Марат Гельман дает определение современному искусству




2.2 Искусство и общество

Выводы

Список использованной литературы

 


 

Введение

 

На данный момент искусства почти нет как такового. Оно стало похоже на карикатуру людских представлений о мире. В нашей академии Дизайна и Искусств это касается каждого и остаться равнодушным к тому, что происходит, просто нельзя. Я, как будущий художник, возможно, дизайнер и музыкант, также не являюсь равнодушной к происходящему. С каждым днем я все чаще убеждаюсь, что для того, чтобы быть музыкантом и иметь почет, вовсе не обязательно писать хорошую качественную музыку или хорошо владеть инструментом, для того, чтобы тебя считали хорошим художником, вовсе необязательно владеть живописью\графикой хорошо, чтобы быть почетным певцом, вовсе не нужно иметь голос, чтобы быть знаменитым скульптором, вовсе не обязательно творить идеалы и подчеркивать красоту, посвящать себя творению прекрасного, как это было несколько веков назад. Достаточно подчеркнуть уродство, затрагивая изуродованные души, этого и без того изуродованного мира и тут же ты заслужишь уважение в обществе. Я считаю, что это первый шаг творческого мира в пропасть бездушия и начало конца духовной деградации в социуме. По одиночке мы сами себе гении, а в обществе гения может признать большинство. А для большинства, на данный момент, нет ни духовных, ни моральных ценностей, на мой взгляд. Коммерция погубила нравы.

Проблема современного искусства кроется в потере общих для всех ценностей. То есть ценности есть, но ими может быть что угодно, любой помёт. Например, если раньше в той же скульптуре пытались изобразить идеальные формы, пропорции и весь созидательный процесс был направлен на поиски совершенства, то сейчас мы имеем совсем другие представления о том, что должно радовать глаз. Это показ худшей стороны, которую раньше все скрывали.

Цель, которую я ставлю в своей работе: провести анализ современного искусства как фактора изменения социокультурной реальности и доказать, что современное искусство оказывает как негативное так и позитивное воздействие на общество. Обосновать причину падения духовных ценностей у личности.

Задачи, которые помогут мне достичь поставленной цели:

. Рассказать о термине «искусство» с социологической точки зрения.

. Сравнить влияние искусства на мое развитие и другое общество

. Роль искусства в жизни творческого человека.


 

1. Термин «искусство»

 

Искусство - это то, что признается, считается искусством данным людьми, социальной группой. Искусство не обязано быть красиво. Мы знаем много примеров, в частности в авангарде или кубизме, где отсутствует красивость и эстетичность. Искусство не обязательно наделяется глубоким смыслом. Искусство не обязательно нравится. Многие люди не любят танец, при этом считают его искусством…Иными словами, Искусством называют род или занятие человека, которое выражается в различных художественно-образных формах отображения действительности. К искусству относятся виды художественного творчества такие как литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, танец и музыка, театр и кино. «Искусство - это служение, которое есть состояние души художника, когда он служит своему природному предназначению - свободно, радостно и вдохновенно, не из-за заказа работодателя, а лишь потому, что Дух, Высшая сила одарила его вдохновением, над которым он не властен и поэтому дорожит им, ибо без него, без вдохновения не возможно ничего в этом суетливом мире.»(1) - Не могу не согласиться со словами российского современного художника Павла Петрова. Талант - это то, что дано нам свыше Богом. Этот дар есть ни у каждого, но каждый хочет им завладеть. А вдохновение мы можем удачно использовать в нужное русло только при наличии таланта. Для искусства не маловажно, воздействует оно на вас или нет. Получаете ли вы какие-то эмоции от того что видите или слышите. Существует мнение, что большинство людей - визуалы, т.е. основную часть информации получают визуально т.е. глазами. На танец и скульптуру можно посмотреть, например, а музыку можно только услышать. Для визуалов, а их - абсолютное большинство, музыка кажется чем-то незавершенным, неполным. Поэтому музыка часто сопровождается яркими визуальными спецэффектами, дабы привлечь к себе внимание наибольшего количества людей. Социология изучает искусство потому что оно влияет на процессы общественной жизни, через поступки людей. Есть такая то ли легенда, то ли быль, что давно в Америке во времена «Дикого Запада» один бродячий театр делал спектакль «Отелло» и в самой кульминационной сцене из зрителей выскочил ковбой и выстрелил всю обойму в актера, исполняющего роль подлеца Яго и через несколько секунд упал, застреленный другим ковбоем-зрителем. Их похоронили рядом и на надгробии сделали надпись «лучшему актеру и лучшему зрителю». Это событие является ярким примером влияния искусства на поступки людей. Получено впечатление, затронуты чувства (ассоциации), произведено действие.

 

Влияние поп- и тяжелой музыки на человека

 

Начнем с музыки. Почему некоторая музыка берёт вас и ваше сердце за секунды? Потому что она настоящая, ей можно оперировать людей заживо, прикасаясь прямо к сердцам, реально. Музыка делает то, что не может сделать ни власть, ни деньги, ни достаток, ни удовлетворение-она за секунды делает людей лучше, и клянусь, если не в этом её смысл, то остальное бессмыслено. Итак о функциях. Насколько я знаю, самая полезная для человека музыка считается церковная. Она благоприятно влияет на здоровье: успокаивает сердечный ритм и приводит в норму биологические процессы. После прослушивания церковной музыки поднимается работоспособность и человек становится более уравновешенным и умиротворенным. При помощи музыки Моцарта и др. классических композиторов в некоторых клиниках даже производится лечение определенных болезней. А самая вредная- тяжелая,грубая музыка.«Врачи установили, что эта музыка может быть: опасной для жизни! Их обвинения в адрес музыкальных направлений, которыми увлекается молодёжь по всему миру, не голословные. Они основываются на проведённом исследовании бельгийских ученых из медицинского университета Брюсселя.

Согласно их заключению, "музыкальные произведения стилей "тяжелый рок" и "хэви-металл" могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу - состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать.

Было проведено наблюдение за тремя случаями возникновения пневмоторакса у молодых людей, находившихся на рок концертах, а также у мужчины, слушавшего музыку в своём автомобиле. Анализ показал, что "к разрыву альвеол и формированию пневмоторакса приводят высокоэнергетичные низкочастотные акустические волны.»(3)Также, как говорят, тяжелая музыка оказывает негативное воздействие и на поведение масс. Например, после концерта «Арии» разъяренные фанаты идут громить метро и местные достопримечательности города. - Если судить по себе, то на меня тяжелая музыка оказывает благоприятное воздействие как духовно, так и физически, так же как и марш пробуждает в солдатах боевой дух. При прослушивании тяжелой музыки у меня появляется вдохновение, внутренняя сила, энергия, которая поддерживает мой дух. Под воздействием такой музыки я, в общем то, начала свой творческий путь как художник и музыкант. Таких людей очень много. Тяжелая музыка разделяется на группы. Лично я делю ее на благоприятную и неблагоприятную. Неблагоприятная музыка содержит актуальные сейчас темы насилия, убийств и секса, что у нормального человека просто вызывает отвращение. Благоприятную рок-музыку может слушать любой человек и у него не останется неприятного осадка. Она также может содержать классические муз. элементы в гармонии, содействовать творческому развитию человека, применяться как классический образец рок-музыки по сей день. Такая музыка была актуальна в конце 70-х начала 90-х годов такими коллективами как Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd, Nazareth и др. Лично я при прослушивании вышеперечисленного ощущаю некоторое духовное возвышение, смотрю на мир с другой точки зрения, придумываю различные ситуации, фантазирую о дальнейшем, строю какие-то планы, также у меня рождаются дизайнерские идеи, которые помогают мне учиться и творить. Я себя отношу к определенному типу людей, на которых музыка воздействует или благоприятно, или никак. А есть люди, на которых такое творчество как тяжелый метал влияют неблагоприятно. Я думаю, что если на них может оказывать вредное воздействие даже музыка, то это слабые, несостоявшиеся личности. Вот, например, совсем недавно гласили американские СМИ, что под творчество «Cannibal Corpse» 18-ти летний мальчик убил своих родителей и совершил над собой суицид. По-моему здесь совершенно понятно, что никакой «Cannibal Corpse» и никакая в мире музыка не заставит нормального человека совершить нечто страшное, я уже не говорю об убийстве. Здесь кроется беда в самом человеке, а не в музыке. А еще существует еще один миф о вреде тяжелой музыки: «Слушателей Heavy metal, Heavy rock чаще всего называют психически неуравновешенными людьми, так как их мозговые функции заторможены якобы из-за слушания именно таких стилей.»(3) На самом деле дело обстоит немного по-иному. "Виновата" в заторможнии мозговых функций не сама музыка, так как стили Heavy строятся в основном на игре "боем" на электических гитарах, использованием барабанных установок с тарелками и бас-гитар, создающих ощущение "тяжелости". Для того,чтоб на концерте было хорошо слышно, выставлялись в большом количестве музыкальные колонки и добавлялись так называемые «басы» в больших количествах. Тяжелая музыка была названа в честь того, что ее волны, накатывая на человека, начинают вызывать головокружение, тяжесть в голове, пульсирующую боль и так далее. То есть виновны во всем этом - огромные "басы". Поэтому «heavy» стилей музыки опасаться не надо - с ума можно свести и простой попсой. Просто внимательно присматриваться к частоте звука.

Чем дальше, тем все становится проще. Поп-музыка(pop - англ. популярный) является самым распространенным направлением среди современной молодежи. Это понятие включает в себя все виды популярной музыки, заполонившей ТВ эфир и радиостанции более, чем полностью. На данный момент на территории бывш. СССР она, так сказать, мутировала в наиболее страшную форму. Ярких её представителей можно наблюдать по телевиденью в различных гала-концертах по всем случаям праздников. Цель ее - получить как можно больше средств, а также убедить страну, что все хорошо, прекрасно и не о чем беспокоиться. Легкая на восприятие музыка завладела умами молодежи. Она везде: и в маршрутках, и в магазинах, и в офисах из радио приемников звучат легкоузнаваемые, похожие друг на друга звуки. Благодаря стереотипу поп-кумиров - идолов молодежи, понятие о музыке сошло практически на нет. Как я уже говорила, такая музыка в основном построена на коммерции. Т.е. то, что мы слышим, оно не является искусством, на мой взгляд, это не есть выражение эмоций или своего видения действительности, это сплошное наигранное шоу, за которое люди готовы платить. Бездумные примитивные тексты о чем-то невнятном, повторяющиеся пару нот на всю песню стали образцовой музыкой, совершенно бездарные исполнители стали кумирами для миллионов. Чтоб стать популярным певцом, нужно только иметь рот. Эта музыка не заставляет мыслить, она не развивает. А мышление и развитие это работа над собой. А работать любит не каждый. Поэтому никто ни к чему не стремится. Срабатывает эффект толпы: «Если всем нравится, то и мне тоже подойдет». А если толпе нравится по сути мусор, то почему бы на этом не заработать? Вот, например, в Украине исполнительница Верка Сердючка. Это типично народная - кабацкая, ресторанная музыка, но вынесенная на большой экран, так чтоб ее могли услышать по всей Украине. И слышат ее все подряд через ТВ, многим не нравится, но при этом есть громадные массы населения, которые ее воспринимают как свое близкое им родное искусство. И это не единичный случай.

 

Влияние кинематографа и литературы на общество

 

Теперь о кинофильмах и их воздействии на человека. Американский режиссер Квентин Тарантино, который славится отступлениями от стандартных норм американского кино и идеи некой «необычности» сюжета он заимствовал у своего любимого режиссера Годара … так вот Тарантино создает несколько сценариев и выпускает в свет несколько кровавых фильмов за совсем небольшие деньги, например, «Бульварное чтиво». Тоже черный юмор, также обесценена человеческая жизнь, но уже без социального протеста, а смерть преподнесена по типичным американским принципам: везде проливается кровь. Один из сценариев Тарантино так нравится известному американскому режиссеру Оливеру Стоуну, что он покупает его. Сценарий о «Прирожденных убийцах». Но задумка Тарантино о черном юморе и фарсе, о лже-протесте против современного американского мира, прошла стороной. Стоун переделал в серьезный социальный фильм - в фильм реального протеста, который насыщен не черно-юморными убийствами, а реальной жестокостью. - Фильм стал популярен в мире, и это повлекло за собой рост количества фильмов такого рода в Америке. И американские социологи считают, что это повлияло на рост криминала и жесткости в стране… Но в действительности, возможно, что кино не только отражает, а и влияет на мысли и поступки людей, то есть на то что происходит в обществе через время и в другую социальную среду (из 60-х в 90-е, из Франции в Америку), оказывают влияние на мысли и действия многих других людей… «популяризация» насилия в головах незрелых просмотревших фильм подростков, следовательно, рост реального насилия.

В литературе мое внимание привлекло социально-философское произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где автор пытается раскрыть пороки общества и влияние собственной идеи на человека, толкающей даже на убийство ради нее. Рано или поздно главный герой все равно покаялся за свои деяния. Убив ради наживы он не получил удовлетворения от приобретенной ценности, а получил моральную катастрофу. Его жизнь превратилась в ад, и единственным облегчением для него являлось только раскаяние и скорее получить наказание. Достоевский доказал обществу, на мой взгляд, что любое преступление обязательно повлечет за собой наказание.


 

2. Современное представление о произведениях искусства

 

Будучи созданными, картина или мелодия только потенциально являются произведениями искусства. Причем красота, гармоничность, новизна не являются определяющими факторами в том быть или не быть этой картине, или мелодии, или книге произведением искусства. В многих галереях Европы все выставлено на продажу, то есть каждая картина, фотография, скульптура имеет ценник….порядок цен, с не связан с интересностью самих произведений, а со статусом галереи их выставляющей… «Галереи Манхэттэна, например, сконцентрированы в трех районах: Трайбэкка (окраинный район, наиболее дешевые галереи), Сохо (туристический район) и Мидтаун (богатый деловой и административный район, тоже дорогие галереи, но уже рассчитанные не на туристов, а на местную элиту)… произведения выставляются во всех этих галереях довольно похожие, если говорить о современном искусстве. При этом, интересная абстакционистская картина в Мидтауне стоит 10 тысяч долларов, при том что не менее интересная абстракционистская картина в Трайбэкке будет стоить всего тысячу долларов…»(2) - сообщает журналист Дмитрий Кракович. Выходит, все зависит от того, в каком положении находится художник: если его раскручивают дорогие галереи, значит у него есть возможность попасть на аукцион или в музей. Из дешевых галерей практически нет шансов никуда попасть. То есть, здесь не только талант и работа художника - но и какие-то внешние факторы: дружеские и родственные связи, случай свел с кем-то и т.д.

 

Марат Гельман дает определение современному искусству

 

«Современное искусство в отличие от классического, чьи совершенные формы застыли на века, - это живая материя. Нечто, постоянно развивающееся, ищущее новые формы, создающее новые направления и пробующее смешивать разные жанры. Современное искусство - это то, что происходит и создается здесь и сейчас, в данную конкретную минуту, пытаясь отражать и отвечать вкусам и настроению тех, кто живет в настоящем. Однако порой оно принимает такие формы, что далеко не все согласны считать его именно искусством, а не хулиганством или кощунством. Особенно это касается художественных акций и перфомансов. Ведь особенность его еще и в том, что буквально каждый из нас может сегодня попробовать сотворить объект искусства из любого подручного материала. Правда, что получится в итоге - шедевр, или уродство, или ничего, - неизвестно. Зачастую понять это и отделить одно от другого способен только самый тонкий ценитель и строгий селекционер - время. И тогда то, что было современным искусством, станет классикой, а на смену ему придет что-то новое - искусство будущего.»(4) - по этому высказыванию можно понять, что сейчас серьезные художники могут быть популярными широкому обществу благодаря совсем незначительным работам, а каким-то экстравагантным авангардным акциям. То есть чтоб получить популярность, особо больших усилий прикладывать не нужно. Художник, как и много веков назад, хочет внимания, хочет реакции, хочет каких-то эмоций, а народ в музеях проходит мимо его работ. Поэтому такой ход - наиболее короткий путь к вниманию. Выходит, современный художник, дабы существовать как художник, должен находиться в большом городе, поскольку, на данный момент, современное искусство в основном ориентировано на жителей больших городов.

 

Искусство и общество

 

«Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно. как сама жизнь...». Искусство познавать и оценивать мир, формирует духовный мир людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство заставляет думать, мыслить и обдумывать жизненные ситуации, в которые и когда-либо попадала. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их»(4) - Так Ленин ставил задачу перед начинающими советскими художниками. Искусство раскрывает в явлениях окружающей жизни их подлинный внутренний мир, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Живя в классовом обществе, художник, обычно, выступает как представитель определенного общественного класса. Отражение реального мира, отбор тех или иных явлений действительности для художественного воспроизведения определяется его общественными взглядами, совершается под углом зрения определенных классовых идеалов и стремлений. Эстетический вкус у человека формируется в процессе общения с произведениями искусства, пробуждающими у человека способность к эстетическому восприятию и переживанию, способность творить, выбирать и духовно оценивать появление реального мира относительно социального и художественного опыта человека, его социальным чувствам и мировоззрению. Он проявляется в виде индивидуальных оценок, но всегда органически связан с эстетическими, философскими, этическими, политическими воззрениями человека, обусловлен общественными отношениями людей. «Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.»(6) - Думаю, что каждый человек хочет быть социально значимым, для этого, на мой взгляд, человеку необходимо повышать свой интеллектуальный уровень, расти, как личность, иметь огромный талант, и, конечно, не забывать про свой внутренний мир (работать над собой и развиваться духовно) - все эти составляющие помогут стать значимой частицей в социуме, и, несомненно, реализоваться в обществе и конкретно в искусстве.


 

Выводы

искусство социокультурный общество личность

Благодаря этой работе я научилась рассуждать и более развернуто высказывать свою точку зрения. В этом мне помогли множество электронных и литературных источников, которые я использовала при выполнении своей работы. Также я узнала много интересного об искусстве с точки зрения социологии и какую роль оно занимает в обществе. Социология раскрывает проблему искусства более детально, на мой взгляд, нежели другие гуманитарные науки. Искусство напрямую связано с обществом, в этом мне помогла убедиться «социология искусства - это отрасль социологии, которая изучает воздействие искусства на аудиторию, средства распространения произведений искусства, художественный вкус публики».(7) Все поставленные перед собой цели, считаю, выполненными. В эту работу я вносила свои личные рассуждения, которые созревали у меня в течение долгого времени. Как будущий музыкант я сделала для себя следующий вывод: я постараюсь не создавать музыку, которая будет побуждать общества ко злу, или деградации, постараюсь своим творчеством заинтересовывать не серую массу и не «плодить» безнравственность и усугублять культурную и творческую ситуацию в месте моего творческого продвижения, а завлекать мыслящих людей настолько, насколько это будет возможно. Также я постараюсь не вовлекать коммерцию в свое творческое общество. Как я писала, оно приводит к деградации нравственности. Если любимое дело будет приносить деньги это только поможет, а если нет, то продавать свои интересы я не намерена. В музыке как и в любом другом искусстве главное тянуться к высшему, не быть ни на кого похожим, а быть самим собой, делать свои произведения, которые отличаются от других и вызывают у человека только положительные эмоции, иначе они не будут иметь успех. Как художник и график я постараюсь найти свою стезю, которая, возможно, в будущем может сделать шаг к развитию современного искусства. Все мои работы основаны на анализе творений моих авторитетов и размышлении об оригинальном исполнении. Как дизайнер я попробую не оставаться на достигнутом и идти вперед, придумывая все новые и новые цели, чтоб усовершенствовать себя с каждой возможностью. Поскольку дизайнеры также оказывают воздействие на общество и его развитие, на мой взгляд. В общем, любой ценой я не буду останавливаться на достигнутом и буду способствовать только прогрессии, а не регрессии искусства в обществе.


 

Список использованной литературы

 

1. КАТАЛОГ <https://artrussia.ru/russian/artists/artists.php?letter=&foa=f>: Изобразительное искусство <https://artrussia.ru/russian/artists/artists.php?letter=&foa=f>:Художники <https://artrussia.ru/russian/artists/artists.php?letter=&foa=f>: Петров Павел https://artrussia.ru/russian/artists/artist.php?id=409&foa=f

2. «ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ ИСКУССТВА» Дмитрий Кракович (2004) <https://www.dkmedia.com/soc/art.htm>

. Публикация в British Medical Journal о влиянии на организм человека музыкальных композиций в стиле "тяжелый рок" и "хэви-металл". <https://hardnheavy.uol.ua/ukr/text/495715>

. «Журнал авангардного искусства» https://www.vaulin.net/info.htm?id=16

. Интернет-статья «Роль искусства в обществе» <https://vernisag.com.ua/5-rol-iskusstva-v-obshhestve.html>

6. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая «Социология» с. 8

. Большой Советский Энциклопедический Словарь https://bse.sci-lib.com/article104956.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: