Проблемы физического воспитания школьников и пути их решения в условиях общеобразовательной школы




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Пензенский государственный университет

Педагогический институт им. В.Г. Белинского

 

Факультет физической культуры и спорта   Кафедра «Теоретические основы физической культуры и спорта»

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория и методика гимнастики»

на тему:

Проблемы физического воспитания школьников и пути их решения в условиях общеобразовательной школы

 

 

Выполнил:

Студент группы

19 ЗСПО 51

Антонян С.Б.

Проверил:

к.п.н., доцент

Хмельков.А.Н

 

 

Пенза, 2020

 

Физическое воспитание- это часть общего воспитания, педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитее форм и функций организма человека.

Физическое воспитание детей представляет собой систему из четырех видов обучения: основное (уроки и занятия по физической культуре), дополнительное (физкультурно-оздоровительные, и физкультурно-спортивные мероприятия), факультативное (спортивная тренировка, общешкольные физкультурно-массовые, лечебно-оздоровительные занятия) и самостоятельное.

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.
К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья детей катастрофически ухудшается. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Физическое воспитание является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания.

Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны.

1. Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья нации является государственной задачей.

Успешному решению задачи способствует систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а также учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся.
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности. Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе.
3. Развитие основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно. Важно добиться интереса учеников к регулярным занятиям, посредством внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные формы, вызвал потребность в самостоятельных, каждодневных занятиях.
5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.
6. Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов.

В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть приводящим к действенным практическим шагам, способствующимповышению качества жизни и оздоровления детей, учащихся и студентов.

Для решения этих задач были предприняты ряд мер:

1) введение третьего часа урока физкультуры в школе позволило повысить двигательную активность школьников.

2) введение новых федеральных образовательных стандартов, которые призваны сделать урок физкультуры современным, интересными, веселыми, полезными, а главное - доступными для каждого ученика.

3) возрождение комплекса ГТО призванного мотивировать школьников к систематической физической подготовке на уроке, в спортивной секции, самостоятельно.

4) Открываются новые и возрождаются традиционные спортивные секции и клубы. Во многих фитнес - центрах существуют целые департаменты по направлению «детский фитнес», ведется активная пропаганда здорового образа жизни.

В то же время, число школьников, имеющих те или иные хронические заболевания, неуклонно растет. Интерес к спорту у подростков невелик, а уроки физической культуры, в средней и старшей школе кажутся ученикам скучными. И в этом есть определенная правда.

На современном уроке перед учителем физической культуры стоит много задач. Как в 45 минутах урока осуществить учебно-тренировочный процесс с учётом индивидуальных физических особенностей и возможностей каждого ученика, оставаясь и при этом в рамках учебно-тематического планирования. На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей и подготовке к сдаче норм ГТО поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях. Практика испытывает потребность в разработке методик проведения уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания.

Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами, рассматривающего здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке. Сама по себе область оздоровительно-развивающей тренировки находится как бы между двумя различными системами, связанными с физической нагрузкой: это область спорта и оздоровительная физкультура.

Как известно, одно занятие существенного положительного сдвига в организме не даёт. Положительный эффект отмечается только тогда, когда действие одного занятия сочетается с действием следующего. Исходя из того, что только систематически выполняемые физические упражнения обеспечивает переход срочных приспособительных реакций организма в долговременную адаптацию, целесообразно включать фитнес тренировки в каждый урок.

Фитнес тренировка должна отвечать следующим параметрам:

1) Время, которое можно выделить на уроке для реализации фитнес программы.

2)Использование спортивного оборудования имеющегося в наличии.

3)Разностороннее воздействие на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.

4)Возможность варьировать программу в зависимости от физических особенностей учащихся.

5)Развитие положительных волевых качеств.

Очень важно привлекать детей раннего возраста к занятиям спортом. Однако, если спорт по силам далеко не каждому ребенку, то фитнес, как образ жизни, может быть доступен практически каждому из них. Если дети будут видеть в занятиях спортом не ежедневную рутину, а нечто увлекательное и интересное с игровыми элементами, что, позволяет им быть здоровыми и красивыми, то, безусловно, после окончания школы, они найдут время для походов в фитнес клуб и сделают свой выбор в пользу здоровой и активной жизни.

 

Так же для работы с детьми учитель должен многое знать о них: взаимоотношения в семье, коллективе, в классе, среди друзей, а также то, в какой социальной среде воспитывается ребенок, его материальные условия. Он должен знать черты характера воспитуемого, его сильные и слабые стороны. Учитель физической культуры должен постоянно помнить, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда удается организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях. Решению задач урока, направленных на развитие физических качеств, изучение и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие умственной и мыслительной деятельности, способствует в большей степени владение учителем, наряду с дидактическими принципами и навыками, умением использовать инструментарий фундаментальной педагогики обучения с учащимися.

С точки зрения философии, содержание воспитания, являясь одной из сторон целого, являет собой взаимосвязь всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Содержание воспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и стороны. В целостном педагогическом процессе все эти составные элементы воспитания реализуются и отражаются в его результатах. Эти требования в полной мере относятся к воспитательной работе по физическому воспитанию и спортивной деятельности детей. Составную часть этого должны составлять: умственное, морально-нравственное, физическое, трудовое, экологическое, правовое, эстетическое, межнациональное воспитание.

Умственное воспитание — научить учащихся владеть системой научных знаний о физической культуре, развить их умственные силы и способности, диалектическое, логическое, абстрактное, мышление, интеллектуальные умения и мыслительные операции.

Морально-нравственное воспитание — знание и осознание нравственных ценностей и идеалов в обществе и физкультурно-спортивной деятельности, принципов, норм и правил общечеловеческой морали и норм поведения в сфере физической культуры и спорта; опыт нравственных отношений как основа сформированности таких качеств личности, как ответственность, организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство, порядочность, скромность, правдивость и др., то есть качеств, необходимых как в социальной жизни, так и в спортивной деятельности.

Трудовое воспитание — подготовка учащихся средствами физической культуры и спорта к трудовой деятельности, выработка у них культуры и дисциплины труда, инициативы и творчества, предприимчивости и деловитости, готовности к сознательному выбору профессии.

Экономическое воспитание — знание экономических закономерностей рыночной экономики; владение такими понятиями, как «кооперация», «планирование», «учет и контроль труда», «режим экономии», «себестоимость», «качество продукции», «экономическое мышление и поведение», «экономические потребности и интересы»; умение соизмерять личные потребности с экономическими возможностями их удовлетворения; реальная организация бюджета времени; бережное отношение к спортивному инвентарю, оборудованию, спортивной форме и др.

Эстетическое воспитание — учащихся включает в себя все стороны духовной жизни. Эстетическое наслаждение доставляется творчеством, искусством, прекрасным духовным обликом спортсменов высокого класса, красотой телосложения, красотой движений, стройностью фигуры, отличной осанкой, хорошим здоровьем. Основную роль в эстетическом воспитании учащихся играет искусство. Общими чертами для физической культуры и культуры учащихся являются: свободное время как источник эстетического воспитания, элементов игры; воспитание эмоциональности, привлекательности, вовлечение детей в сферу сопереживания.

Этическое воспитание — это определенные нормы поведения, взаимоотношения как с занимающимися физкультурно-спортивной деятельностью, так и с другими людьми. Все это привело к выработке правил поведения в спортивной деятельности, которые в спортивном мире называются спортивной этикой. Спортивная этика — это совокупность норм и правил поведения спортсмена, его отношение к другим спортсменам, семье, окружающим людям, обществу в целом. Спортивная этика использует общечеловеческие нормы нравственности, накопленные предыдущими поколениями.

Экологическое воспитание — отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Необходимо формировать готовность правильного решения экологических проблем. Этим необходимо заниматься с юных лет. Широкими возможностями для экологического воспитания школьников располагают такие формы организации занятий на природе, как уроки физической культуры и спортивные тренировки, гимнастика до учебных занятий, туристические походы, физические упражнения и подвижные игры, спортивные соревнования, экскурсии, спортивные праздники и дни здоровья, физкультурные занятия с группами продленного дня, спартакиады и игры на местности.

Правовое воспитание — причины, порождающие антиобщественные поступки, во многом обусловлены низким уровнем правового сознания. Задача правового воспитания заключается в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Спортивные отношения по своему содержанию неоднозначны. Прежде всего, следует выделить правовые, в основе которых лежит элемент обязательности. Обязательная физическая подготовка школьников обеспечивается на основе специальных программ по физическому воспитанию. Другую группу составляют спортивные отношения, организованные на самодеятельной основе. Такие отношения регулируются нормами соответствующих органов. Третья разновидность спортивных отношений сочетает в себе общественные и правовые начала. Включившись в спортивную деятельность, каждый принимает на себя определенные обязанности, установленные органом государственного управления физической культуры и спорта. Нормы права и спортивной этики по своему социальному содержанию тесно взаимосвязаны и являются мощным фактором правового воспитания.

 

 

Список использованной литературы:

1. Теория и методика физического воспитания, т. 1, 1967;История физической культуры и спорта,1975;Доклад Профессора, д.п.н. Лукьяненко В.П.

2. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов / А.В. Родионов - М.: Академический Проект, 2004

3. Тер-Ованесян А.Л. Педагогические основы физического воспитания. - М.,1978.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учебное пособие для студентов учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: