Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических системах.
Задачи: образовательные: повторить понятия «КЛЕТКА», «ТКАНЬ», сформировать понятия «ОРГАН», «СИСТЕМА ОРГАНОВ», сформировать представление о регуляции деятельности живых организмов;
развивающие: уметь аргументировано доказать взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме, привести примеры нервной и гуморальной регуляции функций организма, а также последствия нарушения работы органов в организме;
воспитательные: формирование целостной картины мира и научного мировоззрения, умения слушать и корректно вести дискуссию в коллективе, экологическое воспитание.
Планируемые результаты:
§ предметные:
Ø обучащиеся дают определение терминам «клетка, ткань, орган, система органов, организм»;
Ø устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами, системами органов;
Ø называют некоторые органы и системы органов;
Ø высказывают предположения о последствиях нарушения целостности организма;
§ метапредметные:
Ø регулятивные: обучающиеся ставят цель, задачи урока, выдвигают версии решения проблемных вопросов, осуществляют самооценку своих действий;
Ø познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты, строят логические рассуждения, эффективно используют информацию учебника, ориентируются в тексте, переводят информацию из одного вида в другой;
Ø коммуникативные: обучающиеся слушают одноклассников, обосновывают свою точку зрения, строя монологическое высказывание, сравнивают разные точки зрения, эффективно общаются в группе при выполнении задания;
§ личностные:
Ø формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
Ø формирование осознанного доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, умение работать в группах;
Ø формирование личностных представлений о целостности природы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма проведения урока: академический урок.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, эвристический.
Технологии обучения: критического мышления, здоровьесберегающие, уровневой дифференциации, интерактивные.
Средства обучения: иллюстрации на доске, таблицы по внутреннему строению животных, комнатные растения кабинета, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями _______________________________________________________________________
этап урока | содержание этапа | деятельность учителя | деятельность учащихся | |||||||||
организационный момент – 4мин | взаимное приветствие, поздравление с началом учебного года Поздравляю с новым этапом вашей школьно жизни и желаю удачи и успехов в учебе, интересных событий и незабываемых впечатлений Подписываем тетради | эмоциональный настрой и организация класса | приветствие учителя, подготовка к работе на уроке | |||||||||
общее целеполагание | откройте содержание учебника по биологии, ознакомитесь с названиями параграфов и дайте краткий ответ на вопрос: что мы будем изучать на уроках в 6 классе | подводит учащихся к целеполаганию курса биологии 6 класса | анализируют и обобщают информацию содержания учебника | |||||||||
актуализация опорных знаний | я хочу узнать насколько хорошо вы запомнили материал 5 класса, ответьте на следующие вопросы: - как называется наименьшая структурная единица организма? - из чего она состоит? - как называется совокупность сходных по строению и функциям клеток? - какие типы тканей растений и животных вы знаете? - почему клетки одного организма имеют разный внешний вид, размеры и строение??? - разные типы тканей образуют непохожие между собой части организма; как называются эти части??? - могут ли органы в организме объединяться в группы??? Ответ аргументируйте | фронтальный разноуровневый опрос | отвечают на вопросы репродуктивного характера отвечают на вопросы опережающего проблемного хар-ра, строя умозаключения и логическое монологические высказывания | |||||||||
целеполагание урока | сегодня на уроке мы должны уяснить, что не смотря на разнообразие клеток, тканей, органов, организм представляет собой единое целое. Как это осуществляется мы узнаем сейчас. Предложите тему и задачи урока Организм – единое целое | делает целевую установку, подводит учащихся к формулировке темы и задач урока | на основании цели урока формулируют тему и задачи | |||||||||
изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний | На основе материала, который мы вспомнили во время опроса, составьте в тетради схему организации организма
Уровни организации живого:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | На основе предложений обучающихся на доске создает схему с помощью изображений. Проблемный вопрос. побуждает самостоятельно составить определение | преобразуют информацию в схему высказывают мнение формулируют определения | |||||||||
физкультминута | 1. Встали. 2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа) 3. Присели. (Я касаюсь уха) 4. Встали. (Я хлопаю в ладоши) 5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа. 6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны) 7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд) 8. Опустили руки. 9. Сели на места. Молодцы! | участвую в упражнении | выполняют действия, которые я называю, а не показываю | |||||||||
изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний | Переходим к следующему этапу – узнаем, как же части организма связаны между собой. Даю 5 минут для выполнения заданий.
Проанализируйте информацию на рис. 4.1 и расскажите, что вы узнали о взаимосвязи тканей и органов растений в процессе питания???
Как клетки связаны между собой у растений и животных?
С помощью чего регулируется деятельность органов в организме?
какие последствия могут возникнуть при нарушении работы органов и их систем?
Выслушать ответы, сделать запись в тетрадь
![]() ![]()
нервный импульс гормоны, толькоу животных фитогормоны (у растений) | организует работу с учебником с. 70-71, индивидуальную работу работа в группах | анализируют, преобразуют и обобщают информацию самостоятельно или в группе | |||||||||
домашнее задание | п. 26, принести веточки растений с крупными почками Представьте, что наноробот, введенный через ротовую полость, должен попасть в сердце, легкие и почки для исследования. Постройте маршрут продвижения наноробота. | |||||||||||
контроль усвоения знаний | Найди лишнее: -скелет, пищевод, мышцы - желудок, кишечник, гормон, рот - легкие, сердце, трахеи, жабры - нервная, выделительная, эндокринная системы индивидуальные карточки фронтальный опрос: - у животных контакт и взаимодействие клеток осуществляется с омощью… - ткань – это… - орган – это… - система органов – это… - регуляцию деятельности организма с помощью гормонов называют… | РАЗДАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ фронтальное задание на доске (НАЙДИ ЛИШНЕЕ) | выполняют задания учителя, применяя материал урока | |||||||||
обобщение и рефлексия | найдите и зачитайте абзац параграфа, который подытожит материал, изученный на уроке: «любой организм – единое целое. клетки, ткани, органы и системы органов тесно взаимосвязаны» ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ рефлексия: - у меня вызвал затруднение вопрос… -я узнал, что… Составьте синквейн (короткое стихотворение, состоящее из 5 нерифмованных строк) на тему ОРГАНИЗМ Правила составления синквейна: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | организует проведение обучающими обобщения, оценивания знаний и рефлексии | осуществляют подведение итога урока, само- и взаимооценку, составляют синквейн в парах |