Пьеса № 1
Каждое движение
Действующие лица:
Екатерина
Пожилая женщина
Андрюша
Медсестра
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
Приватная комната, для посетителей в городской больнице. В комнате журнальный столик, на котором несколько журналов. Рядом со столиком диван, а чуть дальше кресло. На стене висят несколько рекламных плакатов рекламирующих медицинские препараты.
Екатерина сидит в кресле.
Входит пожилая женщина.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Катя…. К сожалению все очень плохо…. Твоя мама умерла.
ЕКАТЕРИНА. Уф! Это так странно, ощущать. Не знаешь даже, как реагировать?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Я сама хотела бы помочь тебе, но чем? Я с тобой, ты понимаешь, ты знаешь это. Но, что же делать?
ЕКАТЕРИНА. Да странно. Вроде бы такое страшное известие, а нет ощущения ужаса. Я вообще ничего не чувствую. Я вот слышу, что ты сказала, я понимаю, да. Я получила известие, - у меня умерла мама. Но, что же делать? Я даже не знаю, как реагировать? Я, наверное, должна плакать? Но мне не хочется. Странное такое ощущение. Я ничего не чувствую.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. И я тоже очень странно себя ощущаю. У тебя такое горе. Но чем я могу помочь тебе? Я с тобой. Но что же делать?
ЕКАТЕРИНА. Я не знаю, что делать. Такое странное чувство. Вернее, это даже не чувство, это наоборот, какое-то анти чувство. Я вообще ничего не чувствую. Наверное, у меня шок, да? Как ты думаешь, у меня шок, да? Такое вот странное, неадекватное поведение, это, наверное, и есть состояние шока. У меня умерла мама, а я ничего не чувствую. Это странная реакция, да?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Я не знаю. Все, чего бы мне хотелось, это помочь тебе. Но как? Что я могу сделать? Я с тобой. С тобой. Может быть, тебе нужно выпить? Давай я схожу в магазин, куплю что-нибудь выпить?
|
ЕКАТЕРИНА. Зачем? Тем более, если нужно идти в магазин. Нет, в этом нет никакой необходимости.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Тебе станет легче, когда ты выпьешь. Поверь. Давай. Я схожу, куплю виски.
ЕКАТЕРИНА. Да, нет, ничего не нужно, спасибо. Мне не плохо. Странно, да? Мне совсем не плохо. А ведь должно же быть совсем наоборот, да? Мне ведь должно быть очень плохо, правда? Тот, кому сообщают, что у него умерла мама, тому ведь должно стать плохо, так ведь? А мне ничего. Мне не плохо. Я вообще ничего не чувствую. Ты помнишь, нашу встречу с Андреем, год назад? В Киеве? Помнишь?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Конечно. Очень хорошо помню. И этот прекрасный ресторан, и как ты танцевала, для всех нас. Андрей такой милый, такой настоящий. Он очень надежный, разве нет?
ЕКАТЕРИНА. Да. Правда. Он очень надежный и он святой. Ну, не святой, конечно, но близок к тому чтобы стать святым. Во всяком случае, он никогда не врет. В это трудно поверить, но это правда. Я знаю, что вот он такой человек, который никогда не врет.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Да, он удивительный. И то, как он смотрел на твой танец. Как он чувствовал каждое твое движение. Знаешь, когда я смотрю, как ты танцуешь, я всегда стараюсь слиться с каждым твоим движением, я как бы стараюсь стать с тобой одним целым, что ли. И это так захватывает, так увлекает. И только так и нужно смотреть на танец. По-моему все должны только так и смотреть на танец. Ну, конечно, так мало кто смотрит, почти никто. А вот он смотрел именно так. Тонкий, чувствительный человек.
Пауза.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Андрюша.
|
Пауза.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Конечно, я помню.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Так вот, он вчера позвонил мне, спустя полгода, как мы не виделись.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Вы полгода не виделись? Почему?
ЕКАТЕРИНА. Ну, это не суть важно. А важно то, что он вдруг решил позвонить. И мы так хорошо поговорили. Правда, по телефону. Но, даже по телефону. Я давно уже ни с кем так не разговаривала. И для меня, для меня это был очень важный разговор. Важный и серьезный разговор, который состоялся вовремя.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Как говорится, - что может быть лучше? «Важный разговор, который состоялся вовремя», что может быть лучше.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Кстати, он с минуту на минуту должен прийти.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Что, что? Кто? Андрюша? Сюда? Сейчас?
ЕКАТЕРИНА. Да. С минуту на минуту. Который час?
Пожилая женщина смотрит на часы.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Без двенадцати минут пять.
ЕКАТЕРИНА. Ну, вот, уже через двенадцать минут.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Андрюша придет сюда?
ЕКАТЕРИНА. Да. Мы договорились здесь. Я думала, что пробуду здесь до пяти, и потом он за мной заедет, и мы где-нибудь поужинаем.
Входит медсестра. В правой руке она держит тоненькую папку с бумагами.
МЕДСЕСТРА. Простите. Мне очень жаль, что это произошло. И я хотела бы…
ЕКАТЕРИНА. Извините, вы не могли бы зайти чуть позже? Через полчаса, хорошо?
МЕДСЕСТРА. Да, да, кончено. Просто нужно, чтобы вы кое-где расписались, это такая формальность…
ЕКАТЕРИНА. Через полчаса, если можно?
МЕДСЕСТРА. Но, еще я хотела сказать вам…
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Мы вас просим, можно нам еще поговорить здесь вдвоем примерно полчаса? Хорошо?
|
МЕДСЕСТРА. Хорошо. Я зайду позже. Может быть, вам нужно воды?
ЕКАТЕРИНА. Нет, нет. Ничего не нужно.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Нам нужно поговорить.
МЕДСЕСТРА. Извините.
Медсестра уходит.
ЕКАТЕРИНА. Так что, вы скоро снова увидитесь.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Боже мой, как неожиданно.
ЕКАТЕРИНА. Сколько вы не виделись?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Ровно год. Мы вообще виделись лишь однажды, тогда в Киеве, когда ты танцевала.
ЕКАТЕРИНА. Ну, вот, а теперь через несколько минут он придет.
Пауза.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Извини, что я вмешиваюсь в твою личную жизнь, но я не могу не спросить тебя…?
ЕКАТЕРИНА. Да?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Он что? Кажется, он влюблен в тебя, да? Это ведь не просто ухаживания, это что-то серьезное с его стороны?
ЕКАТЕРИНА. О, боже мой! О нет! Ты что?! Нет! Конечно, нет. Он же женат. Да и вообще, это совсем не то, что ты…
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Андрюша женат? Ты серьезно? Он женат?
ЕКАТЕРИНА. И у него дети. Кажется двое. И у него хорошая семья. Мы с ним вообще не в этих отношениях. О господи! Ты все время думала, что у нас с ним роман?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Ну, конечно. Я была просто уверена. А что разве это не так? Скажи мне честно, ты просто прячешься, просто скрываешься? Понимаю, он ведь женат.
ЕКАТЕРИНА. О господи! Нет. Неужели ты такая дура? Нет! О нет, ты не такая дура?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Я уверена, правда.
ЕКАТЕРИНА. Нет!
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Ты просто скрываешь. Я уверена. Ты и сейчас так себя ведешь, потому что ты скрываешь…
ЕКАТЕРИНА. Ты дура, господи, ну какая, дура! Ха, ха!
Екатерина смеется.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Ну, ну. Я не верю этому смеху. Ты специально!
ЕКАТЕРИНА. Ой, нет. Не нужно меня смешить.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Это не настоящий смех, это притворство. Я вижу тебя насквозь.
Екатерина смеется все сильнее у нее приступ смеха.
ЕКАТЕРИНА. Я не могу этого слышать, прошу тебя, перестань молоть глупости, я сейчас умру от смеха.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Этот смех на меня не действует. Тем более теперь я окончательно вижу, что у вас роман. Этот смех, доказательство этому. Признавайся!
Екатерина умирает от смеха.
ЕКАТЕРИНА. Я прошу тебя!
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Ага! В этом смехе есть что-то трагически нездоровое! Ага! Попалась! Твоя тайна раскрыта!
ЕКАТЕРИНА. Я прошу тебя!
Екатерина смеется и не может остановиться. Входит Андрей. Он останавливается в дверях, с удивлением смотрит на смеющуюся Екатерину.
ЕКАТЕРИНА. Не удивляйся, моему смеху, если ты узнаешь причину, то тоже будешь хохотать.
АНДРЕЙ. Я могу принести воды? Хотите?
ЕКАТЕРИНА. Не нужно никакой воды, перестань. У меня не истерика, а мне на самом деле мне смешно. Фу!
Екатерина немного приходит с себя, успокаивается. Андрей проходит в комнату, садится на диван рядом с Екатериной.
ЕКАТЕРИНА. Фу- у! Это не потому что у меня умерла мама и у меня истерика, как ты наверное подумал. Это не то. А это потому, что вот, видишь, эту особу. Вы знакомы, ты помнишь?
АНДРЕЙ. Ну, конечно. Вы были в Киеве.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Мы только что вспоминали об этом.
ЕКАТЕРИНА. И она решила, что у нас роман. Она думает мы с тобой любовники.
АНДРЕЙ. Н-да. Смешно.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. На самом деле это не мое дело.
АНДРЕЙ. На самом деле, это не так.
ЕКАТЕРИНА. Это просто не возможно.
АНДРЕЙ. Ну, теоретически, это конечно, возможно…
ЕКАТЕРИНА. У тебя же дети. И потом ты любишь свою жену.
АНДРЕЙ. Ну, да. Вроде бы все так. Хотя…. Хотя, что есть любовь? Это, как говориться, большой вопрос.
Долгая пауза.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. А что, по-вашему, есть любовь? Вы знаете об этом??
Пауза.
АНДРЕЙ. Я знаю, что случилось. Алина Павловна скончалась. Мне сказали там внизу. Прими мое соболезнование. Я даже не знаю, что сказать.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Да я тоже хотела бы помочь, но как? Но чем?
ЕКАТЕРИНА. Странно. Вот уже полчаса прошло, а я по-прежнему не чувствую ничего такого трагического. Я вообще чувствую, что-то совершенно другое. Это очень странно. Когда я смеялась, мне было так смешно. Так по-настоящему смешно. И вот, даже во время смеха я подумала, вот сейчас, я, наверное, выгляжу, как женщина, у которой истерика из-за смерти матери. А это не так. Я смеялась, правда, я смеялась просто от шутки. Оттого, что вот она подумала, что у нас роман. Какая глупость. И смешно. Правда, смешно. И странно. Я ведь, очень люблю маму. Любила. У нас были такие отношения, такие откровенные, до самого вчерашнего дня, когда у нее случился приступ. Но я нечего не чувствую. Я смеялась, правда, из-за шутки. Правда. Из-за шутки. Правда, правда. Это так смешно! Подумать, что у нас с Андреем роман. Какой роман? Господи! Смешно.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Тогда в Киеве, я смотрела на него и думала, господи это же он. Да, Андрей. Я тогда именно так и думала «это он». И когда я стала танцевать, я стала это чувствовать. Чувствовать, что это Ты. Я начала свой танец, просто, как обычно. Сначала для всех. А потом, я вдруг, почувствовала…. Это если вы мне поверите, если вы сейчас поймете, что я не преувеличиваю, - это вдруг, мое сердце, мне сказало: «Это он!». Как в литературе это бывает часто описано «сердце ей шепнуло», и это именно вот так. Это произошло именно так. Как описано в литературе. Сердце мне шепнуло во время танца. Танец, вы знаете, это все для меня. Мой танец – это ведь моя истина, мой смысл. И вот во время танца, я услышала свое сердце. И сердце мне сказало: «Это Он».
Екатерина берет руку Андрея в свою руку. Смотрит ему в глаза.
ЕКАТЕРИНА. Это ты. Я тебя люблю, Андрей. Я собиралась тебе сказать это сегодня и вот сказала.
Андрей молча смотрит на Екатерину. Пожилая женщина отвернулась от них и плачет. Входит медсестра.
МЕДСЕСТРА. Извините меня, пожалуйста. Я понимаю, у вас сильное горе. Но нам нужно вам помогать. И чтобы мы могли вам помогать, вам нужно подписать вот эти бумаги. О том, что вы не будете делать вскрытие и еще несколько документов. И только после этого мы отдаем тело в морг. Это нужно сделать.
Медсестра подает бумаги Екатерине. Екатерина читает. Подписывает одну бумагу. Потом вторую. Потом она смотрит на Андрея. Андрей смотрит на нее. Екатерина снова подписывает бумагу. Пожилая женщина сидит в углу и плачет. Екатерина подписывает бумаги.
ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ
АКТЕРЫВЫХОДЯТ НА АВАНСЦЕНУ ПЕРЕД ЗАНАВЕСОМ, КЛАНЯЮТСЯ ПУБЛИКЕ
Пьеса № 2
Внутри танца
Действующие лица:
Екатерина
Пожилая женщина
Андрюша
Медсестра
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
Приватная комната, для посетителей в городской больнице. В комнате диван и два кресла. На стене большое зеркало. В комнате Екатерина и Андрей.
ЕКАТЕРИНА. Но ты так нечего и не ответил. Прости, но тебе, наверное, нужно хоть что-нибудь сказать мне.
АНДРЕЙ. Да, да, конечно. Но просто, я думаю, что момент сейчас, наверное, не очень-то подходящий.
ЕКАТЕРИНА. Но пойми, Андрей, мне ведь не просто далось это объяснение. Я ведь женщина и я первая призналась тебе в любви.
АНДРЕЙ. Ну, ты хочешь, чтобы мы поговорили прямо здесь и сейчас или пойдем куда-нибудь выпьем, поужинаем?
ЕКАТЕРИНА. Здесь и сейчас.
АНДРЕЙ. Ну, хорошо. Как ты хочешь, так пусть и будет.
Долгая пауза.
ЕКАТЕРИНА. Поняла. Ты меня не любишь.
АНДРЕЙ. Прости.
Пауза.
АНДРЕЙ. Я восхищаюсь твоим танцем. Он зачаровывает меня. Когда я смотрю, как ты танцуешь, я чувствую, некоторое единение с тобой, с Богом, с природой. Но это не та любовь, которую я испытываю к своей жене. Я люблю свою жену. Я хочу прожить с ней до конца жизни, мне очень жаль.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Мне так больно.
АНДРЕЙ. Но, что же делать?
ЕКАТЕРИНА. Ничего тут не поделаешь.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Так глупо, все получилось. Я ведь была уверена, что это взаимно. Я в тебе нисколько не сомневалась, и вот получилось, что я ошиблась. И от этой ошибки мне теперь так нестерпимо больно.
Пауза
ЕКАТЕРИНА. Мне так сильно больно.
АНДРЕЙ. Что же я могу, для тебя сделать?
ЕКАТЕРИНА. Ничего. Но мы какое-то время не должны встречаться, договорились?
АНДРЕЙ. Конечно. Как ты скажешь. Правда, мне будет не хватать тебя и твоего танца.
ЕКАТЕРИНА. Ничего не поделаешь, но и приходить на мои выступления, по крайней мере, какое-то время, тебе тоже не нужно.
АНДРЕЙ. Мне очень жаль, что я причиняю тебе боль, Катя. Поверь, это все пройдет. Это ведь все равно только лишь чувство. Это простое чувство, а все чувства проходят. Нужно только время. Потерпи, и время сотрет эту любовь из твоего сердца.
ЕКАТЕРИНА. Наверное, ты просто нечего не знаешь про сердце. Разве ты не знаешь, что любовь и сердце это одно и то же. У кого нет любви у того нет и сердца. Это ведь одно и то же, это ведь одно целое, разве ты не знаешь об этом? Очень жаль, если ты не знаешь об этом, мне очень жаль.
АНДРЕЙ. У меня есть любовь, Катя. И моя любовь, находится в моем сердце. Но только это любовь к другой женщине. Я люблю другую женщину, Катя. Извини, но мне пришлось это сказать. Ты сама меня вынудила сказать об этом. Прости. Мне очень жаль, тебя. Извини.
Андрей встает и выходит. Екатерина сидит в кресле, ее затылок и спина отражаются в большом зеркале на стене. Пауза. Екатерина рассматривает себя в зеркале. Входит пожилая женщина.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Катя…. К сожалению все очень плохо…. Твоя мама умерла.
ЕКАТЕРИНА. Уф! Это так странно, ощущать. Не знаешь даже, как реагировать?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Я сама хотела бы помочь тебе, но чем? Я с тобой, ты понимаешь, ты знаешь это. Но, что же делать?
ЕКАТЕРИНА. Да странно. Вроде бы такое страшное известие, а нет ощущения ужаса. Я вообще ничего не чувствую. Я вот слышу, что ты сказала, я понимаю, да. Я получила известие, - у меня умерла мама. Но, что же делать? Я даже не знаю, как реагировать? Я, наверное, должна плакать? Но мне не хочется. Странное такое ощущение. Я ничего не чувствую.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. И я тоже очень странно себя ощущаю. У тебя такое горе. Но чем я могу помочь тебе? Я с тобой. Но что же делать?
ЕКАТЕРИНА. Я не знаю, что делать. Такое странное чувство. Вернее, это даже не чувство, это наоборот, какое-то анти чувство. Я вообще ничего не чувствую. Наверное, у меня шок, да? Как ты думаешь, у меня шок, да? Такое вот странное, неадекватное поведение, это, наверное, и есть состояние шока. У меня умерла мама, а я ничего не чувствую. Это странная реакция, да?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Я не знаю. Все, чего бы мне хотелось, это помочь тебе. Но как? Что я могу сделать? Я с тобой. С тобой. Может быть, тебе нужно выпить? Давай я схожу в магазин, куплю что-нибудь выпить?
ЕКАТЕРИНА. Зачем? Тем более, если нужно идти в магазин. Нет, в этом нет никакой необходимости.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Тебе станет легче, когда ты выпьешь. Поверь. Давай. Я схожу, куплю виски.
ЕКАТЕРИНА. Да, нет, ничего не нужно, спасибо. Мне не плохо. Странно, да? Мне совсем не плохо. А ведь должно же быть совсем наоборот, да? Мне ведь должно быть очень плохо, правда? Тот, кому сообщают, что у него умерла мама, тому ведь должно стать плохо, так ведь? А мне ничего. Мне не плохо. Я вообще ничего не чувствую. Ты помнишь, нашу встречу с Андреем, год назад? В Киеве? Помнишь?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Конечно. Очень хорошо помню. И этот прекрасный ресторан, и как ты танцевала, для всех нас. Андрей такой милый, такой настоящий. Он очень надежный, разве нет?
ЕКАТЕРИНА. Да. Правда. Он очень надежный и он святой. Ну, не святой, конечно, но близок к тому чтобы стать святым. Во всяком случае, он никогда не врет. В это трудно поверить, но это правда. Я знаю, что вот он такой человек, который никогда не врет.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Да, он удивительный. И то, как он смотрел на твой танец. Для меня, знаешь, очень важно, как человек смотрит на танец. Я много лет слежу за тем, как люди смотрят на танец. Я ведь, часто хожу смотреть, как исполняют танец. И я, знаешь, не могу удержаться, чтобы не понаблюдать за публикой, кто как смотрит. И у меня есть свое мнение на этот счет. Я убеждена, что танец нужно не смотреть, а слушать. Правда, слушать не ушами, а слушать всем своим существом. Нужно как бы это сказать, нужно стать с танцовщиком одним существом, нужно дать его танцу проникнуть в тебя, нужно ему отдаться, нужно, чтобы танец завладел тобой. И тогда ты и танцовщик, вы вдруг, становитесь одним целым, да и все кто смотрит на танец, мы все становимся одним целым, мы становимся одним танцем. И тогда уже нет больше ни того, кто танцует, ни того кто смотрит, а есть только танец и ничего больше. Но так смотрят не все.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Он именно так и смотрел.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Да, он смотрел правильно. Правда, он иногда отвлекался, но это, наверное, происходило от сильного потрясения.
Пауза.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Андрюша.
Пауза.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Конечно, я помню.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Удивительно, что вы с ним сейчас не встретились.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Мы не встретились? Но, где же мы с ним можем встретиться, Катюша?
ЕКАТЕРИНА. Он был здесь буквально пять минут назад.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Что, что?! Что ты такое говоришь? Андрюша? Где? Здесь?
ЕКАТЕРИНА. Да. Он приезжал сюда. Я попросила его приехать. Мне нужно было сказать ему что-то очень важно, а уйти отсюда я не могла, потому что маме стало хуже.
Входит медсестра. В правой руке она держит тоненькую папку с бумагами.
МЕДСЕСТРА. Простите. Мне очень жаль, что это произошло. И я хотела бы…
ЕКАТЕРИНА. Извините, вы не могли бы зайти чуть позже? Через полчаса, хорошо.
МЕДСЕСТРА. Да, да, кончено. Просто нужно, чтобы вы кое-где расписались, это такая формальность…
ЕКАТЕРИНА. Через полчаса, если можно?
МЕДСЕСТРА. Но, еще я хотела сказать вам…
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Мы вас просим, можно нам еще поговорить здесь вдвоем примерно полчаса? Хорошо?
МЕДСЕСТРА. Хорошо. Я зайду позже. Может быть, вам нужно воды?
ЕКАТЕРИНА. Нет, нет. Ничего не нужно.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Нам нужно поговорить.
МЕДСЕСТРА. Извините.
Медсестра уходит.
ЕКАТЕРИНА. Мой танец всегда рождается из моего сердца.
Пауза.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Я знаю, что твоя мама в детстве мечтала стать танцовщицей, поэтому она и любила твой танец. Теперь она танцует вместе с тобой, она теперь танцует в твоем сердце. У вас теперь один танец на двоих.
ЕКАТЕРИНА. Наверное, это так. Но я пока что ничего этого не чувствую, наверное, должно пройти время, чтобы я смогла по-настоящему осознать, что случилось.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Твоя мама, Катя, смогла передать тебе этот удивительный дар - так глубоко ощущать собственное сердце. Это и есть главное. Потому что, Катя, твой танец рождается у тебя из самого твоего сердца. А сердце – наверное, и есть Бог или природа. Неважно как это называется, а важна суть.
Входит Андрей.
АНДРЕЙ. Я знаю, что случилось. Алина Павловна скончалась. Мне сказали там внизу, и я решил вернуться. Прими мое соболезнование. Я даже не знаю, что сказать.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Здравствуйте, Андрюша. Мы с вами когда-то были знакомы, вы не помните?
АНДРЕЙ. Ну, конечно. Я вас прекрасно помню. Мы виделись в Киеве.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Катя танцевала, и это было так красиво! И я прекрасно помню, как вы смотрели, Андрей.
АНДРЕЙ. Я тебе наврал, Катя. Я все от начала до самого конца тебе наврал. Я просто струсил. Я просто испугался того, что будет. Испугался ответственности. Я привык считать, что на мне все держится, все вокруг, весь этот земной шар. Мне всегда кажется, будто я все контролирую. Я думаю о том, что будет с моей женой, с детьми, я уверен, что они без меня не проживут, у меня мания величия, Катя, поэтому я трушу. Я трус, Катя. И я обманул тебя, потому что я люблю тебя. Ты уже давно у меня внутри, но я не смею себе сказать об этом. Чувство ответственности мне мешает. Я решил, что буду врать тебе, но когда я узнал, что твоя мама скончалась, я подумал, что ты сейчас испытываешь слишком много горя и ни капли радости. Я хочу подарить тебе нашу радость, которую мы оба заслужили. Я больше не могу жить ради собственного эгоизма и из-за страха врать себе и другим. Я весь погряз в комплексах и во лжи. Я люблю тебя.
Екатерина встает, подходит к Андрею, обнимает его. Они садятся на диван, сидят прижавшись друг к другу. Пожилая женщина отвернулась от них и плачет. Входит медсестра.
МЕДСЕСТРА. Извините меня, пожалуйста. Я понимаю, у вас сильное горе. Но нам нужно вам помогать. И чтобы мы могли вам помогать. Вам нужно подписать вот эти бумаги. О том, что вы не будете делать вскрытие и еще несколько документов. И только после этого мы отдаем тело в морг. Это нужно сделать.
Медсестра подает бумаги Екатерине. Екатерина читает. Подписывает одну бумагу. Потом вторую. Потом она смотрит на Андрея. Андрей смотрит на нее. Екатерина снова подписывает бумагу. Пожилая женщина сидит в углу и плачет. Екатерина подписывает бумаги.
ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ
АКТЕРЫВЫХОДЯТ НА АВАНСЦЕНУ ПЕРЕД ЗАНАВЕСОМ, КЛАНЯЮТСЯ ПУБЛИКЕ
Пьеса № 3
Ощущается тобой
Действующие лица:
Екатерина
Алина Павловна
Пожилая женщина
Медсестра
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
Приватная комната, для посетителей в городской больнице. В комнате четыре плетенных кресла, маленький стеклянный журнальный столик, на котором несколько журналов. На стене висит картина репродукция, составленная из пазлов, наклеенных на картон.
В комнате Екатерина и Алина Павловна.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Мама. У меня состоялся серьезный разговор с Андреем. Я все ему рассказала. Я открыла ему свои чувства. Сказала, что люблю.
Пауза.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Да.... Я предчувствовала, что это скоро произойдет. И что же он ответил тебе?
ЕКАТЕРИНА. Он долго молчал. Долго молчал. А потом…. Потом он сказал, что любит свою жену и ушел.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Уф! Какое горе. Тебе, наверное, очень больно?
ЕКАТЕРИНА. Мир провалился в преисподнюю в эту секунду. Я испытала нестерпимую боль.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Бедная моя. Мне так тебя жаль. Что же я могу сделать для тебя, дочка?
ЕКАТЕРИНА. Мне важно рассказать тебе, чтобы ты меня выслушала и поняла.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Да, это, к сожалению, все, что я теперь могу - выслушать и понять.
ЕКАТЕРИНА. И еще принять, мама. Принять мою жизнь и все события моей жизни такими, какие они есть. Для меня это очень важно, мама.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Я всегда пыталась это делать. Все нашу совместную жизнь.
ЕКАТЕРИНА. Я это очень высоко ценю, мама, поэтому мне и важно рассказать тебе о том, что случилось. Это второй самый важный случай в моей жизни. Первый случай, который тебе пришлось принять – это мой танец. Хотя ты не сразу его приняла, ты даже заболела из-за этого.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Но я приняла его и не нужно вспоминать об этом. Что же касается, твоего горя. То поверь мне, я не только принимаю его, я стараюсь, честное слово, я стараюсь всем сердцем пережить это горе вместе с тобой. Я хотела бы, чтобы мне было также больно, как и тебе. Я хочу испытать тоже, что и ты.
ЕКАТЕРИНА. Вот именно поэтому я и решила рассказывать тебе все по порядку. Чтобы ты поняла, что происходило со мной. Вначале сильная боль. Я ощутила такую же сильную боль как тогда в Дели, когда у меня начал зарождаться мой танец. Эта боль как кусок раскаленного железа прижатого к сердцу. И вот это было со мной вначале.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Господи, как мне жаль тебя!
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Но потом Андрей вернулся. И сказал, что он обманул меня, что это была минута слабости. Что он боялся придать свою жену и детей. Но что он понял, что предательство совсем не в этом, а как раз во лжи. А он уже давно обманывает свою жену, потому что любит меня. Он сказал, что любит меня. Он меня любит, мама. Мы счастливы. Я счастлива, мама. Счастлива, точно также как тогда, - когда сложился мой танец «Дели». И все, как и тогда один в один похоже. Вначале сильная боль, а потом великая радость! Вот мама. Вот, что со мной случилось. Теперь ты знаешь все. Я прошу тебя принять это.
Пауза.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Да, все так, как и тогда.
ЕКАТЕРИНА. Все так, как и тогда!
АЛИНА ПАВЛОВНА. Да.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. И также как и тогда, я прошу тебя принять это. Для меня это очень важно, чтобы ты приняла.
Пауза.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Это несчастные отношения. Андрей женат, у него дети. Это несчастная история и несчастная любовь.
Пауза.
АЛИНА ПАВЛОВНА. А несчастная любовь не может быть подлинной любовью.
Пауза.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Любовь не может быть несчастьем. Несчастье не может быть любовью.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Я почему-то была уверена в такой реакции. Я была готова к этому.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Я всегда была для тебя не просто дочерью, а прежде всего подругой по несчастью. Ты растила меня, как подругу для своего несчастья. Две вещи, о которых ты мечтала в жизни и которые не сбылись «танец» и «любовь», - эти две вещи сделали тебя несчастной. Ты мечтала стать великой танцовщицей и не стала. Ты мечтала иметь любовь и не имела. Ты хотела иметь подругу по несчастью и решила сделать ее из своей дочери. Но твоя дочь к несчастью для тебя стала великой танцовщицей и встретила настоящую любовь. Вот, что ты не можешь принять. И я поняла это окончательно только теперь, хотя подозрения у меня были и раньше. Несколько лет назад я впервые показала тебе мой танец «Дели», и я увидела в твоих глазах не радость, а бешенство. Это была зависть. Я так вначале и подумала, но потом, когда ты вроде бы приняла мой танец, я решила, что я ошибаюсь, что это просто у тебя такая необычная реакция на мой странный танец. Но теперь, теперь я несколько не сомневаюсь, что это была зависть. Потому что сейчас все повторилось так же, как и тогда. Ты не можешь принять моего счастья, тебе не нужна правда о счастье. Ты не хочешь ее слышать и допускать, но она все равно звучит отовсюду. Так услышь же правду еще раз, мама, - счастье есть! Танцевать свой танец и любить своего возлюбленного это и есть счастье!
Пауза.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Да, все так, как и тогда.
ЕКАТЕРИНА. Все так, как и тогда!
Входит медсестра.
МЕДСЕСТРА. Я прошу прощения, что прерываю. Алина Павловна, вам нужно идти в палату, через пять минут к вам придет доктор. Он хочет вас посмотреть.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Да, да, я сейчас приду. Мы только договорим две минуты, хорошо?
МЕДСЕСТРА. Я жду вас в вашей палате.
Медсестра уходит.
АЛИНА ПАВЛОВНА. А теперь я скажу тебе истину. И моя истина такая же короткая, как и твоя. Вот она. Меня возмущает не твой танец, а содержание твоего танца. Ты поешь славу трагедии, грязи и горю. Ты горе называешь счастьем, и от этого счастлива сама. Ты горе делаешь счастьем и от этого счастлива. Горе не становиться счастьем, но ты становишься счастливой и это меня бесит. Ты выдаешь желаемое за действительное. Ты берешь жизнь нищих, больных, уродливых, искалеченных людей жителей Дели, которые несчастны, и создаешь из этого красивый танец, которым все восхищаются. Ты становишься знаменитой воспевая горе других. Ты танцуешь и получаешь славу, а те о ком ты танцуешь, умирают от нищеты и болезни. Ты делаешься счастливой, показывая несчастья других. Вот что я не принимаю. И точно также с Андреем. Ты любишь того, кто предал свою семью. Того, кто принес другим несчастье. Вы счастливы, а его жена и дети теперь нет. Ваше счастье получено ценой несчастья других. Вот твоя основная черта против которой я восстаю. И я несчастна не потому что, ты счастлива. Я несчастна не оттого, что у меня рак желудка. Хотя и от этого разумеется, тоже. Но и вся жизнь видится мне сплошным горем. И так оно и есть. Жизнь – есть сплошное горе! Да! И я всегда так считала. Я так считала еще до того, как мне поставили этот диагноз.
ЕКАТЕРИНА. Тебе сделали успешную операцию, ты больше не больна раком, мама, и ты это знаешь. Ты снова все накручиваешь.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Перестань строить свои иллюзии относительно моей жизни. Моя жизнь не станет еще несчастней, потому что она и так уже несчастна. Жизнь несчастна сама по себе, а не по какой-нибудь причине. Но что меня больше всего бесит в этой жизни, так это твоя позиция, в которой даже несчастье собственной матери – является возможностью для проявления твоего счастья. Не удивлюсь если после моей смерти, ты создашь танец «Несчастье моей матери». Так ты устроена - быть счастливой, за счет несчастья других. И этого, прости, я принять не могу. И наш разговор на эту тему прошу считать законченным навсегда.
Алина Павловна встает и идет к двери.
ЕКАТЕРИНА. Счастье есть, мама. Надеюсь, ты все-таки сможешь это осознать.
Алина Павловна останавливается в дверях.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Жизнь есть страдание, дочка. Желаю тебе как можно скорее в этом убедиться.
Алина Павловна выходит. Екатерина сидит в кресле, рядом с ней журнальный столик. На стене репродукция собранная из пазлов и наклеенная на картон.
Входит пожилая женщина.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Катя…. К сожалению все очень плохо…. Жена Андрея Ольга покончила с собой. Отравилась каким-то лекарством. Дети были с Андреем. Они гуляли. Мне звонил сам Андрей, он в таком состоянии, ничего толком не объяснил. Он сказал, что первой позвонил тебе, но у тебя отключен телефон, потому что ты, наверное, у мамы в больнице. Тогда я решила приехать сюда. Держись, Катя.
ЕКАТЕРИНА. Уф! Это так странно, ощущать. Не знаешь даже, как реагировать?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Я сама хотела бы помочь тебе, но чем? Я с тобой, ты понимаешь, ты знаешь это. Но, что же делать?
ЕКАТЕРИНА. Да странно. Вроде бы такое страшное известие, а нет ощущения ужаса. Я вообще ничего не чувствую. Я вот слышу, что ты сказала, я понимаю, да. Я получила известие, - по моей вине погиб человек. Но, что же делать? Я даже не знаю, как реагировать? Я, наверное, должна плакать? Но мне не хочется. Странное такое ощущение. Я ничего не чувствую.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. И я тоже очень странно себя ощущаю. Такое горе. Но что же делать?
ЕКАТЕРИНА. Я не знаю, что делать. Такое странное чувство. Вернее, это даже не чувство, это наоборот, какое-то анти чувство. Я вообще ничего не чувствую. Наверное, у меня шок, да? Как ты думаешь, у меня шок, да? Такое вот странное, неадекватное поведение, это, наверное, и есть состояние шока? По моей вине погиб человек, а я ничего не чувствую. Это странная реакция, да?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Я не знаю. Может быть, тебе нужно выпить? Давай я схожу в магазин, куплю что-нибудь выпить?
ЕКАТЕРИНА. Зачем? Тем более, если нужно идти в магазин. Нет, в этом нет никакой необходимости.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Тебе станет легче, когда ты выпьешь. Поверь. Давай. Я схожу, куплю виски.
ЕКАТЕРИНА. Да, нет, ничего не нужно, спасибо. Мне не плохо. Странно, да? Мне совсем не плохо. А ведь должно же быть совсем наоборот, да? Мне ведь должно быть очень плохо, правда? Тот, кому сообщают, что по его вине погиб человек, тому ведь должно стать плохо, так ведь? А мне ничего. Мне не плохо. Я вообще ничего не чувствую. Ты помнишь тот вечер, в Киеве, когда я первый раз танцевала танец Дели, для тебя и для мамы, и там был Андрей?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Ты серьезно меня спрашиваешь?! Ну, как я могу такое забыть?! Это навсегда останется самым главным событие в моей жизни. Я была потрясена. В тот день я поняла, что такое танец. В чем его суть, в чем смысл. Я поняла что все, что нас окружает, есть танец. Что мы все кружимся в этом танце как танцовщики. Но только нужно суметь это увидеть. И я смогла это увидеть благодаря тебе, благодаря твоему танцу «Дели». Я танцовщик, Я танец, Я конец танца.
Пауза.
ЕКАТЕРИНА. Помнишь первую реакцию моей мамы? Помнишь, как она кричала на меня?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Это произошло от потрясения. Но потом, она же все-таки, приняла твой танец.
ЕКАТЕРИНА. Спустя несколько лет. Это произошло совсем недавно. Мы два года почти не разговаривали. И только когда у нее обнаружили рак и она подумала, что умрет, только тогда она приняла меня и мы помирились. И она сказала, что принимает мой танец, не как «танец счастья», а как «танец счастливого несчастья». Кстати, сразу после этого, ей сделали удачную операцию, и она спокойна дожила до сегодняшнего дня. На этом мы и сошлись. Но нашу любовь с Андреем, она уже ни за что не примет. Никакое событие не сможет на нее повлиять, разве только смерть. Так что, сегодня мы расстались с ней окончательно.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. А что тебе сказал доктор?
ЕКАТЕРИНА. Доктор говорит, что ей осталось не больше двух месяцев. Это стало известно буквально вчера, после результатов анализов удаленных частиц. Я пока ей еще ничего не сказала. Хватит уже несчастий на ее долю. Сейчас, в данную минуту доктор как раз врет ей, что у нее проблемы с поджелудочной железой. А я жду медсестру, чтобы подписать необходимые бумаги, о том, что я ознакомлена с диагнозом и что я беру на себя ответственность и т.д…. Ой…
Екатерина правой рукой хватается за сердце, и так стоит замерев.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Плохо с сердцем? Давай я позову медсестру, она даст тебе валидол?
ЕКАТЕРИНА. Нет, не нужно. Это сейчас пройдет. Это такое ощущение будто к сердцу прижали кусок раскаленного железа. Это у меня бывает. И потом проходит. Фу! Это уже прошло.
Екатерина садиться на диван. Входит Алина Павловна.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Здравствуй Лера. Ты пришла ко мне или к моей дочери?
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Получается, что я пришла к вам обоим. К двум своим лучшим подругам.
ЕКАТЕРИНА. Как ты узнала, что я еще здесь, мама? Я ведь случайно задержалась.
АЛИНА ПАВЛОВНА. Ну, а раз мы все тут лучшие подруги, то я могу говорить при всех. Я хочу обратиться к своей дочери. Во-первых, я знаю, что у меня новые раковые опухоли и что мне осталось не больше двух месяцев, медсестра мне сказала. Эта девушка проявила ко мне жалость, избавила меня от неведенья. Хотя и за деньги, разумеется. Мы с ней заранее договорились, что если у меня будет рак, то она сообщит мне за 100 долларов США. Поэтому я прошу тебя заплатить ей эти деньги. И не слова доктору, иначе я никогда не приму всего того, что я должна принять от тебя. Тайна медсестры взамен на мое принятие тебя и твоего Андрея. Думаю, мы договорились. Ну, так вот, поскольку обстоятельства моей жизни резко изменились. То и мое отношение к происходящим вещам тоже готово претерпеть изменения. Так вот, поскольку я умираю, то…. Я принимаю тебя и твоего Андрея, как «несчастную лю