Декорирование. Цветоведение.




Задание №16

Как вы уже заметили, каждая новая тема связана с предыдущими и последующими темами. Цветоведение – часть декорирования, знания о свойствах цветов и их сочетаний помогают художникам создать костюмы и декорации, гармонично входящие в спектакль, создать его единый стиль и гамму.

На рисунке 1 цветовой круг, 2-й и последующие рисунки показывают гармонические сочетания цветов. Как правило, мы используем двухцветные сочетания, т.к. имеем дело с малыми размерами, в которых многоцветье будет перегружать костюм. Белые и чёрные дополнения в таких костюмах вполне уместны: например, белая или чёрная меховая опушка, белые кружева, чёрный кант или пояс не раздражают глаз.

Если мы выбираем оформление спектакля в народном стиле, то самое лучшее – это обращение к таким источникам, как Большая советская энциклопедия, где можно найти в разделах «Одежда древнеегипетской знати», «Одежда народов Азии и Северной Африки», «Одежда народов, населяющих территорию СССР», «Одежда народов Центральной и Юго-Восточной Европы» и т.д. изображения костюмов разных народов и разных имущественных категорий. В библиотеке можно найти альбомы с традиционными нарядами народов мира. Конечно, и в интернете таких разделов множество.

На одной из наших Новогодних выставок куклы в карнавальных костюмах. Хотя платья у дам сшиты из материи с крупным рисунком, их спокойная гамма и отделка (кружевами в тон платья и белым шёлком в контраст) в целом создают гармоническое сочетание. Мушкетёр в своей традиционной накидке также не выбивается из общей гаммы.

В другой выставке каждая кукольная композиция должна была иллюстрировать какую-нибудь сцену из сказки, например, «Маугли». Эту сцену встречи у источника мы решили в красных тонах: девушка у воды в красном шёлковом платье и с розовым цветком в волосах, кувшин у неё алый, набедренная повязка главного героя – розовая. А для равновесия композиции слева посадили любопытную краснопёрую тропическую птицу. Чёрная Багира разделяет сцену и по смыслу, и по цвету.

А вот сцена из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Здесь ярко выражены три цвета – жёлтый, белый и голубой. Жёлтые подсолнухи, жёлтые волосы Алёнушки, белая шубка козлёнка, белая рубашка, – голубая вода, голубой сарафан, голубой горох на рубашке, синие глаза. Только два небольших контрастных фрагмента – цветы и лента в косе – присутствуют в этой сцене, но они не нарушают общую гамму композиции: если вернуться к цветовому кругу, то мы увидим, что жёлтый, голубой (и фиолетовый) находятся на равных расстояниях друг от друга, а значит, составляют гармонические сочетания.

Точно так же можно выстроить любую сцену спектакля, составляя её из кукол в костюмах определенного цвета или сочетаний цветов. Конечно, план такого спектакля потребует времени на выполнение предварительных эскизов, зато спектакль будет выдержан в единой цветовой гамме, что непременно заметят зрители, и это станет его несомненным достоинством.

Пользуясь цветовым кругом, подберите сочетания – гармонирующие и контрастные. Можно вырезать из цветной бумаги два (три) прямоугольника выбранных цветов, наклеить их рядом на лист и приложить поверху тонкие прямые (кант) или кружевные полоски. Как их сделать? Сложите белый (черный, синий и т.п.- в зависимости от того, как представляете себе отделку) лист А4 в гармошку, разрежьте поперёк гармошки на полоски 1,5 – 2 см, на одном из рёбер нарисуйте линии разрезов и вырежьте маленькими ножницами, например, маникюрными, как вырезают снежинки: уголками, сердечками, ромбами, параллельными полосками под углом к сгибу (ёлочкой). Когда развернёте гармошку, получится кружевная полоска. Если дома есть кружева, приложите их к своему двух- или трёхцветному сочетанию и оцените, если цвета «отталкиваются» друг от друга, раздражают зрение, значит, шить костюм для куклы из тканей таких цветов не стоит. Представим, что такое «кричащее» несоответствие мы обнаружили в уже готовом костюме – потратили время и силы, а выглядит совсем не так, как хотелось бы. Понятно, что лучше определить возможные варианты заранее.

Не все контрастные сочетания выглядят «кричаще», даже такие цвета, как красный и зелёный могут сочетаться, не портя общее впечатление. Пример контрастных сочетаний, которые использовались в военной форме времён Екатерины II, – мундиры Потёмкина разных лет его службы. Казалось бы, красный, голубой и зелёный цвета резко контрастируют, но всё зависит от оттенков. Алый цвет и темно-зелёный, как оказывается, могут выглядеть гармонично.

Так же гармонично будет выглядеть сочетание салатового цвета с тёмно-красным (вишнёвым, бордо). Попробуйте составить и такие сочетания, и разные другие, используя цветовой круг. В будущем это пригодится, сократит время на выбор материалов и убережёт от разочарования, когда костюм сшит, отделан – и не смотрится ни нарядным, ни в принципе подходящим кукле и спектаклю, отвлекает внимание и мешает действию.

Эти изображения помогли нам выполнить костюм для куклы – Потёмкина, играющего в отрывке сказки Гоголя «Ночь перед Рождеством». Конечно, наш костюм стилизован: все мелкие детали укрупнены, вышивка золотом по воротнику и обшлагам заменена золотистой тесьмой, схематично выполнены ордена, но в целом костюм узнаваем.

Из всех приведённых иллюстраций мы выбрали последнюю и обращались к ней в процессе работы над мундиром и его отделкой. Так же стилизованно выполнен и костюм императрицы, - эту пару можно увидеть, вернувшись к заданию №14.

Ещё одно контрастное сочетание, которое в соответствии с положением на цветовом круге выглядит гармонично. Это жёлтый и фиолетовый цвета. Попробуйте поставить рядом канареечный и тёмно-сиреневый, лимонный и фиолетовый, кремовый и пурпурный и другие оттенки этих цветов по вашему выбору. Какое соседство покажется вам самым удачным? Какими кружевами, тесьмой, кантами, вышивкой или другими деталями захочется отделать? Пример сочетания этих двух цветов – кафтан и шапка Князя Гвидона. Рубашка, ворот которой виден из-под кафтана, голубая – смотрим цветовой круг. Цвета гармонически сочетаются.

По отзыву жюри Международного фестиваля детского творчества «Звёзды нового века» работа Алексея Гунько по сумме баллов должна была стать победной, но… к ней не было приложено фото участника конкурса. Так что ограничились званием лауреата. Работу можно увидеть на сайте ZNV «Прикладное творчество (8-10 лет)» XIII конкурс прошел 12 июня 2019 года.

Итак, задание посвящено подбору цвета (цветов) будущего костюма вашей куклы. Смотрите Большую советскую энциклопедию, сайты интернета с изображениями костюмов разных времён и народов, выберите героя, выберите костюм, можно скопировать его от руки, можно распечатать изображение, чтобы было перед глазами во время работы. Если у кафтана длинные откидные рукава, как у нашего Гвидона, то причертите к основной выкройке нужную длину Если книзу кафтан расширен – причертите линии «клёша». Если рукав или подол платья заужен – учтите это при раскрое по основной выкройке, сделайте необходимые убавления, только не слишком тесные для входа руки. А костюмы разных народов мы рассмотрим в

Задании №17



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: