Лекция: Элементы обустройства автомобильных дорог и технологии их устройства
Нормативная база
СТБ 1635 ЭЛЕМЕНТЫОБУСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И УЛИЦ
Термины и определения. Классификация
СТБ 1140-99 | Знаки дорожные. Общие технические условия |
СТБ 1231-2000 | Разметка дорожная. Общие технические условия |
СТБ 1300-2002 | Технические средства организации дорожного движения. Правила применения |
СТБ 1538-2013 | Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах. Технические требования и правила применения |
Общие сведения
1.Обустройство дороги - комплекс дорожных сооружений, устройств и элементов обстановки дороги, предназначенных для обеспечения нормальной работы дорожной службы и безопасного и удобного движения по дороге.
2.Элементы обустройства дорог в зависимости от назначения подразделяются на:
1)элементы обстановки дороги - совокупность технических средств, обеспечивающих безопасность и комфортность для всех участников дорожного движения;
2) инженерное оборудование дорог - защитные дорожные сооружения (шумозащитные, снегозащитные и др.) и элементы благоустройства дороги.
3.Элементы обстановки дороги и инженерное оборудование дорог классифицируют по видам и типам в зависимости от назначения и условий применения, формы, конструкции и иных признаков.
Элементы обстановки дорог:
1) технические средства организации дорожного движения - комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги;
2) устройства для обслуживания пешеходов и пассажиров;
3) инженерное оборудование по контролю, информационному обеспечению и управлению дорожным движением и состоянием дорог - к омплекс средств, включающий технологическую связь и автоматизированное оборудование для управления дорожным движением и состоянием дорог;
|
|
4) инженерные сооружения для обеспечения непрерывности и безопасности движения - к омплекс сооружений и устройств для обеспечения непрерывности и безопасности движения (транспортные развязки, дополнительные полосы движения, железнодорожные переезды);
5) устройства для освещения дорог - устройства, обеспечивающие в темное время суток с помощью стационарного дорожного (уличного) освещения хорошие условия видимости на дороге в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий и полного использования габаритов дорожных сооружений;
6) устройства для установки и крепления элементов обстановки на дороге - у стройства, включающие опоры различных конструкций (стоечные; рамные; консольные), к которым непосредственно или с помощью растяжек (тросов) крепят дорожные знаки и информационные табло;
7) технические вспомогательные средства для обеспечения движения городского электрического транспорта - к омплекс устройств, включающих путь и путевое хозяйство (трамвайный путь, дорогу и контактную сеть), для обеспечения движения трамваев и троллейбусов;
Инженерное оборудование дорог
1.Защитное дорожное сооружение - у стройство, предназначенное для защиты участников дорожного движения от резких порывов бокового ветра (ветрозащитное), придорожного пространства от шума дорожного движения (шумозащитное), снежных заносов (снегозащитное), пыли (пылезащитное) и для обеспечения устойчивости земляного полотна;
|
|
Элементы благоустройства дорог. Благоустройство дороги - сооружения обустройства, гармонично вписанные в ландшафт с соблюдением требований безопасности движения и охраны окружающей среды. Различают типы: малые архитектурные формы и озеленение.
