МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 15.3 (ОГЭ) НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»





Текст из ОБЗ ФИПИ Идея исходного текста Ключевые слова Определение с комментарием Второй пример(из личного опыта, из литературного произведения, из кинофильма, из СМИ, из прочитанного текста)
Текст В.С.Токаревой о Королькове, Надежде и Оксане. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Жизненные ценности, детство, фундамент будущей жизни Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Героиня комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" госпожа Простакова так же, как и Корольков, не научила своего сына Митрофана многим важным вещам: уважать родного отца и старших, трудиться, учиться. Главные жизненные приоритеты для него - это хорошо поесть, поспать и побездельничать. У него отсутствуют нравственные ориентиры, поэтому ему трудно будет устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми.
  Текст И.А.Клеандровой про Софью, Лену и Катю. Текст П.С.Романова про Трифона Петровича и Поликарповну. Жизненные ценности бывают материальные и духовные. Какие из них имеют большую значимость для человека? Жизненные ценности, материальные ценности, духовные ценности Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни, о чем они мечтают и к чему стремятся. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет судьбу человека. Жизненные ценности бывают материальные и духовные. Какие из них имеют большую значимость для человека? Герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Хлестаков (жизненные ценности – развлечения, удовольствия, модная одежда)
Герой повести Н.В.Гоголя Чичиков (жизненные ценности – нажива, материальный достаток). Главный герой рассказа И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» (жизненные ценности – зарабатывание денег).
Текст А.Г.Алексина про бабушку. У каждого человека свои жизненные ценности. Жизненные ценности, убеждения, принципы, ориентиры Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и взаимоотношения с окружающими. У каждого человека свои жизненные ценности. Герой «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Калашников (жизненные ценности – честь, семья).  
Текст А.Г.Алексина про позднего ребёнка. У каждого человека собственная система жизненных ценностей, свои приоритеты. Жизненные ценности, принятие решений, жизненное предназначение, взаимоотношения с людьми, свои приоритеты Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни, что определяет цели и мотивы их деятельности, о чем они мечтают и к чему стремятся. Жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе человека, потому что от них зависит принятие решений, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми. У каждого человека собственная система жизненных ценностей, свои приоритеты. Герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: Андрий (главная жизненная ценность – любовь к женщине), Остап, Тарас (главная жизненная ценность – любовь к родине, преданность общему делу, товарищам). Герой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Данко (жизненная ценность – служение народу). Герои рассказа М.Горького «Макар Чудра» Лойко Зобар и Радда (жизненная ценность – свобода). Герой поэмы М.Лермонтова «Мцыри» (жизненная ценность – свобода).
Текст К.Г.Шахназарова про Ивана и Катю. У людей, принадлежащих к разным поколениям, жизненные ценности могут отличаться. Жизненные ценности, убеждения, принципы, ориентиры Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и взаимоотношения с окружающими. У людей, принадлежащих к разным поколениям, жизненные ценности могут отличаться. Герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв (жизненная ценность – честь). Герой комедии Д.Фонвизина «Недоросль» Митрофан (жизненные ценности – безделье, обильная еда).
Текст И.Муравьёвой о дедушке и внучке. Каждый человек сам определяет свои жизненные ценности. Жизненные ценности, материальные и духовные ценности Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни, что определяет цели и мотивы их поступков. Жизненные ценности бывают материальные и духовные. Каждый человек сам решает, ради чего он живёт. Героиня рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары» Бухара (жизненная ценность – счастье собственной дочери).

 

8. ЛЮБОВЬ

История 1.

У выдающегося кардиохирурга академика Владимира Андреевича Алмазова в его кабинете в клинике Первого медицинского института стояла склянка с заспиртованным сердцем. Каждый студент знал историю этого сердца. В самом начале 50-х, когда Алмазов был ещё студентом 4-го курса Первого медицинского, в клинику института поступила девушка с подострым септическим эндокардитом. Это страшное заболевание и сейчас даёт большой процент смертности, а тогда...

Её считали безнадёжной. У девушки держалась температура под сорок, сердце отказывало. Её без особых результатов осматривали ведущие профессора и, как водится, вереница интернов. В числе практикантов был один - талантливый и внимательный...

Нет, он не предложил революционного метода лечения эндокардита, он просто влюбился - девушка была очень симпатичной. Стал каждый день наведываться в палату, носил цветы. Умирающая девушка тоже его полюбила. И стала потихоньку выздоравливать.

Они поженились, родили детей, на свою серебряную свадьбу пригласили лечивших её врачей. А когда через много лет она умирала, своё сердце она завещала Первому медицинскому институту. Чтобы помнили - больное сердце лечится сердцем любящим.

 

9. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

История 1. Томас Эдисон

Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя.

Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами."

Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он как-то пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо.

Он открыл его и прочитал:

"Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века."

 

История 2. "Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя"

После землетрясения в Японии, когда спасатели добрались до развалин дома молодой женщины, они увидели ее тело через трещины. Её поза была очень странной – она опустилась на колени, как молящийся человек, ее тело было наклонено вперед, а руки что-то обхватывали. Рухнувший дом повредил ей спину и голову.

С большим трудом, лидер команды спасателей просунул руку через узкую щель в стене к телу женщины. Он надеялся, что она еще жива. Тем не менее, ее холодное тело, говорило о том, что она скончалась. Вместе с остальной командой он покинул этот дом, чтобы исследовать следующее рухнувшее здание. Но непреодолимая сила звала руководителя группы к дому погибшей женщины. Снова, опустившись на колени, он просунул голову через узкие щели, чтобы исследовать место под телом женщины. Вдруг он вскрикнул от волнения: "Ребенок! Тут ребенок!".

Вся команда тщательно убирала груды обломков вокруг тела женщины. Под ней лежал 3-месячный мальчик, завернутый в цветастое одеяло. Очевидно, что женщина пожертвовала собой ради спасения сына. Когда дом рушился, она закрыла сына своим телом. Маленький мальчик все еще мирно спал, когда руководитель команды взял его на руки. Врач быстро прибыл, чтобы обследовать мальчика. Развернув одеяло, он увидел сотовый телефон. На экране было текстовое сообщение: "Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя."

Этот сотовый телефон переходил из рук в руки. Каждый, кто читал сообщение плакал. "Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя".

Такова любовь матери!

 

ОГЭ 25 аргументов для сочинения на тему "Что такое настоящее искусство"

1. Героиня рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» Вера Николаевна, услышав Вторую сонату Бетховена, испытывает пробуждение нового душевного настроя, она понимает, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Соната созвучна с настроением героини, через музыку её душа соединяется с душой погибшего Желткова.

2. Последняя сцена рассказа К.Паустовского «Старый повар» показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Музыка, которую исполнял незнакомец на клавесине, оказала магическое воздействие на всех слушателей: музыкант был бледен, пес выбрался из своей будки и тихо потряхивал ушами, а слепой старик вдруг увидел молодую, смеющуюся Марту. В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились. К.Паустовсвкий сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.

3. Главного героя произведения А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» - Якова Матвеевича - найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

4. Великий композитор, герой рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», подарил дочери лесника свою музыку. Когда Дагни услышала её, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни, потому что композитора к тому моменту уже не было в живых.

5. Герой книги В. Короленко «Слепой музыкант» - мальчик Петрусь - родился слепым. Но благодаря искусству, а именно музыке, он не только не утонул в своём горе, но и нашёл своё место в жизни, став известным музыкантом.

6. Герой рассказа А.Куприна «Тапёр» - худенький и плохо одетый тринадцатилетний мальчик - случайным образом оказался в знатном семействе в качестве музыканта. В этом скромном госте трудно было предположить музыкальные способности, но когда он начал играть, всем стало ясно, что перед ними - талантливый музыкант. Среди гостей по счастливой случайности оказался известный пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Он заметил талант мальчика и впоследствии стал для него наставником.

7. Главный герой повести Л.Толстого "Альберт" — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.

8. Герой рассказа Рэя Брэдбери "Улыбка" мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

9. В фильме Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» речь идёт об организации, известной как «Отдел по спасению памятников, произведений искусства и архивов». Сотрудники этой организации, созданной в 1943 году президентом США Франклином Рузвельтом, вернули законным владельцам и в музеи множество культурных ценностей, похищенных нацистами. Спасённые произведения искусства не утратили своей ценности на протяжении столетий.

10. Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что, когда она осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зелёная, и солнце светит… Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

11. Русская природа вдохновляла не только композиторов, но и многих поэтов, один из которых - Сергей Есенин. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы: она разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов, источник, питающий лирические чувства поэта.

12. Удивительная женщина, художник Евфросинья Антоновна Керсновская 12 лет провела в сталинском лагере. После выхода из него она начала зарисовывать этот период жизни , чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний. Целых двенадцать общих тетрадей были разрисованы ею в 60-х годах прошлого века. В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». Глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаешь, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

13. Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. Альбомы его были нарисованы в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, – они были фантастическими. Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. Тоненьким пёрышком он создавал в своих альбомах параллельную, загадочную жизнь. И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. Он выжил благодаря настоящему искусству.

14. Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки и прятал себе под подушку. И эти маленькие фантастические рисунки Соколова в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской. Можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг – тюремные решётки.

15. Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А.Твардовского "Василий Тёркин". Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. В этом сила литературы как вида искусства.

16. Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича. Она , как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

17. В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей комедии Д.Фонвизина "Недоросль". Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили полное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

18. Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. "Поставьте "Джоконду" или "Мадонну с младенцем и святой Анной" великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!" - утверждали они.

19. Однажды американский изобретатель Никола Тесла тяжело заболел. Жизнь его находилась в опасности. Выздоровление, по собственному рассказу Теслы, наступило совершенно неожиданно: во время болезни он начал читать "Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Жизнерадостная книга пробудила в нём такое желание жить, что усилием воли он заставил себя перебороть болезнь и вскоре, к удивлению лечивших его врачей, выздоровел.

20. Услышав легендарный хор имени Александрова, который своими песнями пробуждал в людях мужество, давал им силы для борьбы, английский премьер-министр У.Черчиль назвал музыкальный коллектив "тайным поющим оружием".

21. Выдающийся русский писатель 20 века М.Пришвин в своих дневниках вспоминает такой случай: в скорбные дни первой мировой войны напротив его дома собрался народ и оратор стал говорить людям о том, что Россия скоро превратится в германскую колонию. Тогда одна бедная крестьянка в белом платочке пробилась к оратору через толпу и остановила его выступление, обратившись к людям: "Не верьте ему, товарищи! Пока с нами Лев Толстой, Пушкин и Достоевский, Россия не погибнет!"

22. Ни на один день не покинул Москву Музыкальный театр имени К- С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. По просьбе остававшейся в Москве группы артистов Большого театра был открыт филиал ГАБТа. Затаив дыхание, забыв на время о войне, зрительный зал погружался в прекрасный мир музыки Чайковского, А. С. Даргомыжского, Дж. Верди, Дж. Пуччини.

23. Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен с как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...".

24. Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.

25. Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе.

НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

А.П.Чехов "О любви" (неуверенность в себе помешала Алёхину обрести счастье с Анной Алексеевной)

И.С.Тургенев "Ася" (неуверенность в себе заставила господина Н. отказаться от собственного счастья)

Л.Н.Толстой "Кавказский пленник" (неуверенность в себе заставила Костылина провести несколько месяцев в плену у татар в ожидании выкупа)

 

 

СИЛА ДУХА

Ник Вуйчич

“Мне не нужны руки и ноги. Мне нужна жизнь. И никогда не сдаваться!” — это кредо помогло ему стать одним из самых известных мотивационных ораторов, получить экономическое образование, жениться и завести двух детей. Силу воли Ник Вуйчич получил от матери. В одном из интервью он рассказал, что ее слова задали тон на всю его жизнь: «Николас, — сказала она, — ты должен играть с нормальными детьми, потому что ты нормальный. Да, у тебя кое-чего недостает, но это пустяки».

Он пишет книги, поет, занимается серфингом и играет в гольф. Часто путешествует по миру с лекциями, чтобы помочь молодым людям найти смысл жизни, осознать и развить свои способности и таланты.

 

Стивен Хокинг

В студенческие годы у Стивена стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза. Болезнь прогрессировала, и через несколько лет он стал полностью обездвижен, а после операции на горле потерял способность говорить. Впрочем, это не помешало ему к своим 74-м два раза жениться, вырастить троих детей и стать одним из самых выдающихся ученых современности.

Сейчас он — один из самых влиятельных современных физиков-теоретиков. По его словам, успехов он добился во многом благодаря своему недугу: «Раньше жизнь казалась скучной. Теперь я определенно счастливее. Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Так много можно сделать, каждый может сделать так много!».

 

Людвиг ван Бетховен

В 26 лет Людвиг начал терять слух. Но это обстоятельство ему ничуть не помешало сочинять музыку. Когда он почти перестал слышать, он написал "Лунную сонату", а будучи абсолютно глухим, пьесу-багатель “К Элизе” (ту самую, которая звучит из музыкальных шкатулок).

Благодаря стойкому характеру и таланту он научился слушать музыку внутри, а после написания 9-й симфонии он сам дирижировал на концерте. После триумфального выступления он расплакался. "Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград" - повторял Бетховен.

 

Альберт Эйнштейн

Когда Эйнштейн был маленьким ребенком, сложно было предположить, что он добьется успеха в жизни. До трех лет Альберт не умел говорить, страдал аутизмом и дислексией. Учась в гимназии, он часто пропускал занятия, из-за чего так и не получил аттестат. Чтобы доказать родителям, чего он на самом деле стоит, Эйнштейн самостоятельно подготовился и со второго раза поступил в Политехникум в Цюрихе.

Альберт говорил: "Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой".

ВЗАИМОВЫРУЧКА

История 1. Запасная лыжа

Пример спортивной взаимовыручки подарила миру Олимпиада в Сочи. Мы все прекрасно помним, как в одном из эпизодов во время лыжных гонок представитель сборной Канады выручил нашего лыжника.

Антон Гафаров повредил лыжу при падении в мужском спринте. Второе падение напрочь вывело инвентарь из строя – на ноге спортсмена болтались две палки, скреплённые какой-то прокладкой, совсем не напоминающей лыжу.

Недолго думая, на выручку нашему спринтеру пришёл один из тренеров сборной Канады, которым оказался американец Джастин Уодсворт, отдавший нашему соотечественнику запасную лыжу, предназначавшуюся канадцам.

История 2. Монти

Готовность помочь своим друзьям по спорту проявили и несколько бобслеистов из разных сборных, когда по прибытии в Сочи, сборная Ямайки не обнаружила в грузовом отсеке самолёта ни боба, ни оборудования для соревнований. Боб быстро нашли, но всё те же полозья потерялись надолго. Отдать свой инвентарь предложили американцы, швейцарцы и японцы. Благо, это не потребовалось, потому что ямайский груз всё-таки прибыл к самому началу второго тренировочного дня двухместных экипажей.

А вот ещё одна история бобслейной взаимовыручки. В 1964 году итальянский бобслеист Евгенио Монти, заметив, что у коллег из Британии вылетел крепёжный болт и это грозит им не только поражением, но и серьёзными травмами, поделился своим инвентарем. Тогда Монти шёл лидером. В итоге же победу одержали британцы, а Монти стал третьим. Но в историю вошла не победа представителей туманного Альбиона, а благородство итальянца.

 

14. СЧАСТЬЕ

История 1. Счастье Петьки

Герой рассказа Л.Андреева "Петька на даче" - десятилетний мальчик, лишённый детства. С малых лет он отдан в учение к парикмахеру. В дешёвой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат хозяин и подмастерья. У Петьки не бывает праздников, все его дни похожи друг на друга, его жизнь кажется ему долгим неприятным сном. Петьке очень хочется уехать в другое место. Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям.

 

История 2. Щедрое дерево (Ш. Сильверстайн)

Жила на свете Яблоня... и она любила маленького-маленького Мальчика. Каждый день Мальчик приходил к ней, собирал её листья и сплетал из них венок, чтобы играть в Лесного Короля. Он взбирался по её стволу, качался на её ветвях и eл яблоки. И они играли с Яблоней в прятки. А наигравшись, он засыпал в тени её ветвей.

И Мальчик любил Яблоню... очень. И Яблоня была счастлива.

Но шло время. И Мальчик подрастал. И Яблоня частенько теперь оставалась одна.

И вот однажды Мальчик пришёл к Яблоне, и она сказала: — Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях, поешь моих яблок, поиграй в моей тени, и ты будешь счастлив!

— Я уже слишком взрослый для того, чтобы лазить по деревьям и качаться на ветвях, — ответил Мальчик. — Я хочу покупать вещи и получать удовольствия. Мне нужны деньги. Ты можешь дать мне деньги?

— Прости, — ответила Яблоня, — но у меня нет денег. У меня есть только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, Мальчик, и продай их в городе. Ты получишь за них деньги и будешь счастлив. — Мальчик взобрался по стволу, собрал все яблоки и унес. И Яблоня была счастлива.

После этого Мальчик долго не появлялся, и Яблоня грустила. Но однажды Мальчик вернулся, и Яблоня задрожала от радости и сказала:

— Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях и ты будешь счастлив

— Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям, — ответил Мальчик. — Мне нужен тёплый дом, — продолжал он. — Я хочу иметь жену и детей, и поэтому мне нужен дом. Ты можешь дать мне дом?

— У меня нет дома, — ответила Яблоня, — мой дом — это лес. Но ты можешь срезать мои ветви и построить себе дом. И станешь счастливым. — Мальчик срезал ветви Яблони и унёс их, чтобы построить себе дом. И Яблоня была счастлива.

Потом Мальчик снова исчез на долгое-долгое время. А когда он вернулся, Яблоня была так счастлива, что едва могла говорить.

— Иди сюда, Мальчик, — прошептала она, — иди, поиграй.

— Я слишком стар и печален, чтобы играть, — ответил Мальчик. — Мне нужна лодка, чтобы уплыть далеко... и стать счастливым. — И Мальчик спилил ствол Яблони... и построил себе лодку, и уплыл далеко-далеко. И Яблоня была счастлива... но не совсем.

Опять прошло много времени, и Мальчик вернулся к Яблоне.

— Прости, Мальчик, — сказала она, — но мне нечего больше дать тебе. У меня не осталось яблок.

— Яблоки мне теперь не по зубам, — ответил Мальчик.

— У меня не осталось ветвей, — сказала Яблоня, — ты не сможешь покачаться на них.

— Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях, ответил Мальчик.

— У меня не осталось ствола, — сказала Яблоня — и тебе не по чему больше взбираться вверх.

— Я слишком стар, чтобы взбираться вверх, — ответил Мальчик.

— Прости, — вздохнула Яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе что-нибудь... но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости...

— А мне теперь много и не нужно, — ответил Мальчик, — мне бы теперь только тихое спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

— Ну что ж, — сказала Яблоня, выпрямляясь, насколько это было возможно, — старый пень как раз годится, чтобы посидеть и отдохнуть. Иди сюда, Мальчик, садись и отдыхай.

Так Мальчик и сделал.

И Яблоня была счастлива…

 

15.3. В тол­ко­вом словаре С.И. Ожегова» слово «благородство» трак­ту­ет­ся как «высокая нравственность, соединённая с са­мо­от­вер­жен­но­стью и честностью». Когда мы слышим: «Это очень бла­го­род­ный человек», мы представляем, пре­жде всего, че­ло­ве­ка честного, порядочного, все­гда поступающего «по совести», го­то­во­го прийти на по­мощь всем, кто в этой по­мо­щи нуждается.

В от­рыв­ке из ро­ма­на Беляева «Человек-амфибия» по­ня­тие «благородство» можно рас­крыть на при­ме­ре двух героев: их­ти­андра и мужчины, вы­дав­ше­го себя за спа­си­те­ля девушки. Один из них са­мо­от­вер­жен­но борется за жизнь де­вуш­ки и скром­но уходит в тень, чтобы «не ис­пу­гать незнакомку». Дру­гой пользуется си­ту­а­ци­ей и при­пи­сы­ва­ет себе чу­дес­ное спасение, желая вы­год­но «подать себя» в гла­зах своей собеседницы. «Морское чудовище» живёт по за­ко­нам добра, чести, порядочности, милосердия, не умея по­сту­пать иначе, не со­вер­шая поступков, за­ра­нее просчитав свою выгоду.

С про­яв­ле­ни­я­ми благородства и под­ло­сти нам при­хо­дит­ся сталкиваться в по­все­днев­ной жизни. На­тво­рил что-то дома — от тво­е­го внутреннего ре­ше­ния зависит, при­зна­ешь ты свой по­сту­пок или нет. Бла­го­род­ный человек не за­стра­хо­ван от ошибок, но он все­гда имеет сме­лость свои ошиб­ки признать, не пря­чась за спины других.

Понятие бла­го­род­ства очень тесно свя­за­но с по­ня­ти­ем чести. Пом­ни­те Петрушу Гринёва из «Капитанской дочки»? Он был бла­го­род­ным человеком, по­то­му что по­сту­пал всегда так, как тре­бо­ва­ла его совесть, по­то­му и оста­вал­ся человеком чести в любой ситуации. Как бы не ме­ня­лось время, ситуации, бла­го­род­ство всегда было, есть и будет ме­ри­лом истинной человечности.

 

По моему мнению, благородство – это понятие, связанное с такими нравственными категориями, как честность, великодушие, самоотверженность, тактичность, вежливость.
В России до исчезновения в 1917 году сословных разделений слово «благородный» обозначало отношение к дворянству. Сейчас же слово «благородный», на мой взгляд, отчасти синонимично слову «интеллигентный». Интеллигентный, или благородный, человек – это человек, который обладает большой внутренней культурой, человек с душой, полной благородных качеств. А такие качества должны закладываться с детства. Именно они способны противостоять низости, грубости, недисциплинированности, высокомерию, зависти, корысти, подлости и лицемерию.
Подтверждением всему сказанному может служить пример из текста М. Гончаровой. Так, поведение музыкантов, грубо спихивающих виолончелисту в оркестровую яму, игра актеров, ведущих себя на сцене развязно и даже вульгарно, а также факт того, как руководство клуба небрежно отнеслось в приезду театральной труппы, заставляют маленькую героиню остро почувствовать, что такое «неблагородное» поведение, и отказаться от своей мечты «быть леди».
Примером истинно возвышенной души может служить герой романа В. Каверина «Два капитана» - Саня Григорьев.

Так, в сцене, когда Михаил Ромашов предлагает ему взамен на отказ от Кати документы, компрометирующие Николая Антоновича Татаринова, герой благородно отказывается от «сделки» и ставит Татаринова в известность о низком поступке Ромашки.
Своё сочинение мне хотелось бы закончить словами

 

 

БЛАГОРОДСТВО - моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов,

которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств

(самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).

 

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства

.В. О. Ключевский

Признак истинного достоинства человека в том, что даже его завистники вынуждены его хвалить.Ф. Ларошфуко

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.К. Маркс

Истинной мерой достоинства человеческого сердца является способность любить.М. Севинье

Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех.Стендаль

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей.В. А. Сухомлинский

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.В. А. Сухомлинский

 

15.3. Забота — это, пре­жде всего, уме­ние отдавать, спо­соб­ность делать что-то по­лез­ное для окружающих, воз­мож­ность и же­ла­ние участвовать в судь­бе того, кто очень в тебе нуждается.

Герой рас­сказ Крапивина Федя за­бо­тит­ся о своём племяннике. Он искренне пе­ре­жи­ва­ет за него, хотя ино­гда из вред­но­сти и упрям­ства ворчит и спо­рит с сестрой. Федя по-взрослому от­но­сит­ся к малышу, осознаёт, что Стёпка нуж­да­ет­ся в его за­щи­те и внимании. С та­ко­го маленького дела — от­ве­сти малыша в дет­ский сад и за­брать домой — на самом деле на­чи­на­ет­ся воспитание от­вет­ствен­но­сти не толь­ко за ма­лень­ко­го Стёпку, а за боль­шое дело, за свою страну.

К сожалению, не все сей­час умеют про­яв­лять заботу. Очень часто мы не замечаем, как в нас нуж­да­ет­ся самый близ­кий и род­ной человек — мама. Мы чаще при­вык­ли брать, чем отдавать. Берём без огляд­ки мамино время, ма­ми­ны силы и здоровье, при­ни­ма­ем как долж­ное её заботу. А что взамен? А надо-то порой со­всем немного: взять по­силь­ные домашние дела на себя, ска­зать ласковое слово, спросить, как она себя чувствует…

Избитая фраза «Большое на­чи­на­ет­ся с малого» об­ре­та­ет особый смысл. Твой ха­рак­тер формируется сейчас, не надо думать, что потом, когда нужно будет при­ни­мать серьёзные решения, ты с лёгкостью спра­вишь­ся с этой задачей, если сей­час не на­учишь­ся заботиться об окру­жа­ю­щих тебя людях, по­ни­мать свою меру от­вет­ствен­но­сти за происходящее, про­пус­кать через серд­це свои мысли, поступки, дела.

 

Забота — это даже не действие, а действия, продиктованные любовью. Я думаю, это длительный процесс, а не сиюминутный каприз. Если вы перевели незнакомую бабушку через дорогу – это всего лишь вежливость, а вот если вы каждый день помогаете своей бабушке убираться на кухне – это уже забота. Вежливость мы проявляем в зависимости от обстоятельств (если вам хамят, вы, наверняка, ответите тем же), а заботиться мы должны всегда, ведь, как говорил классик, мы в ответе за тех, кого приручили.





Читайте также:
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.064 с.