Системы власти в Польше и Чехии




Чехия

 

Государство в Центральной Европе.

Территория - 78,864 тыс. кв.км. Столица - г. Прага.

Население - 10,3 млн. чел. (1995 г.); 94,4% - чехи.

Официальный язык - чешский.

Религия - большинство верующих - католики, распространен также протестантизм.

Чешская Республика как самостоятельное государство образовалась 1 января 1993 г. в результате распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). С XVI в. чешские земли входили в австрийскую империю. В 1918 г. после распада Австро-Венгрии было создано самостоятельное Чехословацкое государство. В 1969 г. чешские земли получили статус республики в составе федеративной Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР). С 1948 по 1989 г. власть в Чехословакии принадлежала коммунистам, в результате "бархатной революции" ноября 1989 г. социалистический строй в стране был ликвидирован, восстановлен многопартийный демократический режим.

 

Государственное устройство

 

Чехия - унитарное государство. Территория страны делится на области, районы и города. Органами территориальных самоуправляемых единиц являются представительства - представительные органы; совет, управление или магистрат (в городе), приматор (в городах), староста (в селах) исполнительные органы.

Действует Конституция, основная часть которой была принята 16 декабря 1992 г. и вступила в силу 1 января 1993 г. В ней отсутствуют главы, посвященные правовому статусу личности, гражданина, за исключением некоторых общих норм. Соответствующие положения содержатся в Хартии основных прав и свобод, которая считается составной частью Конституции Чешской Республики. Этот документ был принят в форме конституционного закона 9 января 1991 г. Федеральным собранием ЧСФР и переопубликован чешским Национальным советом в 1993 г.

По форме правления Чехия является парламентской республикой. Политический режим - демократия.

Законодательная власть

Законодательная власть в Чехии принадлежит Парламенту, который состоит из двух палат: нижней[1] - Палаты депутатов и верхней[2] - Сената. В нижнюю палату входят 200 депутатов, в верхнюю - 81 сенатор.

Право участвовать в выборах в Палату депутатов и в Сенат имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет. Палата состоит из 200 депутатов, которые избираются сроком на четыре года. Избирательная система основана на принципах пропорционального представительства. На основании результатов выборов составляется новое Правительство. В Палату депутатов может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право участвовать в выборах и достигший 21 года. Депутаты избираются из представителей отдельных политических партий, после избрания представители партий создают в палате депутатов депутатские клубы. Депутаты также распределяются по 18 комитетам Палаты депутатов. Комитеты должны выполнять функцию квалифицированного гаранта для определенной области общественной и политической жизни страны.
Чешский Сенат возник в 1996 году. На шестилетний срок полномочий избирается 81 сенатор по принципам мажоритарной избирательной системы. Выборы проводятся каждые два года, когда избирается одна треть новых сенаторов. В Сенат может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право участвовать в выборах и достигший 40 лет. Сенат создан в качестве альтернативы Палате депутатов как элемент, создающий предпосылки более качественного законодательного процесса и как элемент преемственности Парламента в том случае, если Палата депутатов будет распущена.
Чешский парламент относительно стабилен, но крайне непопулярен. Низкий уровень доверия парламенту вызван многочисленными привилегиями депутатов, практикой решения главных вопросов вне парламентских процедур и проявляется в достаточно устойчивом абсентеизме граждан: в 2002 г. явка на выборы составила 58,8 %, в 2006 г. – 64,5 %. Кроме того, суровой платой за относительную политическую стабильность (особенно на фоне других посткоммунистических стран) стала тотальная партизация чешской политики, что шло вразрез с идеалами «бархатной революции».

 

Конституция предусматривает возможность досрочного роспуска нижней палаты Президентом Республики и указывает, по каким основаниям он вправе это осуществить (невыражение доверия вновь назначенному правительству при условиях, установленных Конституцией; непринятие палатой постановления по правительственному законопроекту, если с его обсуждением правительство связывает вопрос о доверии, и др.).

Палаты вправе принимать решения, если присутствует по крайней мере 1/3 их членов. Законопроекты вносятся в нижнюю палату, право законодательной инициативы принадлежит депутату, группе депутатов, Сенату, правительству, а также представительству территориальной самоуправляемой единицы более высокого уровня. Законопроект о государственном бюджете и проект закона о его исполнении может внести только правительство.

Проект закона, принятый Палатой депутатов, незамедлительно передается в Сенат, который вправе утвердить или отклонить его либо возвратить в палату депутатов со своими поправками, причем Конституцией установлен для этого срок в 30 дней. Сенат также вправе принять постановление не обсуждать законопроект; в этом случае он считается принятым.

Принятый Парламентом закон передается Президенту Республики, который вправе вернуть его (за исключением конституционного закона) в срок 15дней с момента поступления; в таком случае Палата депутатов проводит новое голосование (причем внесение поправок в текст не допускается), и если простое большинство голосов всех депутатов будет подано за принятие, закон должен быть обнародован.

Исполнительная власть

Правительство Чехии является верховным органом исполнительной власти. За свою деятельность он отвечает перед Палатой депутатов. Составной частью исполнительной власти наряду с Правительством являются также министерства и другие административные органы. Их учреждение и наделение полномочиями возможны только в соответствии с законом. Деятельность Правительства исходит, главным образом, из программного заявления Правительства, с которым председатель Правительства выступает перед Палатой депутатов. Если Палата депутатов утвердит программу, а ее члены выразят доверие в процессе голосования, Правительство может начать свою деятельность и приступить к осуществлению своих полномочий.

 

Судебная власть

Судебную власть в Чехии, согласно Конституции, осуществляют независимые суды (ст.81). Систему судов составляют Верховный суд, высшие, областные и районные суды, Верховный административный суд. В соответствии с законом о судах и судьях в эту систему входят также высшие воинские суды, окружные воинские суды, и в период военного положения возможно создание полевых судов. В не системы судов общей юрисдикции находятся областные торговые суды.

Верховный суд является высшим судебным органом в делах, относящихся к компетенции судов, за исключением вопросов, решения по которым выносит Конституционный суд или Верховный административный суд.

Судьи назначаются Президентом Республики. Конституция устанавливает, что судьей может быть только безупречный гражданин, имеющий высшее юридическое образование; срок деятельности судей не ограничен (ст.93). Решения принимают судьи как коллегиально (в составе сената), так и единолично; предусмотрена возможность участия граждан в отправлении правосудия (ст.94). Суд присяжных в Чехословакии существовал в 1867-1923 гг.

Конституционный контроль осуществляется Конституционным судом (КС), который состоит из 15 судей, назначаемых Президентом Республики с согласия Сената на срок 10 лет. Процедура деятельности КС определена Законом о Конституционном суде 1993 г.

КС полномочен принимать решения: об отмене законов, противоречащих Конституции и (в ряде случаев) международным договорам; об отмене иных правовых предписаний или их отдельных положений, если они противоречат Конституции, закону или международному договору; по конституционным жалобам органов территориального самоуправления на незаконное вмешательство государства; по конституционным жалобам на неправомочное решение и иное вмешательство органов публичной власти в конституционно гарантированные основные права и свободы; по жалобам на правильность избрания депутата или сенатора, о соответствии Конституции и законам решения о роспуске политической партии; по конституционному обвинению Сената против Президента Республики; о мерах, необходимых для исполнения решения международного суда, имеющего обязательный характер для Чешской Республики, если это нельзя осуществить иным способом, и т.д. Решения КС носят общеобязательный характер.

В соответствии с Конституцией прежняя прокуратура была заменена (с 1 января 1994 г.) новой структурой, которая осуществляет уголовно-процессуальные действия от имени государства. Слово "прокурор" заменено словами "государственный заступник", генеральная прокуратура называется теперь "верховное государственное заступничество", а генеральный прокурор - "верховный государственный заступник

Верховное контрольное управление является независимым органом. Оно осуществляет контроль за хозяйственным использованием государственного имущества и исполнением государственного бюджета. Президента и вице-президента Верховного контрольного управления назначает на 9-летний срок Президент Республики по предложению Палаты депутатов. 15 членов Управления назначаются Палатой депутатов по предложению президента управления. В структуру Управления (помимо президента и вице-президента) входят совет, сенаты и дисциплинарная палата. Подробности правового статуса Высшего контрольного управления определены Законом от 20 мая 1993 г.

В 1999 г. Парламент принял закон о создании в Чехии института омбудсмана (публичного защитника прав), избираемого Палатой депутатов. Первый омбудсман был избран в декабре 2000 г.

 

 

Президент

Глава государства - Президент Республики, избираемый на совместном заседании палат Парламента сроком на 5 лет. Он представляет государство вовне, заключает и ратифицирует международные договоры, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает судей Конституционного суда, его председателя и заместителей председателя и т.д. Решения Президента для вступления их в силу должны быть подписаны председателем правительства (или уполномоченным на то членом правительства), причем ответственность за такие решения Президента несет правительство.

Назначает и отзывает председателя и других членов Правительства, принимает их отставку; отзывает Правительство и принимает его отставку; созывает сессию Палаты депутатов; распускает Палату депутатов; осуществляет помилования и смягчает наказания, назначенные судом; дает указание не начинать производство по уголовному делу и приостановить уже начатое уголовное дело; снимает судимость; имеет право предоставлять амнистию; имеет право возвратить Парламенту принятый им закон, за исключением конституционного закона; подписывает законы.
Однако чешский президент лишен права законодательной инициативы. Он также не может более чем дважды предлагать от своего имени на утверждение парламенту кандидатуры премьер-министра и членов правительства. В том случае, если сформированное Правительство не будет утверждено парламентом, нового премьер-министра президент назначает только по предложению председателя Палаты депутатов. Таким образом обеспечивается согласие между законодательной и исполнительной властями.

Первый президент был избран 2 февраля 1993 года Вацлав Гавел-чешский писатель, драматург, диссидент, правозащитник и государственный деятель, последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.Один из основателей Гражданского форума.Член Европейского совета по толерантности и примирению.

Второй президент с 2003 года, он же нынешний Вацлав Клаус один из наиболее влиятельных чешских политиков, почётный профессор МГУ. Является одним из самых известных евроскептиков.

 

Местное самоуправление

На конец 1998 Чешская Республика состояла из 8 областей, включая Прагу в качестве столичного города. Области делятся на 76 районов, в которые входят 6242 населенных пункта. В 1997 был принят закон, согласно которому с 1 января 2000 государство состоит из 14 областей.
Муниципалитеты - полноправные юридические субъекты; государство не имеет права вмешиваться в самоуправление, за исключением оговоренных законом случаев. Города и селения распоряжаются собственными средствами, имеют бюджет, отделенный от государственного. Самоуправление в них осуществляется при помощи муниципального парламента, который избирается каждые 4 года местным населением (условием права голоса является постоянное место жительства в данном населенным пункте). Представительство данного населенного пункта затем выбирает из своих рядов исполнительные органы - муниципальный совет и старосту. Численность жителей в 80% населенных пунктов не превышает 1 тыс. человек; количество городов - 375. Трижды проведенные коммунальные выборы (в 1990 с участием 75% избирателей, 1994 - 62%, в ноябре 1998 - 45%) укрепили демократию на местах и определили ее в качестве полноправного элемента в политической системе Чешской Республики. В 1997 местным муниципалитетам, согласно опросам, доверяло 48% жителей, не доверяло - 31%, примерно такое же количество доверяющих и сомневающихся было и в 1998.

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: «Менеджмент и маркетинг»

 

 

ДОКЛАД

По дисциплине: «Государственное и региональное управление»

На тему: «Система государственного управления в Чехии»

 

 

Выполнила:
студентка II курса I группы ФЭУ

Каширина А.Ф

Проверила:

доц. Рощина Н.В.

ОДЕССА-2012

 


 

Источники:

1.Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник-https://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/index.html

 

Системы власти в Польше и Чехии

Блог им. Nikolaev_A

https://pioss.net/blog/5832.html

3.ЧР в фактах

https://www.czech.cz/ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: