Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С. 84




Существует много классификаций игр, так как время от времени возникала и возникает потребность в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей.

Большинство классификаций опирается на содержание и воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, особенности поведения играющих и т. п. Есть классификации, основанные на выделении психических процессов, преимущественно реализуемых в игре. Неоднократно выдвигались классификационные принципы, определяемые этнической принадлежностью играющих, древностью игр и их направленностью на воспитание тех или иных черт личности. В основу классификации игр иногда предлагается положить их внутреннее строение. Распространены также классификации, связанные с особенностями материала игрового поля или места, где играют.

Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме детских игр, показывает, что их многообразие требует пристального внимания к ним, в том числе и с точки зрения их классификации.

Вместе с тем в последние десятилетия в некоторых программах из всего многообразия игр были выбраны лишь сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, иногда еще и музыкальные, что свидетельствует о недооценке игры как традиционного средства воспитания детей и как формы организации их жизни.

У многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат... Забыв о том, что А. В. Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, а Л. С. Выготский считал игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Без конца повторяют, что игра — ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно потому ведущая, что в ней, как отмечал А. Н. Леонтьев, развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учебе. Нет игры у дошкольника — нет интереса к учебе у школьника. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно: хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребенок уже «все знает» и к школе готов. Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая их пустой тратой времени.

Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу учебы. Более того, появляются призывы к тому, что и самой игре следует учить. Игра фактически сводится к игровым приемам, «обыгрыванию» учебного материала, подчас используется как сплошное «поле» обучения.

Нет сомнений: знания нужны дошкольнику, и было бы ошибкой противопоставлять игру процессу получения жизненного опыта и знаний. Но дело в том, что именно игра выполняет в этом процессе наиважнейшую роль. Достаточно вспомнить, что такая функция человеческого мышления, как символизм, формируется в игре (Ж. Пиаже) и является важнейшей основой обогащения познавательного развития.

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Каждый из них имеет свое значение для развития психики и социальной адаптации ребенка, а в целом они обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для ее дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности. В игре развивается то, что будет нужно ребенку и в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем и разнообразнейшем содержании игр, дает ребенку возможность для более полной ориентировки в мире. Игра не является «способом» получения новых знаний, она, скорее, служит механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребенка.

Итак, знание и игра не противоречат друг другу. Наоборот: нет знаний — нет игры, нет игры — нет знаний. Это обеспечивается различными функциями (и содержанием) игр, сложившимися исторически и представляющими систему, охватывающую практически все потребности развития ребенка. Особенностью этой системы является наличие игр, исходящих от самого ребенка, и тех игр, которые в той или иной форме исходят от взрослых. Последние аккумулируют механизмы деятельности, ее содержание и форму, которые ребенок должен присвоить, сделать своим достоянием. Первые — это игры, в которых ребенок использует свой жизненный опыт и обогащает его в собственной и независимой игровой деятельности.

Предлагаемая нами классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. Соответственно выделяется три класса игр.

Первый класс — игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные).

Второй класс — игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.

Третий класс — так называемые традиционные или народные игры, возникшие в глубинах этноса. Особый интерес представляют архаические народные игры: они позволяют оценить процесс становления игр, приобщиться к универсальному общечеловеческому опыту и соответствующим ему механизмам деятельности.

Все классы игр исторически связаны между собой. Наиболее древними являются игры-экспериментирования и примитивные символические сюжетные игры. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и досуговые игры.

Современная психология и педагогика игры дает возможность практикам использовать достоинства игр всех трех классов при условии четкого понимания их специфики, определяемой критерием инициативы.

И последнее: ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов в основном «обслуживают» процессы обучения и воспитания.