Классификация элементов обустройства дорог
Вид | Тип | Определение и ТНПА, устанавливающие технические требования к элементам обустройства |
1 Элементы обстановки дорог | ||
Технические средства организа-ции дорож-ного движения | 1 Дорожные знаки и информационные табло | дорожный знак - элемент системы технических средств организации дорожного движения, представляющий собой сигнальное устройство установленной формы, содержащий условное обозначение или надписи, предназначенный для информирования участников дорожного движения об условиях, направлениях и режимах движения на дорогах СТБ 1300 Дорожные знаки, светофоры, ограждающие и направляющие устройства должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток, удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключения возможности их повреждения. При этом они не должны закрываться от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами наружного освещения и т. п.). По материалу изготовления конструкции дорожных знаков подразделяются на: - металлические, полимерные; комбинированные. По способу нанесения изображения конструкции дорожных знаков подразделяются на: наклеиваемые, окрашиваемые; мозаичные, в том числе с использованием световых элементов; комбинированные. По способу передачи заложенной информации конструкции дорожных знаков подразделяются на: световозвращающие; с внутренним освещением; с внешним освещением. Световозвращающий материал, применяемый на дорожных знаках, подразделяют на три класса: I – инженерная световозвращающая пленка; II – высокоинтенсивная световозвращающая пленка; III – алмазная световозвращающая пленка. В конструкцию знаков входят основа для нанесения изображений (далее – основа), элементы их крепления к опорам, кронштейнам и т.п. Вид элементов крепления определяется заказчиком знаков. Конструкция знаков и отдельных элементов должны обеспечивать отсутствие в них деформаций от воздействия расчетной ветровой нагрузки по ГОСТ 25459 и собственного веса. Расчет соединений отдельных элементов конструкции дорожных знаков производится по СНиП II-23 и СНиП 2 03.06. Опоры знаков могут быть выполнены из дерева, железобетона, металла, асбестоцементных труб и других материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость воздействию расчетной ветровой нагрузки, при мойке знаков ручным или механизированным способом. Рекомендуется, чтобы по всей длине дороги опоры выполнялись из однородного материала, имели одинаковую форму и окраску. Опоры знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459, а также типовым проектам. информационное табло - элемент обстановки дороги, устанавливаемый у автомобильной дороги, не относящийся к дорожным знакам, сообщающий пользователям о режимах движения, оптимальных маршрутах, состоянии дорожного покрытия, прогнозируемой погоде и т. д. СТБ 1140; СТБ 1300 |
2 Дорожная разметка | дорожная разметка - элемент системы организации дорожного движения, включающий линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части дорог общего пользования, городских дорог и улиц с усовершенствованным покрытием, а также на элементах дорожного обустройства и инженерных сооружений, применяемые самостоятельно или в сочетании с дорожными знаками и светофорами СТБ 1231; СТБ 1300 | |
3 Дорожные светофоры | дорожный светофор - элемент системы технических средств организации дорожного движения, представляющий собой светосигнальное устройство, предназначенное для регулирования дорожного движения СТБ 1300; ГОСТ 25695 | |
4 Дорожные ограждения: | 1.1.1 дорожное ограждение - элемент системы технических средств организации дорожного движения, представляющий собой конструкции и устройства, предназначенные для предотвращения съездов транспортных средств за пределы дороги, с мостов, путепроводов и эстакад, наездов на опасные препятствия и столкновений со встречными транспортными средствами, организации движения транспортных и пешеходных потоков, а также предотвращения выхода животных на проезжую часть (СТБ 1300). Дорожные ограждения подразделяют на три группы: транспортные, пешеходные и специальные (защитные). 1.1.2Ограждения первой группы (транспортные) предназначены для предотвращения непреднамеренных съездов транспортных средств с земляного полотна дороги, проезжей части мостов, путепроводов, эстакад, въезда на полосы встречного движения, а также наездов на массивные препятствия и сооружения, расположенные возле дороги. Ограждения первой группы в зависимости от конструктивного исполнения разделяются на типы: - металлические односторонние; - металлические двусторонние; - тросовые; - парапетные (железобетонные). 1.1.3Ограждения второй группы (пешеходные) предназначены для организации упорядоченного движения пешеходов и обеспечения их безопасности. В зависимости от конструктивного исполнения разделяются на: - удерживающие (для удержания пешеходов от падения при движении их по тротуарам, расположенных на мостах, путепроводах, эстакадах или высокой насыпи); - ограничивающие (для организации упорядоченного движения пешеходов). 1.1.4Ограждения третьей группы предназначены для предотвращения выхода на проезжую часть животных. 1.1.5Окраску дорожных ограждений и установку световозвращающих элементов на них производят согласно требованиям СТБ 1231. барьерные и направляющие посадки: барьерные посадки - посадки деревьев или кустарников, показывающие невозможность продолжения движения в прежнем направлении; направляющая посадка - линейная посадка деревьев и кустарников, указывающая поворот дороги и дающая представление о его крутизне | |
5 Направля-ющие устройства К направляющим устройствам относятся: | направляющее устройство - элемент системы технических средств организации дорожного движения, предназначенный для зрительной ориентации участников дорожного движения (СТБ 1300) | |
сигнальные столбики и тумбы; | сигнальный столбик - направляющее устройство для зрительного ориентирования водителей в отношении направления движения по дороге. Конструкция сигнальных столбиков должна соответствовать утвержденным в установленном порядке техническим условиям изготовителей.Высота сигнальных столбиков должна составлять 0,75 - 1,1 м сигнальная тумба - направляющее устройство в виде вертикальной стойки (неподвижной, вращающейся) с искусственным освещением. СТБ 1300 Специальные требования | |
искусственная неровность; | искусственная неровность -местное искусственное возвышение над поверхностью покрытия проезжей части, устанавливаемое с целью принудительного снижения скорости движения транспортных средств на определенном участке дороги или предупреждения приближения к опасному участку («шумовые» полосы) путем шумового воздействия на водителя (СТБ 1538) | |
«шумовые» полосы; | шумовая полоса - разновидность искусственной неровности, выполненная в виде поперечных полос на поверхности проезжей части дороги, вызывающая вибрацию подвески транспортных средств и увеличение шума качения колес, с целью повышения внимания водителей на подходе к опасному участку дороги. (Шумовые полосы могут быть выполнены также в виде продольных горизонтальных полос специальной конструкции для отделения проезжей части дороги от обочины или разделительной полосы). Специальные требования | |
направляющие островки; | направляющий островок - островок, применяемый для разделения полос движения на пересечениях дорог в одном уровне и в местах ограниченной видимости. | |
островки безопасности | островок безопасности - площадка между проезжими частями дороги, предназначенная для пешеходов, ожидающих возможности закончить переход дороги ТКП 45-3.03-19 | |
6 Дорожные заграждения: | дорожное заграждение - устройство для предотвращения въезда автотранспортных средств на проезжую часть дорог, мостов, путепроводов, а также остановки их перед железнодорожными переездами при запрещающих сигналах светофоров. По конструктивному исполнению различают: дорожные заграждения, втапливаемые в покрытие, стационарные; временные (переносные), устанавливаемые на поверхности покрытия. | |
7 Противо-ослепляющие устройства: | противоослепляющее устройство - устройство для защиты водителей транспортных средств от ослепления при встречном движении в темное время суток. По конструктивному исполнению устройства бывают: барьерного типа, сетки, планки (экраны) на барьерных ограждениях; посадки кустарника. Противоослепляющее устройство применяют на участках дорог категорий 1-а и 1-б по ТКП 45-3.03-19, без стационарного освещения) | |
Устройства для обслуживания пешеходов и пассажиров | 1 Пешеходная дорожка | пешеходная дорожка - выделенный конструктивно или с помощью линии горизонтальной разметки элемент дороги, обозначенный соответствующим дорожным знаком (в отличие от тротуара пешеходная дорожка может иметь самостоятельное направление) ТКП 45-3.03-19; [3] |
2 Пешеходный переход: – наземный; – подземный (тоннель); – надземный (путепровод; пешеходный мост) | пешеходный переход - элемент обустройства дороги, предназначенный для безопасного перехода дорог (улиц) пешеходами, специально выделенная поперечная полоса на проезжей части, обозначенная дорожными знаками и разметкой, подземный переход (тоннель) под дорогой, надземный переход (путепровод, пешеходный мост) над дорогой С ТБ 1300; ТКП 45-3.03-19 | |
3 Тротуары | Тротуар - элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или бордюром, предназначенный для движения пешеходов (Тротуар устраивают, как правило, параллельно проезжей части преимущественно в населенных пунктах, на мостах, путепроводах и т. д.) СТБ 1071 | |
4 Велосипедная дорожка | велосипедная дорожка - выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной разметки элемент дороги (как правило, в населенных пунктах) или обособленная дорожка (как правило, вне населенных пунктов), предназначенные для движения велосипедов (может также использоваться для движения пешеходов) | |
5 Объекты дорожного сервиса: К ним относятся: | объекты дорожного сервиса - здания и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения ТКП 45-3.03-19. | |
остановочные пункты [остановки] общественного пассажирского транспорта | остановочный пункт [остановка] общественного пассажирского транспорта - сооружение, предназначенное для остановки общественного пассажирского транспорта, ожидания, посадки и высадки пассажиров. | |
остановочные и посадочные площадки | остановочная площадка - специально оборудованная площадка в местах остановок общественного пассажирского транспорта или планируемых регулярных кратковременных остановок легковых и других автомобилей (1 Подходы к площадке выполняют, как правило, в виде переходно-скоростных полос или отгонов проезжей части. 2 Размеры площадки нормируют.). посадочная площадка - площадка на остановках общественного пассажирского транспорта (или перрон на автобусной, троллейбусной, трамвайной станции), приподнятая над покрытием остановочной площадки и огражденная бордюром. | |
остановочные павильоны | остановочный павильон - элемент площадки для остановки общественного пассажирского транспорта, предназначенный для защиты ожидающих его людей от атмосферных осадков и ветра. | |
площадки отдыха; | площадка отдыха - сооружение, предназначенное для кратковременного отдыха участников дорожного движения, имеющее в своем составе площадку для стоянки, зону отдыха и санитарное оборудование | |
обзорные площадки | обзорная площадка - сооружение, предназначенное для осмотра ландшафта, открывающегося с места расположения площадки, и имеющее места для стоянки автотранспортных средств вне полотна дороги. | |
площадки для стоянки автотранспортных средств | площадка для стоянки - сооружение, предназначенное для упорядоченной стоянки автотранспортных средств вне проезжей части дороги | |
6 Объекты придорожного сервиса | объекты придорожного сервиса - здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования. (Специальные требования). К ним относятся: автовокзалы и автостанции, гостиницы, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, пункты питания, охраняемые стоянки | |
Инженерное оборудование по контролю, информационному обеспечению и управлению дорожным движением и состоянием дорог | 1 Техноло-гическая связь | технологическая связь - специальная телефонная связь, устанавливаемая на автомобильных дорогах, для экстренной связи пользователей дороги с дорожной службой с помощью вызывных телефонных колонок, располагаемых на остановочных площадках или специально отведенных местах в зоне полосы отвода дороги. ТНПА на средство связи |
2 Автоматизи-рованные системы управления дорожным движением: | автоматизированная система управления дорожным движением - система, действующая автоматически по заранее заданной программе или (при наличии обратной связи с объектами управления движением) по программе, реализуемой в реальном масштабе времени. (Состав системы по ГОСТ 24.501). Дополнительно в состав технического обеспечения могут входить периферийные технические средства, включающие оборудование для взвешивания автотранспортных средств, автоматизированные датчики погодных условий и автоматизированные счетчики учета интенсивности движения. ГОСТ 24.501, система «Белмост», «Ремонт» | |
Инженерные сооружения для обеспечения непрерывности и безопасности движения | 1 Транспортные развязки | транспортная развязка - инженерное сооружение (или комплекс сооружений) на пересечении, примыкании или разветвлении дорог, обеспечивающее бесперебойное движение транспортных потоков в различных направлениях |
2 Дополни-тельные полосы: – дополнительная полоса движения; – полоса переходно-скоростная | дополнительная полоса движения -дополнительная полоса движения, устраиваемая для разделения транспортных средств, движущихся с разными скоростями, например, на затяжном подъеме, транспортной развязке переходно-скоростная полоса- дополнительная полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона и торможения автотранспортных средств, въезжающих или выезжающих с основных полос движения | |
