Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
Взаимные выборы обводятся кругом (или выделяются другим способом).
№ л/п | Ф.И.О. | итого | |||||||||||
И...ва | |||||||||||||
П...в | |||||||||||||
С...в | |||||||||||||
Г.. ва | |||||||||||||
Д...в | |||||||||||||
б | З...на | ||||||||||||
Л...н | |||||||||||||
К..на | |||||||||||||
Ж....н | |||||||||||||
Р...ва | I | ||||||||||||
Т... на | |||||||||||||
Количество выборов | |||||||||||||
Количество взаимных выборов | 4.5 |
Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 х 9)=99.
Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности» или Сгр:
Показатель хорошей групповой сплоченности - 0.6 - 0.7.
2. На основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным наглядное представление результатов социометрии в виде «схемы-мишени».
Каждая окружность в соцограмме имеет свое значение.
|
I. Внутренний круг – это так называемая "зона звезд" в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
III. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок; в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Приложение 4.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
4. В какой степени, и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?
5. Как было организовано начало воспитательного занятия? Па какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
|
7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников? Какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие; на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
9. Какие оценочные отношении были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.
Приложение 5.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