Нормативно-правовые акты подзаконного характера




Название

Мосина Анна,…..

Аннотация:

По англ.

Ключевые слова:

По англ.

Выполняя экономические и социально-политические функции и взаимодействуя с государством в лице уполномоченных на правотворчество органов, постоянно развивается, совершенствуется и претерпевает изменения. Это связано с различными задачами и целями, которые стоят перед ним в тот или иной момент. Право, как единая система правил поведения регулирует общественные отношения, различающиеся по объекту, содержанию, сущности, субъектному составу и другим критериям. Данная позиция предполагает деление системы права на отдельные отрасли и институты. Так, в недавнем прошлом при наличии объективной общественной и государственной потребности из гражданского права было выделено хозяйственное право.

В настоящее время очевидна необходимость выделения новой отрасли российского права – информационного права. Если просмотреть существующие нормы, регламентирующие некоторые правила поведения в информационной сфере, то они показывает, что противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационном пространстве затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства, а также адекватность применения соответствующих норм на практике. Общеизвестно, что информация издавна существует в обществе как средство общения, получения новых знаний, передачи этих знаний другим лицам, влияния на некоторые цепочки взаимосвязанных вещей. Экономисты рассматривают информацию как товар, объект рыночных отношений. Если обратиться к истории, то информация как товар начала развиваться еще в период возникновения общественного разделения труда. Разделение труда повлекло за собой и совершенствование путей обмена. По мере развития ремесленничества оно все больше испытывало потребность в специальном посреднике при обмене. Таким посредником в настоящее время может выступать, например, информационное агентство. Для нормальной реализации прав и свобод человека и гражданина необходима достоверная информация о происходящих процессах в жизни государства, которая смогла бы в той или иной мере помочь субъекту, нуждающемуся в информации.

Юридическая наука издавна подчеркивает необходимость основательной разработки данного вопроса как в традиционных, устоявшихся отраслях права, так и, особенно, в новых, само существование которых нередко нуждается в дополнительных обоснованиях и разъяснениях. Информационное право в этом отношении не является исключением.Надо сказать, что понятие «информационное право» выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрываться: 1) отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений; 2) наука — область правоведения, концентрирующая свое внимание на изучении информационного права;[1]Не для кого ни секрет, что информация существует в обществе как средство общения, получения новых данных, передачи этих данных другим лицам, влияния на некоторые цепочки взаимосвязанных вещей.

Определение предмета информационного права, как и любой другой отрасли, предполагает выявление определенной сферы общественных и иных явлений, институтов и других организационно-технологических упорядоченностей, которые она изучает. При определении предмета информационного права возникают некоторые трудности, поскольку невозможно разграничить сферу действия информационного права от смежных отраслей представляется довольно сложной процедурой. Ведь информация пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, все отношения, регулируемые той или иной отраслью права.[2]

Информационный ресурс - это такая организационная форма представления информации, основанная на концентрации, индивидуализации, как правило, документированной информации, которая наиболее ярко выявляет ее функциональное назначение. Например, вся совокупность нормативных правовых актов функционирует как правовой информационный ресурс и одновременно выполняет функцию регулятивного значения.

В ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" [3] термин "информатизация" определен как "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". Этот процесс охватывает большую сферу внимания права (преимущественно административного) в части управления вышеозначенными отношениями в области социальной, экономической, научно-технической и других формах творческой, производственной и управленческой деятельности.Нормы информационного права не всегда находятся в нормативных актах, которые с известной степенью условности можно отнести к так называемому информационному законодательству.

Нормы Конституции РФ, например, устанавливают ОСНОВНЫЕ положения информационного права. Так, п. 4 ст. 29 Конституции устанавливается право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. [4] Исходные правила информационного права содержатся также и в других нормах Конституции, например, ст. 24, которая гласит, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается и что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следует только отметить, что Конституция, являясь высшим по иерархической структуре нормативным документом, определяет действительно начальные, отправные положения информационного права, которым должны «подчиниться» другие источники этой отрасли.

Как и любая другая отрасль права, информационное право имеет не только свой предмет, но и свои методЫ, которые определяются предметом самого информационного права, Делятся методы на общие и частные. Деятельность по информации вообще и информационное право в частности тесно взаимодействуют с другими отраслями права, то к общим методам правового регулирования можно отнести такие как метод равноправия сторон, власти и подчинения, самоуправления, а также методы по регулированию деятельности участников информационного обмена (диспозитивный, императивный). Все методы, характерные для информационного права можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В информационном праве используются императивные методы:

1) повеления - метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия.

2) запрета - метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Метод запретов используется в первую очередь для обозначения деяний, представляющих собой информационные правонарушения.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В информационном праве используются диспозитивные методы:

1) дозволения - метод дозволения заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору.

2) согласования - метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними.

3) рекомендаций - метод рекомендаций заключается в указании законодателем предпочтительноймодели поведения участников информационных правоотношений. Метод рекомендаций широко используется, например при регулировании деятельности средств массовой информации.

4) поощрения - метод поощрения тесно примыкает к методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе.

Это говорит о том, что информационное право нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.[5]

Под информационной безопасностью предлагается понимать состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80, 84).[6]

Угрозами интересам государства в информационной сфере могут являться:

размывание единого правового пространства страны вследствие принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;

разрушение единого информационного пространства России;

вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации, российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи с внутреннего информационного рынка, противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;

м онополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;

блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;

закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам угроз относятся:деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков; обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

деятельность международных террористических организаций;

стремление ряда стран сократить использование русского языка как средства общения за пределами России;

К внутренним источникам угроз относятся:

Недостаточная экономическая мощь государства (критическое состояние отечественных отраслей промышленности; отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации);

неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

неблагоприятная криминогенная обстановка (тенденции сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере);

недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

недостаточная координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Охраняемые данные:

персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2)тайна следствия и судопроизводства;

служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФи федеральными законами;

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации.

Первым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что охране подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе)(ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона "О библиотечном деле").

Вторым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступомявляется ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.

Третьим обязательным признаком, при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита. При этом называются следующие цели защиты информации с ограниченным доступом:

• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации; •

Новые законы УК РФ, связанные с "преступлениями в сфере компьютерной информации"

Стоит обратить внимание на проблему с другой стороны, для кто хочет посмотреть на проблему безопасности с другой стороны, стоит обратить внимание что с 1997 года начали действовать новые статьи УК РФ, где, к сожалению, довольно расплывчато и нечетко описывается та возможная уголовная ответственность, которую могут нести граждане РФ за "преступления в сфере компьютерной информации" (Глава 28 УК РФ)

К числу наиболее значимых нормативных правовые актов в области обеспечения информационной безопасности относятся следующие законы и подзаконные акты.

Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые определяют правовые основы информационной безопасности: основные положения правового статуса субъектов информационных отношений, принципы информационной безопасности (законности, уважения прав, баланс интересов личности, общества и государства), конституционный статус государственных органов, обеспечивающих информационную безопасность и др.

Федеральный закон от 27.07.2006, г., № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (88)фиксирует базовые нормы для всей системы информационного законодательства, в т.ч. правового обеспечения информационной безопасности. Они определяют основные термины и их определения, принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст.3), классификацию информации по категориям доступа - общедоступную и ограниченного доступа (ст. 5), порядку ее предоставления или распространения (свободно распространяемую, обязательного предоставления или распространения, ограниченного распространения или запрещаемую для распространения вообще). Закон определяет базовые положения правового режима доступа к информации (ст.8) и его ограничения (ст.9), основные параметры правовых режимов распространения (ст.10) и документирования (ст.11) информации, информационных систем (ст.13), информационно-телекоммуникационных сетей (ст.15) и общие условия защиты информации (ст.16), информационных систем (ст.13) и использования информационных технологий, а также в общих чертах описывает ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» (87)закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральные законы от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (89, 90, 91) устанавливают правовые режимы информации ограниченного доступа, в том числе, сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.

Нормы названных законов на более конкретном уровне, чем норма ст.9 закона «Об информации» регулируют формирование условий правового режима доступа к сведениям конфиденциального характера, конкретизируют правовой статус субъектов отношений, возникающих по поводу тайн и персональных данных. Именно в названных законах содержатся основные запреты, ограничения и дозволения, которые составляют правовые основания для формулировок составов информационных правонарушений, направленных на интересы личности, общества и государства в области конфиденциальности информации.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (92).Нормы названного закона определяют правовой режим технологического обеспечения защиты информации в системе базовых законов информационного законодательства. В ст. 1 этого закона определена его цель - обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В законе сформулированы функции электронной цифровой подписи: удостоверяющая, защитная и устанавливающая.

КоАП РФ в главе 13 определяет административную ответственность за правонарушения в области связи и информации посвящена отдельная глава (ст. 13.1-13.24). В него включены еще более 90 статей, в которых определяется ответственность за совершение проступков информационного характера. Так, например, устанавливается ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39), за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5), за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53).

Нормативно-правовые акты подзаконного характера

Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»(93). В данном Указе устанавливается запрет подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена. В целях защиты информации государственные органы обязаны использовать только средства защиты информации, прошедшие сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получившие подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Выполнение данных требований Указа в полной мере должно обеспечить защиту информации, составляющей государственную тайну..

В Заключениеи можемсделать вывод, что систематизация нормативных актов, которая незаменима для любой правовой системы, касательно Российской Федерации постоянно необходима.

В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. Задействованы все отрасли права.

Бессчетное множество актов, которые в основном принимаются министерствами и их ведомствами, оказывает существенное влияние в сферах: налогообложения, банковской деятельности, международных операций в сфере. Причем многочисленные ведомственные документы находятся вне зоны досягаемости для органов организации управления. Огромное количество таких актов принимается совершенно бесконтрольно, и нередко случается так, что они могут противоречить друг другу.

 

 

 

Список источников и литературы:

1. Конституция https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: …..)ю

2. КоАП ст 13

3. Гражданский кодекс

4. Уголовный кодекс ст.272, 273, 274

5. О коммерческой тайне Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ.

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.

7. Об электронной подписи Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ.

8. Об электронной цифровой подписи Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ.

9. О техническом регулировании Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ.

10. О персональных данных Федеральный закон от 27 июля 2007 года № 152-ФЗ.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации, в части персональных данных.Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2016 года№ Пр-1895.

13. Информационное право: учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. — М.: Норма: Инфра-М, 2012. — 496 с

 


[1]Информационное право: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / Городов О.А. - М.: Проспект, 2016. - https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392196982.html

[2]https://uchebnik.online/informatsionnoe-pravo-nauka/predmet-informatsionnogo-prava.html И. Бачило «Информационное право»

[3] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016)

"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

[4]"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) ст. 24

[5] (https://lawtoday.ru/razdel/biblo/info-prav/024.php) методы информационного правового регулирования в РФ

[6] (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/c6952b5a450ecbd400a69c936207692e2af4c14d/) статья 80 конституции РФ

(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/17235ade1dd8189ebc41f6603dcea9c3378e6d5e/) статья 84 конституции РФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: