В преподавании психологии в общеобразовательных школах и профессиональных образовательных учреждениях наиболее распространенными формами обучения являются: урок (в общеобразовательных школах), практическое занятие, семинарское занятие и лекция (в остальных типах образовательных учреждений). Каждая из этих форм имеет свою специфику. Вкратце напомним основные сведения о них (подробно эта проблематика рассматривается в курсе «Методика преподавания психологии»).
Типы учебных занятий:
Лекция (от лат. Lectio - чтение) - форма учебных занятий в высших учебных заведениях, состоящая в устном изложении предмета преподавателем. В последние годы лекции стали применяться в системе среднего и средне-специального образования. Лекция является самой трудной формой преподавания. Она предполагает хорошее владение преподавателя обширным учебным материалом, его композиционное выстраивание таким образом, чтобы на протяжении всего занятия управлять вниманием и мышлением слушателей. Логическая структура лекции, как правило, включает три основных части:
1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература, устанавливается связь с предыдущими занятиями.
2. Изложение материала лекции. Педагог разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.
|
3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы. Задача преподавателя - сделать лекцию убедительной, точной. При чтении лекции следует учесть ряд рекомендаций:
- проводить лекцию, строго придерживаясь плана,
- свободно владеть лекционным материалом,
- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта,
- помогать учащимся записать то, что хуже всего освещено в учебниках,
- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо),
- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись,
- чувствовать и понимать реакцию аудитории,
- использовать обратную связь,
- применять наглядные средства обучения.
Семинарское занятие (от лат - рассадник) особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Семинарское занятие имеет целью закрепление теоретического материала, изложенного в лекционном курсе, расширение знаний, осмысление изученного материала. Успешное проведение семинара возможно только при условии тщательной подготовки учащихся, проработки источников. Задание к семинару выдается студентам заранее, в нем указывают тему занятия, основные вопросы для подготовки, список обязательной и дополнительной литературы, необходимой для самостоятельной проработки. Во время семинарского занятия студенты анализируют источники. Преподаватель организует обсуждение, задает уточняющие вопросы, вопросы на сравнение, обобщение, своевременно подводит промежуточные итоги обсуждения, делает пояснения в случае затруднения на занятии. Общая структура семинара также может включать вводную, основную и заключительную части.
|
Практическое занятие (при проведении лабораторно-практического занятия используется специальное оборудование) имеет целью отработку практических умений, осмысление связи усвоенного теоретического материала с практической деятельностью, жизнью. Проведение такого занятия предполагает предварительное самостоятельное повторение и изучение учащимися обзорно-описательного и теоретического материала. На занятии уместным бывает проведение краткого опроса (фронтального или письменного) с целью актуализации знаний. Важно правильно организовать работу на занятии, обеспечить необходимым оборудованием, четко провести инструктаж по работе, познакомить с требованиями по оформлению записей, которые необходимо сделать в тетрадях, и отчета по результатам работы. Одним из важных, требований при проведении практического занятия является развитие умений учащихся планировать, организовывать свою работу, анализировать полученные результаты, делать выводы. Практическое занятие может быть проведено в виде психологического тренинга, психологического практикума.
Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе, используется в средних и средних специальных учебных заведениях. Элементами урока являются изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний, задание на дом, обобщение и систематизация знаний.
Существуют различные типы уроков:
комбинированный – в основной части его трехкомпонентной структуре представлены все вышеназванные элементы;
урок изучения нового материала;
урок закрепления знаний, их систематизации, формирования умений и навыков (проведение таких уроков предполагает не только простое повторение пройденного материала, но и применение знаний в измененной ситуации);
урок контроля и оценки знаний учащихся (это может быть самостоятельная или контрольная работа, зачетный, обобщающий урок по пройденной теме, разделу).