IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Г.Кувшиново Тверской области

 

Рабочая программа

Танцевального кружка

На 2019-2020 учебный год

МДОУ детский сад№2

 

 

Срок реализации программы 1 год.

 

Программу составила

 

Музыкальный руководитель Ю.В.Титова.

 

 

Город Кувшиново 2019 год.

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

I. Пояснительная записка.

II. Цели и задачи.

III. Предполагаемый результат.

IV. Условия реализации программы.

V. Методическое обеспечение программы.

VI. Нормативно-методические документы по организации деятельности танцевального кружка.

VII. Календарно-тематический план.

VIII. Приложение.

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Танец- это эмоциональное выражение с помощью движений тела под музыку. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. И взрослый, и ребёнок – каждый любит танцевать. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.

На занятиях танцевального кружка дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся красиво и правильно двигаться под музыку. В кружке воспитывается коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формируется эмоциональная культура общения. Развивается фантазия, которая в свое время побуждает развитие творческих навыков.

Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Педагог должен быть эмоциональным, развитым ритмически, чтобы красиво и правильно показать детям тот или иной приём исполнения танца.

Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым движениям.

В большинстве случаев музыкально – ритмические движения в детском саду подразделяются на 2 основные группы: подражательно – пантомимические (имитационные) и танцевальные.

Подражательные движения (имитационные).

Множество детских танцевальных движений основано на подражательности повадкам животных, манере поведения людей в той или иной конкретной обстановке. Это характерно во время знакомства с музыкальными произведениями, рисующими образ животного, знакомого детям по художественной литературе, мультипликационным фильмам, личным наблюдениям.

Во время знакомства с новой музыкально – ритмической композицией педагог показывает правильное выполнение нужного движения. После его показа уже дети имитируют движения персонажа, о котором рассказывает музыка.

Во время выполнения имитационных действий дети должны уметь слушать вступление музыки, определять момент начала собственных танцевальных действий и момент их окончания, замедлять темп движений при замедлении музыки, или убыстрять в то время, как музыка ускоряется.

Подражательные движения хорошо использовать в вводной части занятия, во время разминки, включать в праздники и развлечения на всех возрастных группах.

На разминке нужно переходить от простого к сложному, от спокойных к быстрым движениям, а также использовать прием контраста для развития быстрого переключения.

Можно использовать предметы: «зайчик танцует с морковкой», «мишка и бочонок мёда», и так далее.

Танцевальные движения.

 

Простейшие танцевальные движения, которыми овладевают дети, можно систематизировать по основным видам деятельности: ходьба, бег, подскоки, повороты, действия руками и др.

Разумеется, что на каждое основное движение имеются варианты его выполнения: например, бег может быть простым, на месте, галопом, по кругу и т. д.

Так же в эту группу входят движения народного, классического, эстрадного и бального танцев.

Обязательны просмотры на видео различных видов танцев. Танцевальные движения для занятий с дошкольниками отталкиваются от художественных образов и сюжетов, заданных музыкальным сопровождением. Поэтому прежде чем приступить к объяснению тех или иных метроритмических действий, педагогу следует «погрузить» детей в будущую хореографическую ситуацию. Это позволит детям выполнять нужные движения с лучшим пониманием смысла задания и эмоциональной отдачей.

В этом возрасте дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В программу кружка ритмики включены детские парные танцы, национальные танцы, танцы-импровизации и сольные танцы.

Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений.

Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой.

В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски. В них дети учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с партнером, терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо индивидуальные затруднения.

Среди танцев наиболее доступны для исполнения детьми русские, белорусские, украинские, чешские. Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и веселой музыкой танцы этих народов вполне соответствуют требованиям репертуара детских кружков. А польские танцы – краковяк и мазурка - сложные по своим движениям, можно исполнять только детям старшего возраста. Венгерские, болгарские, румынские, итальянские танцы своеобразны по ритму и музыке, большинство из них выполняется в очень быстром темпе. Поэтому их можно рекомендовать только для хорошо подготовленных и ритмически одаренных детей.

Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно исполнять движение.

В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овладели ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных плясках, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось постепенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать различные образы, чувства, действия.

В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них.

В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы, пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер.

Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, народный танец, напевную песню).

Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает всё занятие, регулирует движение.

Дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух, различать и понимать метроритм, динамику и темп произведений, овладевают разнообразными формами движения, исполняют с музыкальным сопровождением разминку, танцевальные композиции.

Систематические занятия детей дошкольного возраста в танцевальном кружке очень полезны для физического развития: улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

 

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: Прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

• Обучить детей танцевальным движениям.

• Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение.

• Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

• Формировать умение ориентироваться в пространстве.

• Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

• Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

• Развивать творческие способности детей.

• Развить музыкальный слух и чувство ритма.

• Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

• укрепление здоровья детей.

Программа рассчитана на один год обучения. С сентября по май включительно. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Форма обучения – групповые занятия. Дети старшей и подготовительной групп. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей. Обязательны консультации и разрешение родителей.

 

Занятие состоит из трехчастей:

1. Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка. (5 минут)

2. Основная - она делится на тренировочную (изучение нового, повторение, закрепление пройденного материала) и танцевальную (20минут)

3. Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)

 

Учебный материал включает в себя:

- Познавательные занятия.

- Музыкально-ритмические занятия.

- Элементы народного танца.

- Элементы детского бального танца.

- Элементы эстрадного танца.

-Хороводы и коллективные танцы.

 

Занятия в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.

 

Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал.

 

Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.

 

3. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

К концу года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.

Участники кружка должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь результатов. А результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, фестивалях и конкурсах.

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т. д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:

• Светлый и просторный зал.

• Музыкальная аппаратура.

• Сценические костюмы.

• Реквизит для танцев.

 

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.

Прежде, чем научить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением. Для этого в занятия нужно включать простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Движения показывает педагог. Надо следить, чтобы дети не повторяли сразу за педагогом, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Все новые движения необходимо изучать в «чистом» виде. Если движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то изучают сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволит добиться лучшей техники исполнения. Но нужно помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть моторным. Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников.

 

Для обучения танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.

Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.

Кроме танцевальных элементов на занятиях кружка дети знакомятся с различными упражнениями связанные с отсчетом ритма, что дает ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта и развивает чувство музыкального ритма. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица.

И поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления лучше выбирать доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.

На протяжении всех занятий, особенно на начальном этапе, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на укрепление мышц спины.

 

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:

*принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)

*принцип постепенного повышения требований;

*принцип систематичности;

*игровой принцип;

*принцип сознательности, активности;

*принцип повторяемости материала;

*принцип наглядности.

 

Ведущими методами обучения детей танцам являются:

• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);

• объяснение методики исполнения движения.

 

Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:

• качественный показ;

• словесное (образное) объяснение;

• повторение.

 

Итогом занятий является непосредственно танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить пластичность. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность.

 

6. нормативно-методические документы по организации деятельности танцевального кружка.

1. Закон Р. Ф. «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменением и дополнениями).

2. Концепция дошкольного воспитания (1989).

3. СаНПиН (2.4.1.3049-13)

4. Письмо Минобразования Р. Ф. от 02.06.98. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

 

 

7. Календарно-тематический план.

Сентябрь.

 

Название раздела Тема занятия Основа
  Давайте познакомимся Виды танцев Видео
  Встанем в круг Ритмика имитация
  Музыкально-ритмические движения Танцующие животные Ритмика
  Элементы русского танца Во саду ли, в огороде движения
  Детский бальный танец приглашение Парный танец
  Я хочу танцевать Эстрадный танец подражание
  Хоровод Паровоз Коллективный танец

 

Октябрь.

 

 

Название раздела Тема занятия Основа
  Старинные танцы Виды танцев Видео
  Встанем в круг Ритмика имитация
  Музыкально-ритмические движения Танцующие птицы Ритмика
  Элементы русского танца Калинка движения
  Детский бальный танец поклоны Парный танец
  Я хочу танцевать Эстрадный танец подражание
  Осень Подготовка к утреннику танец

 

 

Ноябрь.

 

Название раздела Тема занятия Основа
  Танцы народов мира Виды танцев Видео
  Встанем в круг Ритмика имитация
  Музыкально-ритмические движения Танцующие листья Ритмика
  Элементы русского танца По мосточку движения
  Детский бальный танец Элементы вальса Парный танец
  Я хочу танцевать Эстрадный танец подражание
  Хоровод Ламбада Коллективный танец
  Мамин день Подготовка к утреннику танец

 

 

Декабрь.

 

Название раздела Тема занятия Основа
  Бальные танцы Виды танцев Видео
  Встанем в круг Ритмика имитация
  Музыкально-ритмические движения Танцующие снежинки Ритмика
  Элементы русского танца Змейка движения
  Детский бальный танец хлопки Парный танец
  Я хочу танцевать Эстрадный танец имитация
  Хоровод вокруг елочки Игра Коллективный танец
  Новый год Подготовка к утреннику танец

 

 

Январь.

 

Название раздела Тема занятия Основа
  В гостях у Белоснежки Танцы в мультфильмах Видео
  Встанем в круг У елочки имитация
  Музыкально-ритмические движения Танцующие игрушки Ритмика
  Элементы русского танца присядка движения
  Детский бальный танец лодочка Парный танец
  Я хочу танцевать Эстрадный танец импровизация

 

Февраль.

 

Название раздела Тема занятия Основа
  Спортивные танцы Танец с предметами Видео
  Парный танец осанка движения
  Музыкально-ритмические движения Путешествие в сказку игра
  Элементы русского танца бубен ритмика
  Детский бальный танец мяч Парный танец
  Я хочу танцевать Эстрадный танец дискотека
  Хоровод Движение по диагонали Коллективный танец
  День защитника Отечества Подготовка к утреннику танец

 

Март.

 

Название раздела Тема занятия Основа
  Детские танцы Праздники в детском саду Видео
  Встанем в круг Ритмика имитация
  Музыкально-ритмические движения Что мы знаем соревнование
  Элементы русского танца медленный Плавность рук
  Детский танец Эстрада Парный танец
  Я хочу танцевать Эстрадный танец игра
  Хоровод Летка-енька Коллективный танец
  Женский день Подготовка к утреннику танец

 

 

Апрель.

 

Название раздела Тема занятия Основа
  Из бабушкиного сундучка костюмы Видео
  Встанем в круг солисты фантазия
  Музыкально-ритмические движения Танцующие сказочные герои картинки
  Элементы русского танца Во саду ли, в огороде движения
  Мы собираемся на бал Собираем элементы Парный танец
  Я хочу танцевать Эстрадный танец дискотека
  Хоровод с веточками предмет Коллективный танец
  Весенний праздник цветов Подготовка к утреннику танец

 

 

Май.

 

Название раздела Тема занятия Основа
  вальс Виды вальса Видео
  Навстречу к солнцу Ритмика подражание
  Музыкальная карусель Танец Ритмика
  Элементы русского танца Итоговое занятие танец
  День Победы Военные выступление
  Я хочу танцевать Сольный танец соревнование
  Итоговый концерт Подготовка к утреннику танец

 

 

8. ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Методическое оснащение.

1. Папка «Самомассаж» - упражнения по игровому самомассажу;

2. Папка «Релаксация» - упражнения на релаксацию в конце занятия;

3. Папка «Музыкальные игры» - подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;

4. Папка «Разминки» -подборка разминок по теме для начала занятия;

5. Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;

6. Папка «Иллюстрации» - подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;

7. Папка «Теория» - подборка теоретических сведений по теме занятия;

8. Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т. п. для музыкальных игр и танцев.

 

 

9. ЛИТЕРАТУРА.

1. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Изд. 2-е. «Учитель» 2013г. Волгоград.

2. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет ». Москва. «Просвещение» 1983г

3. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски Детей 6-7 лет. Москва. «Просвещение» 1983г.

4. А. И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей ». «Ритмическая пластика для Дошкольников».

5. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу ». 1кн. «Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце ». Москва, изд. «Гном» 2002г.

6. Н. Зарецкая. «Танцы для детей старшего дошкольного возраста». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2005г.

7. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.

8. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». Москва,2010г. Изд. «Т. Ц. Сфера».

9. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Москва 2010г. Изд. «Т. Ц. Сфера».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: