Занятие 3. Членимость и производность основ




Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.

Основа слова и словоформы

Литература

 

Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973, 2005.

Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1984. - С. 13 – 36; 45 – 50; 58 – 66.

Русская грамматика. - М., 1980 (или 1982). - Т. 1. - С. 123 – 132.

 

Вопросы

Ø Дайте определения терминам морфемика, морфема, морф, алломорф,

аффикс, префикс, суффикс, постфикс, флексия, нулевой аффикс, радиксоид.

Ø Расскажите о разнице между корневой и служебными морфемами.

Ø Какие морфемы русского языка называются формообразующими? Чем различаются словообразующие и формообразующие морфемы?

Ø Что такое нулевой аффикс? Как определить его наличие? Приведите примеры.

Ø По учебнику Е.А. Земской подготовьте сообщение на тему «Синхронный и диахронический подход к словообразованию» (Е.А. Земская. Современный русский язык. Словообразование. – М., 2005. – С. 5-11.)

 

Задания

Упражнение 1. Что такое морфема и морф? Какие морфы называются алломорфами и вариантами? Какими морфами (алломорфами и вариантами) могут быть представлены корень и аффиксы, вычленяемые в следующих словах:

Расстилаться, преграда, ловля, налаживать, мороженое, подвижный, услышать, трещать, прибрежный, пловец, загореться.

 

Упражнение 2. Распределите данные слова по группам: с материально выраженной флексией, с нулевой флексией, без флексии.

Армия, иней, луч, говорил, молиться, невежа, ваш, вуаль, салями, умен, революций, горячо, ущелье, нравы, умнее, соловей, линия, чулок, думая, лебяжий, речь, сладкоежек, собачий, кенгуру.

 

Упражнение 3. Распределите слова на две группы – «однокоренные слова» и «формы одного и того же слова».

А) Глубокий, глубже, глубина, глубокая, углубить, глубочайший, углубление, глубинный; носить, подносить, носил, носящий, носильщик, ношу, ношеный, носилки; река, речной, заречье, рекой, речка; вода, водянка, из воды, подводник, водопроводчик, водяной, воду, водичка, водовоз.

Б) Комната, комнатный, комнаты, комнат, комнатушка; строить, строитель, строят, строим, постройка, строение, строящийся; лист, листопад, листья, листовой; новый, новость, нового, обновить, новинка, новые.

Упражнение 4. Распределите слова на две группы – с формообразующими аффиксами и со словообразующими:

Братья, бег, быстрее, высший, пригород, сверхмодный, говорун, режущий, белизна, летящий, выбелить, сделать, ходил, подошел, строжайший, читая, перелистывать, великолепно, подоконник, пригородный, зелень, безответственный, быстрейший, певуче, жарче, сватья, летчик.

Упражнение 5. Определите грамматическую форму слова, выделите флексии, формообразующие аффиксы (если есть) и основу словоформы:

А) Защищает, нарисованный, увидели, унизивший, погружая, приклеенный, строящаяся, растертый, неутолимый, стеречь, нести, перемешан, выдерни, журча, отправлю.

Б) Собрание, собраться, аллея, почитаемый, кочующий, вымогая, ловля, зарубленные, выявляя, писали, ожерелий, земель, соболий, гений, сберечь, увядающий, луплю.

Упражнение 6. Среди данных слов выделите слова с нулевым словообразовательным суффиксом:

Хохот, зов, обыск, лов, листопад, темь, прыть, инженер, жена, супруга, подлиза, безносый, золотой, мелочь.

Упражнение 7. Установите, одинаковы ли по морфемному составу словоформы:

А) Ожерелий, синий, верблюжий, рабочий, отчий, гений, кий, рыбий, шалуний.

Б) Отцов, улов, дров, зов, слов, новь, геркулесов, голов, носков, коров, баранов.

В) Соло, весело, несло, мало, кресло, около, было, весло, светло, зло, назло, пугало.

Г) Весной, большой, второй, пой, твой, строй, душой.

Д) Воробей, голубей, лей, клей, статей, мышей, веселей, ночей, чей.


Занятие 2. Трудные случаи членения слова.

Морфемный анализ слова.

Синонимия и омонимия морфем.

Продуктивность и регулярность аффиксальных морфем

Литература

Земская Е. А. Современный русский язык. – М., 1973. - С. 208-216.

Потиха З. А. Современное русское словообразование. – М., 1970. – С. 57-66, с.125-141.

Шанский Н. М. Как разбирать слово по составу // В мире слов. – М., 1985. – С. 70-82.

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – С. 3-15.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т.1. – М., 1985. – С. 8-25.

Вопросы

Ø Прочитайте материал со с. 125-141 учебника «Современное русское словообразование» (автор – З.А. Потиха) и изучите вопрос о трудных случаях членения слова. Расскажите, в каких случаях чаще всего возникают трудности при морфемном членении?

Ø Изучите план морфемного анализа слова:

План морфемного анализа слов

1. Определите часть речи и форму разбираемого слова. Выделите флексию слова (если есть) и формообразующие суффиксы (если есть).

2. Выделите основу слова, которая равна словоформе без флексии и формообразующих аффиксов. Помните, что при наличии постфикса основа может быть прерывистой.

3. Если слово производно, используйте принцип двойного сопоставления:

А) подберите одноструктурные слова, т.е. слова, которые содержат те же аффиксы, что и данное слово (удиви тельн ый, восхити тельн ый, возмути тельн ый, совеща тельн ый, собира тельн ый и пр. – выделяется суффикс – тельн-; про давать, про бегать, про читать – выделяется префикс про -);

Б) подберите однокоренные слова с другими префиксами или без них, если сомневаетесь в выделении префикса (найти – есть префикс на-, поскольку существуют слова выйти, перейти, зайти).

4.сопоставьте разбираемое слово с однокоренными словами и выделите корень – наименьшую общую часть родственных слов – с учетом всех фонетических исторических чередований.

 

Ø Ознакомьтесь с литературой по теме «Синонимия и омонимия морфем» (см. З.А. Потиха, с.57-66).

Ø Изучите по предложенной литературе вопрос о продуктивности и регулярности аффиксальных морфем (Е.А. Земская, с.208-216; З.А. Потиха, с.71-78).

Задания

Упражнение 1. Разделите слова на морфемы, учитывая то, что слоговой принцип русской графики позволяет по-разному обозначать фонему <ј>. Для того чтобы не сделать ошибки в морфемном разборе, используйте при необходимости элементы фонематической транскрипции. Например: бел јо.

Доярка, устоять, завоевание, индиец, героический, запаять, воробьиный, боец, хозяин, притаиться, стулья, строение, лаять, струиться, змеиный.

Упражнение 2. Разделите слова на морфемы. Членение производите путем подбора одноструктурных и однокоренных слов:

А) Чтение, мудрец, выход, чашечка, утопить, по-русски, волчий, бездонный, раскормленный, получая, приоткрылась, вдвоем, предгорье, пропитанный, увлекаемый, причесан.

Б) Бедность, братья, зелень, закричать, бессильно, вонючий, вблизи, временный, крикливый, рассказывая, испуганный, песчаный, расположилась, сгоряча, побережье.

 

Упражнение 3. Сделайте полный морфемный анализ слов:

А) Приземление, несгибаемый, взбешенный, безрассудочность, заезженный, поправляя, прикормленный, младенчество, немыслимый, разбегаться, подписанный, толкайте, мелкооптовый, предыдущий, ослепительный, разбазаривание, легкорастворимый.

Б) Малопонятный, безупречный, наводнение, заинтересованность, грязеводолечебница, испытатель, обременительный, изготавливающий, взыскательный, избалованный, начетничество, искусствовед, переподготовка, укрупнять, принести, утверждение, жизнерадостность, упрощенный.

Упражнение 4. Выделите уменьшительные суффиксы в словах:

Марочка, вазочка, ленточка, розочка, линеечка, формочка, белочка, блюдечко, юбочка, палочка, клумбочка, ошибочка, дочка, полочка, челочка, веревочка, ванночка.

Упражнение 5. Определите, какое значение имеет приставка в каждом из перечисленных ниже глаголов:

· Указывает на ограниченность действия во времени;

· Указывает на начало действия;

· Указывает на конец действия, результативность;

· Указывает на действие, осуществляющееся в несколько ослабленной степени;

· Указывает на многократный характер действия.

Сгруппируйте глаголы по значению префиксов:

Поговорить, порезать, побежать, постирать, построить, поболеть, подарить, побаловаться, погубить, побегать, победить, покрасить, покраснеть, покатить, побить, погнаться, поблагодарить, полететь, побросать, побрызгать, поскакать, попривыкнуть, покусать, пообсохнуть, побеседовать, понабросать, полюбоваться, понаблюдать, почитать, поласкать.

Упражнение 6. Выделите суффиксы, определите их значение. Сгруппируйте слова с одинаковым значением суффиксов:

А) Танкист, фигурист, фельетонист, идеалист, пейзажист, каменистый, скалистый, плечистый, шелковистый, прерывистый, сернистый, сахаристый, заливистый, обрывистый, ухабистый, ершистый, размашистый, костистый, бархатистый.

Б) Глупец, морозец, братец, тамбовец, делец, румянец, комсомолец, резец, продавец, ирландец, красавец, багрянец, сюжетец, уралец, лжец.

В) Грузовик, глазник, арбузик, тупик, бантик, историк, передовик, старик, дошкольник, черновик, утренник, лобик, дождевик, пищевик, женатик, спальник, сатирик, заочник, томик, ножик.

Г) Стыковка, инсценировка, газировка, штормовка, зевака, прядка, эстонка, заправка, лакомка, пирамидка, прививка, массовка, морковка, шоколадка, доставка, выставка, зачетка, журналистка, облачко, казашка, завивка, зарисовка.

Д) Вешалка, сиделка, косилка, читалка, курилка, зубрилка, соковыжималка, зажигалка, раздевалка, копилка, гадалка, точилка.

Упражнение 7. Выделите суффиксы прилагательных, определите их значение. Укажите синонимичные морфемы:

Соломенный, соловьиный, Митины (игрушки), абрикосовый, черепичная, ветвистый, Далев (словарь), кудрявый, правдивый, пушкинский, кожаный, охотничьи, талантливый.

Упражнение 8. Придумайте примеры слов с омопрефиксами при -; омосуффиксами – ник.

 

Упражнение 9. Выделите в следующих словах словообразовательные форманты и охарактеризуйте словообразовательные аффиксы по признакам «продуктивность», «регулярность». Докажите это с помощью подбора одноструктурных слов:

А) Алогичный, антифашист, связист, косьба, жизнь, свекровь, хитрюга, праязык, несчастье; наилучший, бабушкин, грубоватый, земляной; говаривать, слесарничать, белеть, низвести; творчески, мило, ползком, вверх.

Б) Соавтор, боязнь, пригород, беспорядок, чтение, пловчиха, жатва, пасынок; капроновый, писклявый, небезызвестный, неглупый; возненавидеть, отпрыгнуть, воткнуть, преувеличивать; дважды, наугад, по-прежнему.

Упражнение 10. Выделите регулярные и уникальные аффиксы (унификсы) в следующих словах:

Четверг, жаровня, тихоня, метель, актриса, поэтесса, антивирусный, приморский, знахарь, добряк, перебежать, мачеха, отрезать, незабудка, тяжелый, словарь, звонок, раструбить, обжечь, прилечь, демонтаж, дезорганизация, сумрак, паводок, колыбель.


Занятие 3. Членимость и производность основ

Литература

Основная

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М., 1959. - С.419-442.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973. - С.44-48, 61-66.

Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1984. - С.60-66, 90-111.

Русская грамматика. - М., 1980 (или 1982). - Т.1. - С. 134 – 135 (§§ 195-197).

Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997 (Статьи «Мотивация словообразовательная», «Основа», «Словообразование»).

Дополнительная

Панов М.В.Степени членимости слова// Развитие современного русского языка. - М., 1972.

Панов М.В. Таблица степеней членимости // Русский язык и советское общество. Словообразование современного русского языка. - М., 1968. - С.214-219.

Янко-Триницкая Н.А. Членимость основы русского слова // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. - 1968. - Вып.6.

Рацибурская Л.В. Уникальные морфемы в современном русском языке // Русский язык в школе. - 1998. - №4.

Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. – М., 1981. - С. 5-20.

 

Вопросы

Ø Что такое основа слова? Какие типы основ выделяются? Приведите

примеры.

Ø Что такое формообразующие аффиксы? Назовите их. В какую основу они входят?

Ø Определите понятия «основа производящего слова» и «производящая основа». Есть ли разница? Приведите примеры.

Ø Определите понятие членимости основы. Расскажите о классификации М.В.Панова и Н.А.Янко-Триницкой. Какие критерии положены в основу классификации М.В.Панова степеней членимости основы?

Ø Определите понятия «свободный корень», «связанный корень», «радиксоид», «уни-радиксоид», «унификс». Приведите примеры слов, включающих эти виды морфем.

Ø Определите понятие «производность». Как оно соотносится с понятием членимости? Как производность соотносится с мотивированностью?

Ø Назовите признаки производного слова.

Ø Какие типы формально-смысловых отношений возможны между производной и производящей основами? Приведите примеры.

Ø Определите понятия «словообразовательная мотивация», «множественность мотивации», «омонимия словообразовательной структуры», «периферийная мотивация», «метафорическая мотивация». Приведите примеры этих явлений.

Ø Расскажите о понятии «словообразовательная структура», «производящая база» и «формант». Как соотносятся словообразовательная и морфемная структура?

 

Задания

Упражнение 1. Заполните таблицу словами по образцу:

 

слово Основа СИ Показатель СИ Основа ФО Показатель ФО Основа СО Показа-тель СО
по-бабьи - - - - -баб’j по-, -и
врач врач нулевое оконч. врач нулевое оконч. (ф.рода, числа, падежа) - -
умнее - - умн- -ее (ф.степ.сравн.) - -
влажный влажн- -ый - - - влажн -н-

 

По-домашнему, друг, друзья, успокоенный, доброта, горячо, сидеть, безделье, еще, важнее, олений, плавучий, вернулось.

 

Упражнение 2. Выделите словообразовательную основу в словах. В каком случае она совпадает с основой производящего слова, а в каком – нет?

Нежность, шоссейный, орловский, интриганский, агентство, жалко, жалость, жалюзийный, ребячество.

 

Упражнение 3. Определите степень членимости следующих слов:

Конгрессмен, перебежчик, снегурочка, подземелье, ветчина, казачество, поэтесса, ежевика, курносый, пародист, свинина, трусиха, заводила, клоунада, говядина, новь, привычный.

 

Упражнение 4. В следующих словах выделите корень, определите свободный он или связанный. Укажите слова с уникальными корнями (унирадиксоидами):

Припасы, шитье, прыжок, хулиган, интриган, великан, мечтатель, игрун, дирижер, утюжка, запрягать, любовь, злыдень, поручни, бычий, делегат, адресат, заочный, отворить, прибавка.

 

Упражнение 5. Дайте следующую характеристику основам слов: членимая/нечленимая, производная/непроизводная.

Вежливый, пастух, корица, озеленить, зритель, любовь, бахвалиться, ширь, голубика, брусника, стеклярус, лавка, праотец, задира, безволосый, репортаж, илистый, тонкий, стекленеть, сестрин, Зауралье, крик, кухня, привычка, вход, студенчество, напрягать, принять, юность, юный, умилительный, смотрибельный.

Упражнение 6. Подберите к приведенным ниже словам производящее (мотивирующее). Раскройте значение производного слова с помощью производящего. Составьте словообразовательную пару. Отметьте случаи расхождения формальной и семантической мотивации. Выделите случаи неединственной мотивации:

Безвкусица, болтунья, кляузничать, всмотреться, извинение, переписка, посещаемость, неразбериха, несамостоятельность, обморозиться, принарядиться.

 

Упражнение 7. Определите виды формально-смысловых отношений между следующими словами:

Деревня – деревенский, желтый – желтизна, хулиган – хулиганить, лирика – лирик, художник – художница, свежий – свежо, репетировать – репетиция, зеленый – зелень, ультрафиолетовый – ультрафиолет (разг.), больной (сущ.) – больная.

 

Упражнение 8. Выполните самостоятельную работу по вариантам и сдайте на проверку (варианты будут выданы преподавателем).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: