 баллов).
Знает название города (поселка), в котором живет. Знает свой домашний адрес. Имеет представление о том, что каждый житель города (поселка) должен содействовать его благоустройству. Помогает взрослым в благоустройстве территории детского сада (уборка мусора, посадка растений и уход за ними). Внимательно и заинтересованно слушает рассказы воспитателя и других детей о достопримечательностях города (поселка), в котором живет, событиях из его истории, выдающихся земляках.
Знакомство с государственной символикой
Традиционно в содержание патриотического воспитания входит ознакомление с государственной символикой страны (гербом, флагом, гимном).
Основные задачи ознакомления с государственной символикой:
• воспитание интереса к государственным символам нашей Родины;
• развитие чувства сопричастности к истории и современной жизни нашей страны;
• воспитание эмоционально положительного отношения к гербу, флагу и гимну России;
• формирование элементарных представлений о функциональном назначении и символическом значении государственных символов;
• воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен узнавать и называть герб, флаг и мелодию гимна России.
Следует отметить, что в детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавый, торжественный; узнают, что гимн исполняется во время праздников или других торжественных событий; когда он звучит, всем присутствующим нужно встать, мужчинам и мальчикам снять головные уборы, проявляя тем самым уважение к гимну своей Родины.
|
Детям 5–7 лет доступно понимание того, для чего стране нужен флаг, герб и гимн: государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, – граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками.
Диагностика проводится индивидуально.
Педагог предлагает ребенку найти среди изображений гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с ним.
Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами[5] или самостоятельно подобрать рисунки с изображениями гербов и флагов разных стран.
Примерные вопросы для беседы
• Что это? (Герб и флаг России.)
Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный.)
• Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея (дракона).)
• Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом.)
Где можно увидеть изображение флага России? (На зданиях, на машинах, на самолетах.)
Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, на документах.)
Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран.)
Зачем стране нужны герб и флаг? (Чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком.)
Выделяются следующие критерии оценки эффективности ознакомления дошкольников с государственной символикой:
• знания и представления о государственной символике;
• проявление интереса и уважительного отношения к государственным символам страны.
В процессе диагностики педагог заполняет диагностическую таблицу (таблица 5).