3 Полоса аварийной стоянки | полоса аварийной стоянки -полоса с твердым покрытием, предназначенная для кратковременной стоянки неисправного транспортного средства в пределах полотна дороги | |
4 Краевая полоса | краевая полоса - часть обочины или разделительной полосы, примыкающая к проезжей части, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды автотранспортных средств ТКП 45-3.03-19 | |
5 Остановочная полоса | остановочная полоса -часть обочины частично или полностью с твердым покрытием, предназначенная для остановки автотранспортных средств. | |
6 Раздели-тельная полоса | разделительная полоса -элемент поперечного профиля дороги, разделяющий проезжие части со встречным движением (центральная разделительная полоса), а также проезжую часть и боковые дороги для местного движения, проезжую часть и специальные полосы движения на транспортных развязках (боковая разделительная полоса) | |
7 Полоса безопасности | полоса безопасности -полоса, расположенная между кромкой проезжей части мостового полотна и ограждением или колесоотбойным брусом и предназначенная для обеспечения безопасности движения автотранспортных средств с расчетной скоростью | |
8 Железнодо-рожные переезды | железнодорожный переезд - пересечение автомобильной и железной дорог в одном уровне, устраиваемое, как правило, вне пределов железнодорожных станций и маневровых путей ТКП 45-3.03-19 | |
Устройства для освещения дорог | 1 Опоры со светильниками 2 Сети наружного освещения | В состав устройств входят сети наружного освещения и опоры со светильниками. ТКП 45-3.03-19 ТКП 45-3.03-19 |
Устройства для установ-ки и крепле-ния элемен-тов обстановки на дороге | 1 Опоры для установки дорожных знаков | . Делятся на стоечные; рамные; консольные ГОСТ 25458 ГОСТ 25459 |
2 Растяжки | Специальные требования | |
Технические вспо-могательные средства для обес-печения движения городского элек-трическо-го тран-спорта | 1 Опоры контак-тной сети 2 Контактная сеть 3 Трамвайный путь | Трамвайный путь- рельсо-вый путь, предназначен-ный для движения трамвайных вагонов |
Инженерное оборудование дорог | ||
Защитные дорож-ные сооруже-ния | 1 Шумозащит-ные сооружения: | шумозащитные сооружение - сооружение, предназначенное для снижения уровня шума на пути его распространения от дороги к жилой застройке, социально-бытовым, медицинским, культурным и другим объектам. К ним относятся: шумоотражающие экраны шумопоглащающие (стенки, грунтовые валы, посадки из деревьев) ТКП 45-3.03-19 (Специальные требования) |
2 Снегозащитные сооружения: | Снегозащитные сооружения делятся на: снегозащитные насаждения и снегозадерживающие устройства снегозащитная полоса - полоса насаждений деревьев и кустов вдоль дороги, предназначенная для ее защиты от снежных заносов, а также прилегающей территории от ветра и шума (лесные, снегозащитные полосы); снегозадерживающее устройство - временное защитное устройство, предназначенное для удержания снега в местах его накопления на склонах и в снегозаносимых местах (переносные щиты, сетки, ограждения из местных материалов, снежные траншеи). ТКП 45-3.03-19; Специальные требования | |
3 Противо-гололедная защита | Оборудование для борьбы с зимней скользкостью - стационарное оборудование для нанесения на покрытие дороги противогололедных материалов. ТКП 45-3.03-19 Специальные требования | |
4 Ветроза-щитные сооружения | Снегозащитные полосы ТКП 45-3.03-19 | |
5 Пылезащитные сооружения | Древесно-кустарниковые насаждения ТКП 45-3.03-19 | |
6 Для обеспечения устойчивости земляного полотна – бермы; – банкеты; – подпорные стенки | Берма - площадка, устраиваемая на поверхности откоса насыпи или выемки с целью повышения общей устойчивости откоса и прохода машин при производстве ремонтных работ на откосе. Бермой также называют площадку, присыпаемую к обочине и используемую для установки дорожных знаков, размещения автобусных остановок и т. п. Банкет - сооружение правильной формы (трапецеидального или треугольного сечения) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки, для ограждения и защиты ее откосов от размыва поверхностными водами Подпорная стенка - геотехническая конструкция, предназначенная для обеспечения устойчивости вертикальных или очень крутых откосов. | |
Элементы благоустройства дорог | 1 Малые архитектурные формы | малая архитектурная форма - небольшое сооружение, используемое в благоустройстве автомобильной дороги и дорожном сервисе (павильон, беседка, киоск, мусоросборник, скамейка и т. п.) СТБ 1238 |
2 Озеленение | озеленение дорог - посадка и выращивание всех видов растительности (деревьев, кустарников, травы, цветов) вдоль дороги для решения технических и архитектурно-ландшафтных задач. ТКП 45-3.03-19 Специальные требования |
|
|