РАЗДЕЛ №1 Классный руководитель как личность и профессионал
(Материалы соответствуют ОК 1.)
1) Модуль профессиограммы классного руководителя (требования к личности);
2) Педагогическое кредо. Девиз, заповеди (из презентации)…
3) Права и обязанности классного руководителя (Материалы ввиде схем или таблиц)
Профессиограмма классного руководителя
Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально-значимых качеств, способностей, профессиональных компетенций.
То есть: Профессиограмма — это идеальная модель учителя, классного руководителя образец, эталон, в котором представлены:
• основные качества личности, которыми должен обладать учитель;
• профессиональные компетенции для выполнения функций учителя.
Основные положения.
Ø Вся работа классного руководителя выстраивается как система, произрастающая из общей цели воспитания и подчиняющаяся общей цели воспитания, признанной всем педагогическим коллективом.
Ø Ясность цели позволяет очертить содержание работы классного руководителя.
Ø «Содержание» работы классного руководителя не тождественно «организации деятельности», «организации действий»
Ø Основной объект педагогического внимания (содержания работы) отношение к жизни как к таковой и отношение к её наивысшим ценностям ибо содержанием жизни человека, в отличии от животного, являются проблемы жизни, которые неотвратимо встают перед человеком и которые он вынужден постоянно до последнего момента жизни.
Ø Работа классного руководителя тогда и только тогда! Обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребенка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребенка, он обретает свой внутренний мир. Свое индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое общество.
Профессиональные функции классного руководителя с позиции
Культурологического подхода.
Ø Первая – обустройство школьной повседневной жизни ребенка: оно должно полностью соответствовать материально-техническим достижениям культуры, содействовать благоприятному социально-психологическому самочувствию.
Ø Вторая – организация разновидовой деятельности, так, чтобы ребенок мог вступать во взаимодействие с наибольшим количеством жизненных явлений и ценностей.
Ø Третья – организация совместного с детьми осмысления протекающей жизни и роли ценностей для человека, приучение к размышлению о жизни. (духовная деятельность).
Ø Четвертая – внедрение культурных устоев жизнедеятельности группы, добра, истины и красоты как оснований достойной жизни группы, обеспечивающей ей благоприятный климат в группе.
Ø Пятая – индивидуальное корректирование хода жизни и личностного развития ребенка, инициирование открытого, индивидуального проявления личностного «Я» в микросреде классной группы, утверждение в группе достойного положения этого «Я»
Личность классного руководителя, как и любая другая, должна отличаться всесторонностью, гармоничностью и целостностью своего развития.
Ø Профессиональный идеал может быть сформирован при условии развитой положительной
Ø Я-концепции, которая определяется тремя факторами:
Ø • твердой уверенностью в импонировании другим людям;
Ø • уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
Ø • чувством собственной значимости.
Ø
Ø Классному руководителю необходимы такие качества, как:
Ø • любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
Ø • высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
Ø • твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
Ø • разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);
Ø • высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.
Права и обязанности классного руководителя
Права классного руководителя:
1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей.
2. Контролировать успеваемость каждого учащегося.
3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми.
4. Получать помощь от педагогического коллектива школы.
5. Определять индивидуальный режим работы с детьми.
6. Приглашать родителей в школу.
7. Выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.
Обязанности классного руководителя:
1. Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей.
2. Оказание помощи ученику в решении острых проблем.
3. Организация в классе учебно – воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся.