Руководство наблюдением за живым объектом в разных возрастных группах




Приемы, используемые воспитателем в процессе наблюдения

 

Прием - частный способ взаимодействия воспитателя с детьми.

 

Ø Постановка перед детьми познавательной задачи - воспитатель формулирует, что будем делать, за кем или чем наблюдать.

Использование игрового персонажа для создания игровой или проблемной ситуации:

· в младшей и средней группах используется Мишка (Мишка не знает, не умеет, надо самим узнать и научится, а потом научить и рассказать мишке (младшая группа);

· в старшей группе - доказать Незнайке, что он не прав;

Ø Вопросы к детям.

Репродуктивные - вопросы на называние (во всех возрастах).

Причинно - следственные и поисковые - от чего зависит, зачем почему (со средней группы).

Обобщающие (3 часть наблюдения) - связать с персонажем, с поставленной задачей перед детьми в 1 части наблюдения (научи, объясни, расскажи Мишке).

Прием сравнения - акцентирование внимания. При сравнении вопросы на отличия, а затем на сходные признаки. Вопросы на общие признаки помогают подводить детей к формированию понятий (звери, птицы, рыбы, насекомые и т.п.).

Сравниваем:

Объект с объектом;

Объект и фото;

Объект с объектом по представлению;

Два явления.

Исследовательские действия - потрогать, пощупать, приложить, наложить, разрезать, попробовать, понюхать….

Игровые действия - имитация движений, звукоподражание, дидактические игры.

 

Наблюдение за живым объектом

 

Руководство наблюдения за живым объектом в разных возрастных группах:

Младшая группа - домашние животные, рыба, птица.

Средняя группа – так же кролик, хомяк, морская свинка, рыбы двух видов.

Старшая группа – так же попугай, черепаха, группа рыб. Главное - заметить особенности внешнего вида животного и приспособления к среде обитания.

1 часть - вводная - направлена на мотивацию и постановку познавательной задачи перед детьми: что и зачем будут делать дети,

2 часть - основная - решение поставленных задач,

3 часть - заключительная - обобщить, закрепить полученные знания.

 

Смотреть таблицу: Руководство наблюдением в разных возрастных группах.

 

Руководство наблюдением за живым объектом в разных возрастных группах

  Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1 часть Внимание неустойчиво, поэтому привлечь внимание, используя игровые приемы. Есть запас представлений, но сами наблюдать еще не могут. Можно познавательную задачу (рассмотрим и узнаем, как ухажив) Дети могут не только принять, но и сами ставить задачу. По- становка познавательной задачи (узнаем, где живет хо- мячок и как за ним ухажив.) Основная тенденция – стремление к обобщению, систематизации. Позна- вательная задача ставится; спросить, зачем будем рассматривать новое растение (животное).
2 часть 1.Детей привлекает движе- Ние, поэтому сначала обра- Щаем внимание на движения животного, стимулирвем движение. Что делает? (бе- Гает, лакает) Чем смотрит? Как издает звуки? 2.Обследовательские дейст- Вия (погладить) Какая шерстка на ощупь? 3. Имитационные движения (как рыбка шевелит хвостиком- показать руками) 4.в конце можно сравнение (воробей и голубь). 1.Вопросы о действиях и ярких признаках объекта сохраняются. Вопросы о связях (почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи быстро? Почему хомячок ловко лазает?) 2.Учить детей рассказывать о результатах наблюдения (про- говаривание хором трудых слов, вопрос задается в разных вари- антах). 3. Обследовательские действия. 4.Объем представлений увеличи- вается: больше признаком; приспособленность к среде; сравнение 2-х объектов, можно с привлечением личного опыта. 5.Труд: покормим, поухаживаем. 1.Можно наметить план наб- людений (сначала рассмот- рим, какой кролик, потом,что и как он ест, как передвигает- ся). 2.Воспринимают много приз- наков объекта, выделяют об- щие признаки группы (общее для всех грызунов); формиру- Ем элементарные понятия. 3.Животные и растения раз- ных сред обитания (пустыни, болота) и приспособленность к среде (строение тела). 4.Вопросы причинного харак- тера (почему попугай легко лазает?) 5. Обследовательские дейст- вия; рассказать о них (как узнал, что шерстка гладкая?) 6.Широко используется труд, модели. 1.Использовать вопросы-задания (посмотри и расскажи, чем отлича- ются… Ребенок может сам планомерно провести рассматрива- ние; сравнить наглядный объект с тем, что у него в памяти). Дополни- тельные вопросы в случае затрудн. 2. Осмысление обследовательских действий: как ты узнал, что… Как можно узнать, что яблоко твердое? 3.Чаще используется сравнение по общим признакам для формирования понятий. Дать знания о разныхпородах. О размножении. 4. Разнообразный труд. 5.Загадки, чтение историй, сочинение рассказов детьми.
3 часть. Для усиления положительно- го воздействия спеть песен- ку, поиграть в игру, где Дей- ствует животное. Нарисо- вать. Повторять наблюдение неоднократно. Дети должны выразить свое отношение к объекту. Обобщение. Что посоветуем Мишке? Как ему ухаживать за морской свинкой? Как узнаем снегиря на улице? Нарисовать. Обобщение того, что узнали на занятии, что расскажем персонажу о хомячке. Обобщение. Нарисовать. Сочинить сказку о кролике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: