Задание 2. Сравните приведенные ниже имена прилагательные со словами, от которых они образованы, и определите, перемещается ли в них ударение.




Практическое занятие. Тема: Нормативный аспект культуры речи.

План занятия:

1. Работа с теоретическими сведениями.

2. Выполнение практических заданий.

Учебно-методические материалы:

Орфоэпия – это совокупность правил произношения слов. Орфоэпия (греч.оrthos – прямой, правильный и eros – речь) – это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном языке фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержании орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а так же отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой.

Орфоэпия – это термин, который употребляется в 2-х значениях:

1. Совокупность правил, которые устанавливают единство произношения в литературном языке (это правило литературного произношения).

2. Раздел лингвистики, примыкающий к фонетике, который описывает теоретические основы, нормы литературного языка с точки зрения произношения. Устная речь существует столько же сколько и человеческое общество. В древности и даже в 19 в. в каждой местности имелись свои особенности произношения – это были так называемые территориальные диалектные черты. Они сохранились и до настоящего времени.

В 19-20 веках возникла острая необходимость в едином литературном языке, в том числе, в единых, общих правилах произношения. Поэтому начала складываться наука орфоэпия. Она тесно связана с фонетикой. Обе науки изучают звучащую речь, но фонетика описывает все то, что есть в устной речи, а орфоэпия характеризует устную речь только с точки зрения ее правильности и соответствия литературным нормам.

Литературная норма - это правило употребления языковых единиц. Эти правила обязательны для всех, кто владеет литературным языком.

Нормы литературного зыка складываются постепенно, а владение нормами - задача трудная и сложная, которая облегчается широким развитием средств коммуникаций. Нормы литературного языка, в том числе и произносительные закладываются еще в школе. Устная литературная речь имеет единые нормы, но она не единообразна. Она имеет некоторые варианты.

В настоящее время существует три стиля произношения:

1. Нейтральный (средний). Связан с обычной речью образованного человека, который владеет литературными нормами. Именно этот стильхарактеризуется наличием орфоэпических норм.

2. Книжный стиль (используется в научной сфере, ораторских выступлениях). Для этого характерна повышенная четкость произношения, лексика книжной окрашенности.

3. Разговорно-просторечный литературный стиль. Это произношение образованного человека в неподготовленных ситуациях. Здесь возможно отступление от строгих правил.

1. Внелитературное просторечие. Характеризуется отступлением от литературных норм.

По своему характеру произносительные нормы делятся на две группы:

1. Строго обязательные (например: квАртал или квартАл – нормативный вариант – только квартАл – вне зависимости от значения)

2. Вариантные нормы – допустимые в какой-либо сфере: мед. Алкоголь – вместо литературного алкогОль, шприцЫ вместо лит. шпрИцы – такие варианты имеют стилистическую помету в словарях – спец. или проф. (специальный или профессиональный вариант); например, грамматические варианты - моряки вариант боцманА вместо лит бОцманЫ и т.д.

Еще примеры:

- разговорный вариант твОрог – литературный вариант творОг;

- семантические варианты (ударение выполняет смыслоразличительную роль: зАмок – замОк; погрУженный – погружЁнный; прояснИлось – проЯснилось и проч.)

Современные орфоэпические нормы включают несколько разделов:

1. Правила произношения отдельных звуков.

2. Правила произношения сочетаний звуков.

3. Правила произношения иноязычных слов, аббревиатур.

5. Правила постановки ударения.

Практические задания:

Задание 1. На какой слог чаще всего падает ударение в данных ниже существительных женского рода? В чем причина частотных ошибок в этих словах? В каких существительных допустимо двоякое ударение?

Айва, злоба, искра, камбала, кета, курага, петля, пройма, свекла, статуя, таможня, туфля, хвоя, щеколда, щиколотка.

Задание 2. Сравните приведенные ниже имена прилагательные со словами, от которых они образованы, и определите, перемещается ли в них ударение.

Айвовый, альтовый, атомный, валовой, взрывчатый, гербовый, гладильная, грушевый, домовая, зубчатый, каталожный, кедровый, кладовая, кухонный, мастерской, оптовый, пиковый, пуховый, сливовый, станковый, стиральный, суповой, спиртовой, украинский.

 

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье

голос более ЗВУЧНЕЕ

языки ПЛАМЕНИ

 

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднялся более ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ

посмотрел более СТРОЖЕ

ПОПРОБУЕМ помочь

не ЕЗДИТЕ быстро

ЧЕТВЕРО учеников

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СТРИЖЁТ клиентов

ПЯТЬСОТЫЙ заказ

две пары БОТИНОК

БЛИЖАЙШАЯ станция

нет ВРЕМЕНИ

 

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЕЦ

нет САПОГОВ

ещё БОГАЧЕ

ТРОЕ друзей

 

 

Задание 7

 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

береговые КАТЕРА

скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

почти в СТА странах

у новых ТУФЛЕЙ

СИЛЬНЕЕ всего

 

Задание 7

 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

пять КИЛОГРАММОВ риса

ЛЯЖЬТЕ

дальние ДЕРЕВНИ

молодые БУХГАЛТЕРЫ

ДЛИННЕЕ

 

Задание 7

 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ЛЯГТЕ на пол

ИХ работа

горячие СУПЫ

ШЕСТИСТАМИ учениками

ИНЖЕНЕРЫ

 

Задание 7

 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ДОБРЕЙШИЙ человек

опытные ТОКАРЯ

ЛЯГТЕ на коврик

стирка ПОЛОТЕНЕЦ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: