ТЕМА: Планирование работы исполнителей. Составление текущего плана работы структурного подразделения.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоитьметодику планирования деятельности руководителя структурного подразделения, планирования работы исполнителей.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ:
Уметь: разрабатывать план работы на день, неделю месяц, проводить анализ работы.
Знать: методику планирования деятельности руководителя структурного подразделением, исполнителей.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Ситуационные задачи
- методика выполнения практического занятия.
Схема – Виды планирования
Пример планов
Задание 1. Изучить виды планирования по срокам
Методика выполнения:
1. Изучить особенности планирования по срокам.
По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное (рис. 1). Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.
Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные — на 2-3 года.
|
2. Зарисовать схему видов планирования. (Схему можно изобразить по вашему усмотрению)
Введение периодов планирования способствует более точной оценке обстановки в целом, облегчает выделение главного, повышает уровень исполнения и помогает руководителю принять правильное решение, как наиболее целесообразно использовать рабочее время.
Чтобы получить как можно лучшие результаты при планировании рабочего времени, руководителю необходимо использовать такое понятие, как «периоды планирования»: день, неделя, месяц, год. Каждый период планирования должен рассматриваться отдельно. В этой связи рекомендуется иметь отдельный план для каждого периода.
3. Изучить особенности планирования руководителем структурного подразделения работ на месяц.
Важнейшим звеном месячного (годового) планирования является определение ключевых направлений деятельности. На основе данных направлений руководитель должен разработать личный план деятельности и бюджет на предстоящий месяц (год).
При этом важно принять решение о том, каким из задач, стоящих перед ним, следует придавать первостепенное, второстепенное и т. д. значение в практике повседневной работы.
|
Принцип Парето лежит в основе так называемого анализа АБВ. Это положение позволяет условно разделить весь объем работы руководителя на три группы задач: А, Б и В -- в соответствии с их значимостью с точки зрения достижения поставленных целей.
· Группа задач А составляет приблизительно 15% общего количества задач и дел, намеченных руководителем к выполнению. Значимость задач данной группы в достижении поставленных целей составляет, в свою очередь, 65%. Таким образом, в эту группу должны входить только важнейшие задачи и мероприятия руководителя.
· Группа задач Б составляет 20% общего количествами также 20% составляет их итоговая значимость. В данную группу входят, как правило, задачи важные.
· Группа задач В составляет 65% общего числа задач, но они имеют незначительную долю -- 15% в общей значимости дел руководителя. В данную группу входят задачи менее важные и несущественные.
Согласно практике применения анализа АБВ руководителю рекомендуется группу задач А, приносящую наибольший итоговый результат, решать самостоятельно в первую очередь.
4. Изучить особенности планирования руководителем структурного подразделения работ на день, неделю.
Важнейшим из всех периодов планирования для руководителя является день. План на день должен создать обзор всех дел дня и помочь руководителю наиболее эффективно использовать рабочее время. План на день определяет конечные цели работы в порядке их значимости. Формируется план преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня.
|
Для разработки плана рабочего дня можно воспользоваться методом «Альпы», который предполагает реализацию следующих пяти стадий, базирующихся на использовании основных принципов и правил планирования рабочего времени (данный метод может быть использован и для разработки плана рабочей недели):
· Составление полного перечня планируемых работ на текущий день. Этот перечень должен быть составлен с учетом предварительного распределения работ по приоритетности их выполнения.
· Определение планируемой продолжительности каждой из намеченных к выполнению работ и общего бюджета рабочего времени.
· Резервирование рабочего времени с учетом соотношения 60: 40.
· Принятие решений по делегированию работ, намеченных руководителем к исполнению.
· Контроль и перенос несделанного.
Контроль выполнения заданий и использования рабочего времени является последним пунктом в системе индивидуального планирования. Осуществление контрольных мероприятий позволяет руководителю получить необходимую информацию для проведения анализа структуры фактических затрат рабочего времени и приступить к поиску возможных путей совершенствования своей работы.
Для облегчения распределения важности дел можно использовать следующую символику и пример планирования с указанием (желтый цвет) дня выполнения
Задание 2. Разработать план работы на месяц и день(отдельно для каждого цеха).
Методика выполнения:
1. Использовать карточки с заданиями (для начальника цеха по выращиванию ремонтного молодняка и для начальника цеха растениеводства в весенний посевной период)
2. Для выполнения задания использовать рекомендации из первого задания.
Контрольные вопросы:
· С какой целью руководитель структурного подразделения планирует свою работу?
· В чем состоит сущность так называемого анализа АБВ?
· Как нужно поступить, если часть запланированных работ на день не удалось выполнить?
К заданию 2. А) В цехе выращивания молодняка имеется 4 помещения для содержания молодняка разного возраста и 1 площадка с индивидуальными домиками. В возрасте от рождения до 1 месяца – содержатся на площадке в индивидуальных домиках, 1 помещение для содержания молодняка с 1 месяца до 6 месячного – беспривязное содержание группами; 1 помещение – с 6 месячного до 12 месячного возраста; 2 помещения для телок в предслучной и случной периоды, содержание в них беспривязное группами.
Б) Для выполнения задания по цеху растениеводства взять периоды март или апрель. В этом структурном подразделении занимаются выращиванием пшеницы – 50 га, кукуруза на силос – 100 га и подсолнечник – 100 га. Под руководством начальника цеха имеется свой машинно – тракторный парк.
ПРИМЕЧАНИЕ: приведенные выше планы для примера, Вы можете составить план по своей форме.