БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
1. Какое наименование и отраслевая специализация предприятия?
№ | Наименование | Содержание |
Наименование предприятия | ||
Специализация отраслевая | ||
Вид продукции | ||
Место компании по рыночной доле | ||
Канал сбыта (доли опта и розницы) | ||
Бизнес-партнеры (в канале сбыта) | ||
Организационная структура (тип) | ||
Штатная численность |
Рисунок: Организационная структура предприятия (Business Studio):
2. Какая экономическая модель бизнеса предприятия (% от товарооборота)?
Регион сбыта | (%) | Сегменты потребителей | (%) | Продуктовое предложение | (%) | Параметры сбыта |
§ Средний чек = … § Частота продаж = … § Дополнительные услуги: … | ||||||
§ Средний чек = … § Частота продаж = … § Дополнительные услуги: … | ||||||
§ Средний чек = … § Частота продаж = … § Дополнительные услуги: … | ||||||
Итого |
3. Какое позиционирование продукции компании по отношению «цена-качество» по отношению к конкурентному предложению?
4. Какими сведениями характеризуется конъюнктура рынка?
§ степень Сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения)
§ Тенденция развития рынка (закономерность изменения параметров):
o появление новых Конкурентов (снижение доли рынка и цены предложения)
o появление товаров-Заменителей (снижение цены предложения и рост затрат на повышение конкурентного качества продукта)
o усиление власти Покупателей (снижение объема сбыта и рост затрат на конкурентное предложение дополнительных услуг и гарантий)
|
o усиление власти Поставщиков (снижение качества поставки и ужесточение условий поставки)
§ сила и размах Конкурентной борьбы
§ уровень Устойчивости параметров рынка и уровень коммерческого Риска
§ Масштабы рыночных операций и степень деловой активности
§ положение рынка в определенной Фазе экономического цикла
№ | Наименование | Содержание | Тенденция (↑↓) |
Сезонность спроса (высокая/низкая) | |||
Возможности внешней среды (OT-факторы) | § § | ||
Угрозы внешней среды (OT-факторы) | § § |
5. Какой вектор и доли проекций стратегического развития предприятия (например)?
№ | Проекция стратегического вектора (изменений) | Доля (%) |
Рост количественный (увеличение доли рынка) - на основе массовости и низких издержек производства, предложение более низкой цены на аналогичные товары | ||
Развитие качественное (сохранение и/или увеличение доли рынка) - благодаря превосходству в технологии и качестве, обеспечению более широкого диапазона выбора товаров и услуг | ||
Концентрация (сохранение доли рынка) - фокусировка на определенном сегменте потребителей и/или географическом регионе | ||
ИТОГО |
6. Какие Ключевые Факторы Успеха (сильные и слабые стороны) деятельности предприятия (с учетом результатов экспертного оценивания КФУ)?
№ | Наименование | Содержание | Тенденция (↑↓) |
Сильные стороны предприятия (SW-факторы) | § § | ||
Слабые стороны предприятия (SW-факторы) | § § |
Пример определения КФУ (по составляющим бизнес-стратегии):
|
№ | Составляющие бизнес-стратегии | КФУ (целевой уровень развития компетенций, ресурсов и среды для реализации стратегии) | Приоритет развития (№ по порядку) | Признак позиционирования (конкурентного и социального) |
Товарно-рыночная | Низкая себестоимость продукции | Конкурентное позиционирование | ||
… | ||||
Технологическая | Низкий уровень брака | |||
… | ||||
Ресурсная | Высокое качество сырья | |||
… | ||||
Социальная | Высокая доля аттестованных специалистов | |||
Заработная плата выше рыночной | Социальное позиционирование | |||
… | ||||
Финансово-инвестиционная | Приоритетное финансирование инноваций | |||
… | ||||
Управления | Регулярный стратегический менеджмент | |||
… |
Цель стратегической карты | SW-фактор(ы) | OT-фактор(ы) | Цель-последователь |
Рисунок: Стратегическая карта целей развития предприятия (Business Studio):
7. Какая последовательность (и проекты) достижения стратегических целей?
№ | Цель | № п/п (приоритет) | Портфель (проект) развития |
Экономический эффект: ЦелиДоходы – ЦелиРасходы >= 0, приоритеты по NPV (портфеля) проекта = { ЦельКлиенты – ЦельПроцессы – ЦельПерсонал = ЦельФинансы } >= 0 | |||
… |
8. Какая функциональная структура бизнес-процессов предприятия, какие результаты (выходы) функциональных бизнес-процессов предприятия (А0-уровня декомпозиции IDEF0) и какиеКлючевые Факторы Успехастратегии предприятия обусловлены качеством реализации бизнес-процессов?
|
№ | Тип | Бизнес-функция | Результат | КФУ (№ строки по таблице п.6) |
Управления | Менеджмент | Бизнес-план развития | ||
… | ||||
Основные | Логистика | Запасы сырья | ||
Производство | Партия готовой продукции | |||
… | ||||
Обеспечивающие | … | |||
Управление персоналом | Укомплектованный штат высококвалифицированных специалистов | |||
… |
Рисунок: карта взаимосвязей Функциональных процессов (Business Studio):
9. Какая последовательность операций (А1-уровня декомпозиции IDEF0) взаимодействия подразделений, отражающих «поток работ» в цепочке создания ценности?
Рисунок:. Последовательность операций взаимодействия подразделений (сквозного бизнес-процесса):
10. Какие операции бизнес-процессов по Вашему мнению принадлежат к Цепочки ценности или оказывают влияние на параметры ее пропускной способности (какие из них являются «критическими»?)
№ | Операция бизнес-процесса | Создает ли ценность (качество, срок, себестоимость) продукта? | ||||
Да | Нет | |||||
Высока ли пропускная способность? | Оказывает ли (высокое) влияние на пропускную способность Цепочки ценности? | |||||
Да | Нет | Да | Нет | |||
Ограничивает ли пропускную способность Цепочки ценности? | ||||||
Да | Нет | |||||
… |
11. Какая последовательность и содержание операций (А1-уровня декомпозиции IDEF0), отражают «поток работ» в цепочке создания ценности?
№ | Операция | Ресурс (должность) | Документ | Предшественники |
… |
Пример: представление процесса в графических нотациях CFF и EPC (Business Studio):
12. Какой шаблон автоматизации процесса?
Пример: представление шаблона процесса (Битрикс24):
13. Какие виды потерь «бережливого производства» присутствуют в операционной цепочке ценности?
№ | Вид потери бережливого производства | № операции ЦЦ с видом потерь |
Перепроизводство (за счет планирования крупных партий для снижения себестоимости) | ||
Ожидание (из-за неравномерной пропускной способности на участках обработки) | ||
Лишние этапы обработки (за счет создания ненужной ценности/функциональности для потребителя) | ||
Лишняя транспортировка (за счет неэффективного размещения центров обработки и выбора карты маршрутов) | ||
Лишние запасы (из-за неэффективного планирования с учетом различной пропускной способности участков) | ||
Лишние движения и взаимодействия (из-за низкой организации работ и рабочих мест, приводящие к суете и хаосу) | ||
Дефекты и брак (из-за факта контроля последействия и невозможности повлиять на причины их возникновения) | ||
Потери творческого потенциала сотрудниками (из-за незаинтересованности в прогрессе руководства, напряженной обстановки в коллективе и перегрузок) |
14. Какой направление и доли проекций вектора развития операционной цепочки ценности деятельности предприятия (например)?
Операционная стратегия | Эффективность (%) | Производительность (%) | Итого (%) |
Цепочка ценности |
Операции цепочки ценности | Результативность (%) | Оперативность (%) | Ресурсоемкость (%) | Итого (%) |
Цепочка ценности | ||||
Операция 1 | ||||
Операция 2 | ||||
Операция 3 | ||||
Операция 4 | ||||
… |
15. Какие операция и ресурс (исполнитель или средство труда) в цепочке ценности являются критическими (самое слабое звено при увеличении рабочей нагрузки)?
§ операция:
§ ресурс:
16. Какие операционные показатели качества (КПД) мониторинга «критической» операции?
Например: «критическая» операция – «Продажи»:
№ | Операционный показатель качества | Ед.изм. | Категория |
Размер «среднего» чека | руб. | Результативность | |
Доля повторных продаж | % | Результативность (удовлетворенность) | |
Доля отгрузок с несоответствиями (браком) | % | Результативность | |
Длительность подготовки коммерческого предложения по запросу | час | Оперативность | |
Выручка на одного продавца | руб / чел | Эффективность | |
Частота продаж | шт / день | Производительность | |
Доля новых клиентов | % / год | Динамика |
17. Какие общие сведения о проекте улучшения (оптимизации бизнес-процессов)?
№ | Параметр | Значение | Примечание |
Название проекта | |||
Шифр проекта (идентификатор) | |||
Заказчик | |||
Продукт проекта | |||
Название бизнес-процесса | Улучшения | ||
Код иерархии бизнес-процесса | IDEF0-модель декомпозиции | ||
Владелец бизнес-процесса | |||
Направление улучшения бизнес-процесса | Результативность, Оперативность, Ресурсоемкость | ||
Показатели улучшения бизнес-процесса | КПЭ (мотивации участников) | ||
Родительский бизнес-процесс | IDEF0-модель декомпозиции | ||
Системный целевой эффект улучшения (родительского бизнес-процесса) | В соответствии со стратегическими целями (Сбалансированной Системы Показателей) | ||
Старт (план) | |||
Финиш (план) | |||
Бюджет (затрат) проекта | Итоговая сумма затрат |
18. Какой эффект и критерий успешного завершения проекта улучшения?
§ экономический эффект Заказчика от реализации проекта:
§ показатели критерия успешного завершения проекта:
№ | Показатель качества (проекта и продукта) | Условие (норматив качества) |
… |
19. Какое содержание (предметных областей) и состав Команды проекта?
№ | Предметная область проекта | Результат | Член команды проекта |
… |
20. Какой план по Вехам проекта?
№ | Предметная область проекта | Веха | Календарная дата |
… |
21. Какой план-график выполнения работ проекта?
№ | Предметная область проекта | Пакет работ | Старт | Финиш |
Рисунок: План-график (диаграмма Гантта) выполнения работ проекта (MS Project):
22. Какой Пул ресурсов и Бюджет проекта?
№ | Ресурс | Статья затрат | Сумма затрат | Период потребления (пакет работ) |
Материал | 2.1. Сырье и материалы | 100 000 | 01.02.2014 – 28.02.2014 | |
Деньги | 2.3.14. Прочие общепроизводственные расходы | 50 000 | 01.03.2014 – 05.05.2014 | |
… |
Рисунок: Справочник «Бюджет проекта» (MS Project):
23. Какие виды документов составляют Архив проекта?
№ | Предметная область проекта | Вид (наименование) документа | Ответственный исполнитель (член Команды проекта) |
Управление проектом | Паспорт проекта | Руководитель проекта | |
Управление проектом | План по Вехам | Руководитель проекта | |
Управление проектом | План-график выполнения работ | Руководитель проекта | |
Управление проектом | Бюджет проекта | Бухгалтер проекта | |
Управление проектом | Протоколы совещаний и принятых решений | Администратор проекта | |
Управление проектом | Реестр выявленных несоответствий | Контролер проекта | |
… |
24. Какие инвестиционные показатели проекта (за отчетный период / год)?
№ | Наименование показателя | До проекта | С проектом | После проекта |
Общий объем инвестиций | - | - | ||
Начальный объем инвестиций | - | - | ||
Срок реализации | - | - | ||
Доходы (предприятия) | ||||
Расходы (предприятия) | ||||
Норма дисконта (риски проекта) | ||||
Чистая приведенная стоимость денежного потока (прибыль) | ||||
Срок окупаемости проекта (возврата инвестиций) | - | - | ||
Внутренняя норма доходности (проекта и/или предприятия) | - | - | ||
Норма (операционной) прибыли (%) = Прибыль / Доход | ||||
Маржинальная прибыль | - | |||
Инвестиционные (амортизационные) затраты | - | |||
Операционные расходы | - |
Применение системы «Business Studio» в интересах организационного развития
(на основе использования 3-месячной бесплатной лицензии)
Уважаемые слушатели программ повышения квалификации «Управление проектами» и «Управление бизнес-процессами», в интересах подготовки выпускной работы и применения полученных знаний для формирования корпоративных компетенций в области организационного развития – предлагаю вам возможность превратить полученные знания в потенциал развития вашего предприятия.
С этой целью необходимо выполнить следующие действия:
1. Ознакомиться с разделами бизнес-плана проекта организационного развития, в которых используется система «Business Studio» (п.1, 6, 8, 11, 16, 17).
2. Заполнить карточку пользователя (последняя страница этого файла) для предоставления временной лицензии системы «Business Studio», при этом обратить внимание на следующие пункты:
§ «Контактное лицо» - ФИО слушателя программы обучения;
§ Версия Business Studio – уточнить у системного администратора ИТ-службы предприятия, по какому варианту ему будет удобнее установить временную лицензию – на персональный компьютер слушателя программы обучения (предпочтительнее, достаточно иметь только MS Visio) или на сервер предприятия;
§ Желаемое количество лицензий – (временной) достаточно одной для слушателя программы обучения;
§ Срок тестирования – не более 3 месяцев.
3. Направить файл с заполненной карточкой пользователя Могилко Дмитрию Юрьевичу (агенту Business Studio) на электронный адрес: entropia.spb@mail.ru для подтверждения бесплатного предоставления временной лицензии слушателю программы обучения.
4. Получить из «СТУ-Софт» (разработчик Business Studio) ссылку для бесплатного скачивания системы и код активации.
5. С помощью специалиста ИТ-службы предприятия установить на персональный компьютер и активировать систему Business Studio.
6. Запросить у Могилко Д.Ю. Инструкцию пользователя по разработке Организационной структуры предприятия.
7. Выполнить Инструкцию пользователя (пункт 1 Бизнес-плана проекта организационного развития).
8. Запросить у Могилко Д.Ю. Инструкцию пользователя по разработке Стратегической карты целей предприятия.
9. Выполнить Инструкцию пользователя (пункт 6 Бизнес-плана проекта организационного развития).
* при необходимости и заинтересованности Руководства предприятия (Исполнительного директора, Директора по организационному развитию или Директора по персоналу) – направить Могилко Д.Ю. заявку на подготовку и проведение корпоративного тренинга по «Формированию стратегической карты целей и портфеля проектов внутреннего развития», включая:
§ SWOT-анализ факторов внешней и внутренней среды;
§ Определение ключевых факторов успеха;
§ Определение стратегических целей развития;
§ Определение портфеля проектов внутреннего развития.
10. Запросить у Могилко Д.Ю. Инструкцию пользователя по разработке Модели функциональных бизнес-процессов предприятия (верхнего уровня декомпозиции).
11. Выполнить Инструкцию пользователя (пункт 8 Бизнес-плана проекта организационного развития).
12. Запросить у Могилко Д.Ю. Инструкцию пользователя по разработке Модели операционной цепочки ценности.
13. Выполнить Инструкцию пользователя (пункт 11 Бизнес-плана проекта организационного развития).
* при необходимости и заинтересованности Руководства предприятия (Исполнительного директора, Директора по организационному развитию или Директора по персоналу) – направить Могилко Д.Ю. заявку на подготовку и проведение корпоративного тренинга по «Определению структуры бизнес-процессов предприятия и операционной цепочки ценности», включая:
§ Определение функциональных бизнес-процессов предприятия и их Владельцев;
§ Определение операционной структуры процессов и цепочки создания ценности;
§ Определение «критических» операций и их ключевых показателей эффективности (стимулирования труда).
В результате Вы получите:
§ системное представление разделов (организационного развития) в составе выпускной работы;
§ знания и навыки применения системы бизнес-моделирования деятельности предприятия (включая полный комплект подробных Инструкций пользователя системы Business Studio);
§ сформированный (автоматически) раздел внутреннего портала предприятия (HTML-публикацию) в составе Отчетов:
o Организационная структура предприятия (Положения о подразделениях и Должностные инструкции);
o Стратегическая карта целей предприятия и Портфель проектов внутреннего развития;
o Карта функциональных бизнес-процессов предприятия (верхнего уровня декомпозиции);
o Модель операционной цепочки ценности предприятия.
Предварительное ознакомление с возможностями системы бизнес-моделирования можно получить на официальном сайте Business Studio (с помощью презентаций, видеороликов и методической документации) в разделе:
https://www.businessstudio.ru/load/
По всем возникающим вопросам и затруднениям – прошу обращаться ко мне.
С искренним уважением, бизнес-архитектор,
кандидат технических наук, EFQM-assessor,
руководитель программы ВЭШ СПбГЭУ,
Могилко Дмитрий Юрьевич
КАРТОЧКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ВРЕМЕННЫХ
ЛИЦЕНЗИЙ БИЗНЕС-СТУДИО
Наименование пользователя (название компании) | |
Адрес фактический | |
Веб-сайт | |
Численность компании | |
Направление деятельности | |
Контактное лицо (ФИО полностью) – кто ответственный за активацию ПП | |
Должность | |
Телефон | |
Версия Business Studio | Enterprise, персональная версия Enterprise, серверная версия (оставьте нужную) |
Желаемое количество лицензий | |
Срок тестирования: Дата начала тестирования: |