 

 

Таблица

Классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста

  Возрастная адресованность
    (годы жизни детей)
Классы Виды Подвиды 1 | 2 | 3 |4 | 5 | 6 | 7 | 6      
Игры, возни- Игры-ээээкспери- С природными объектами       + + + + + + +
кающие по экспериментирования С животными и людьми         + + + + + +
инициативе   Общения с людьми + + + + + + + + + +
ребенка   Со специальными игрушками                    
    для экспериментирования + + + + + + + + + +
    Сюжетные Сюжетно-отобразительные   + +              
  самодеятельные Сюжетно-ролевые     + + + + +      
  игры Режиссерские       + + + + + + +
    Театрализованные         + + + + + +
Игры, связан-   Автодидактические предметные + + + + + +        
ные с исходной   Сюжетно-дидактические   + + + + +        
инициативой Обучающие Подвижные   + + + + + + + + +
взрослого игры Музыкальные Учебно-предметные дидактиче-   + + + + + + + + +
    ские       + + + + + + +
      Интеллектуальные         + + + + + +
    Забавы   + + + + + + +    
  Досуговые Развлечения       + + + + + + +
  игры Театральные         + + + + + +
    Празднично-карнавальные     + + + + + + + +
    Компьютерные       + + + + + + +
Игры народные, Обрядовые Культовые             + + + +
идущие от ис- игры Семейные     + + + + + + + +
торических традиций этноса   Сезонные     + + +   + + + +
    Тренинговые Интеллектуальные         + + + + + +
  игры Сенсомоторные + + + + + + + + + +
    Адаптивные     + + + + + + + +
      Игрища           + + + + +
  Досуговые Тихие + + + + + + + + + +
  игры Забавляющие + + + + + + + + + +
    Развлекающие     + + + + + + + +
                           

 

Предлагаемая классификация игр позволит воспитателю представить направление использования различных видов игр в педагогическом процессе. Так, самостоятельные игры — это свободные игры самих детей. Обучающие игры выступают в качестве формы и содержания занятий, проводимых с детьми. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание грани между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Подчинение игры задачам обучения наносит детям ущерб, приводит к исчезновению самодеятельных игр и снижает познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности. Так, например, долгие годы в практике дошкольного воспитания творческие самодеятельные игры подменялись сюжетно-дидактическими, тематика и содержание которых были направлены на ознакомление детей с окружающим и трудом взрослых («Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Аптека», «Магазин» и т. п.). Только сейчас, в результате научных исследований в области психологии и педагогики дошкольной игры, анализа, практике и программ воспитания различной направленности, стало ясно: самодеятельные игры и сюжетно-дидактические игры не одно и то же, и все они занимают свое место в жизни ребенка и в педагогическом сознании.

Возрастная адресованность различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребенка. Следует подчеркнуть, и это видно из таблицы, что некоторые игры характерны для определенного возраста, а некоторые — практически для всех возрастных групп (их содержание, естественно, меняется). Так, сюжетно-ролевая игра четко локализуется в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет и затем исчезает практически бесследно. А режиссерские самодеятельные и театрализованные игры имеют свое продолжение в младшем школьном возрасте и являются основой детского творчества. Например, режиссерские игры малышей превращаются в составляемые младшими школьниками «Мультики-сериалы», затем — в иллюстрированные сценарии и, наконец, просто в сценарии, от которых один шаг до сочинения рассказов, театральных постановок и т. д.

В классификации впервые представлены компьютерные игры в качестве одного из подвидов досуговых игр. Однако этим их значение не исчерпывается: компьютерные игры могут принимать форму режиссерской игры, а также использоваться в качестве обучающих игр (одна из форм учебно-предметных дидактических игр).

Среди народных игр в педагогическом процессе образовательного учреждения особое значение имеют тренинговые игры, формирующие сенсомоторную культуру ребенка и позволяющие сформулировать у него необходимые социальные качества, являющиеся базисными характеристиками личности.

Новая классификация игр поможет выработать верную стратегию применения игры в воспитательном процессе детского сада, начальной школы и семьи.

С. НОВОСЕЛОВА,

Центр «Дошкольное детство»

им. А. В. Запорожца,

Москва

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: