по написанию и оформлению курсовой работы




 

для студентов дневного и заочного отделения,

направление подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриат)

профиль финансовый менеджмент

 

 

Казань 2015

 

Методические рекомендации подготовлены:

 

Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Подгорная А.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Грудина С.И., кандидат экономических наук, ассистент кафедры финансового менеджмента Авдонина С.Г.

 

Научный редактор: доктор экономических наук, профессор И.А.Киршин

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Пачкова О.В.

 

 

Методические рекомендации содержат информацию, необходимую студенту для успешного выполнения курсовых работ. Рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриат), профиль «Финансовый менеджмент». В пособии рассматриваются цель, задачи выполнения курсовой работы, требования к ее структуре и содержанию, рекомендации по составлению списка использованных источников, а также правила по оформлению работы в соответствии с требованием ФГОС 3+. Рассматриваются вопросы выбора темы курсовой работы, работы с научным руководителем, требования к структуре, оформлению и объему курсовой работы. Даются рекомендации по защите курсовой работы.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
1.1 Общие положения  
1.2 Выбор темы курсовой работы  
1.3 Руководство курсовой работой  
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
2.1 Требования к объему и структуре курсовой работы  
2.2 Требования к содержанию курсовой работы  
2.3 Язык и стиль курсовой работы  
ГЛАВА 3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
3.1 Оформление текста курсовой работы  
3.2 Правила оформления ссылок и списка использованной литературы  
3.3 Правила и примеры оформления иллюстрационного материала  
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
4.1 Порядок прохождения защиты курсовой работы  
4.2 Рекомендации по подготовке доклада при защите курсовой работы  
4.3 Требования к презентации и раздаточному материалу при защите курсовой работы  
Приложения  

 


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1. Общие положения

Курсовая работа - вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и специальных дисциплин и выработку соответствующих профессиональных компетенций. Она является одной из важнейших форм учебного процесса и выполняется в соответствии с учебными планами. Курсовая работа должна иметь творческую направленность, сочетать теоретическую и практическую подготовку.

Задачи курсовой работы:

- выработать профессиональные компетенции;

- закрепить, углубить и расширить теоретические знания;

- овладеть навыками самостоятельной работы;

- выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

- выработать умение публичной защиты исследовательской работы;

- подготовиться к более сложной задаче - выполнению выпускной квалификационной работы.

В процессе написания курсовой работы студент должен проявить следующие компетенции:

а) общекультурные компетенции:

- способностью к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

б) общепрофессиональные компетенции:

- владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

- способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

- способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

- владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем (ОПК-5);

- владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7).

в) профессиональные компетенции:

- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры ( ПК-1 );

- владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);

- способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6);

информационно-аналитическая деятельность:

- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-7);

- владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-8);

- умением анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании (ПК-11);

- владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов (ПК-12);

предпринимательская:

- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес - модели (ПК-13);

- владением навыками бизнес - планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-14).

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением.

Для повышения практической ценности курсовой работы она выполняется на примере конкретной организации.

Требования к организации, изучаемой в работе:

1. Срок существования не менее трех лет;

2. Обязательное предоставление баланса и отчета о финансовых результатах предприятия с печатями и подписями руководителей (или с указанием официального сайта предприятия при скачивании с него баланса).

Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению учебных курсов, открытию студентам широких возможностей для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности, приобретению навыков в области решения практических задач и ситуаций. Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также практическом материале предприятия (объединения, организации), экспериментальных и статистических данных.

При написании курсовой работы студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, строго выполнить правила оформления, показать умение делать обобщения и выводы. В отличие от аудиторных занятий в академических группах, написание курсовых работ индивидуализировано и выполняется под научным руководством преподавателя.

Требования, предъявляемые к курсовой работе можно объединить в три группы: требования к структуре (плану работы), требования к содержанию (основной части), требования к оформлению.

1.2. Выбор темы курсовой работы

Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывает и утверждает кафедра финансового менеджмента, ответственная за подготовку студентов по направлению «Финансовый менеджмент» в соответствии с учебными планами. Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического обучения, быть увязанной с задачами теории и практики направления финансовый менеджмент.

Курсовая работа – это студенческое научное исследование. Ее назначение в том, чтобы выяснить, насколько студент овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Выбор темы – свободный для студента, однако ограничивается число студентов выбравших одну и ту же тему (не более 2 человек в группе, не более 3-5 человек в потоке). Исключение составляют темы, которые раскрываются на примере разных предприятий. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Так как курсовая работа - это самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния экономической науки.

В идеале тема первой курсовой работы должна исследоваться в дальнейшем, в последующие годы обучения, трансформируясь и находя свое полное раскрытие на выпускной квалификационной работе. Конечно, такое бывает не всегда. В этом смысле у студента тоже есть свобода выбора – в процессе обучения могут измениться научные интересы. Но следует иметь в виду, что свободного времени для написания курсовых работ будет не так уж много и, если к четвертому курсу не накоплен определенный научный задел, то это усложнит подготовку качественной итоговой выпускной квалификационной (дипломной) работы в установленные сроки.

Тема курсовой работы может быть выбрана студентом из списка, утвержденного, кафедрой или определена самостоятельно, исходя из научных интересов студента, при обязательном согласовании с научным руководителем. Окончательный выбор темы рекомендуется делать после консультации с научным руководителем. Возможна конкретизация темы, а также формулировка новой темы, отвечающая взаимным интересам студента и научного руководителя. Темы курсовых работ, а также научные руководители утверждаются заведующим кафедрой.

Для того чтобы выбор темы был сделан неслучайно и осознанно, студенту целесообразно изучить соответствующую тему по учебнику или учебному пособию, нормативно-правовым документам, рекомендуемым к данным разделам учебных дисциплин. Эта предварительная работа поможет студенту лучше представить себе содержание, объем и основные вопросы избираемой темы.

Тема должна быть выражена, возможно, меньшим набором слов, адекватно выражающим содержание курсовой работы. Тема - основной вопрос и основной результат работы. Название курсовой работы должно быть ясным по форме, т.е. не содержать неудобочитаемых фраз и словосочетаний известных немногим. Название должно содержать ключевые слова, которые характеризуют суть исследования. Оно должно быть конкретным. Важно при формулировке темы работы соблюсти такое требование, как наличие проблемных элементов, т.е. проблемы. Название должно быть компактным и корректным с литературной точки зрения.

Сформулировать тему - это, значит, найти научную проблему, подлежащую разработке. Очень краткие названия научных работ свидетельствуют о том, что исследование произведено с исчерпывающей полнотой. В курсовых работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным.

1.3. Руководство курсовой работой

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы. Выполнение курсовой работы предполагает взаимодействие студента с научным руководителем. Руководство начинается с обсуждения выбранной темы и продолжается в форме консультаций. Консультации по вопросам выполнения курсовых работ проводятся преподавателями в соответствии с расписанием консультаций.

Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования (структуру работы), сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель. Как показывает опыт, студенты, выполняющие работу самостоятельно, без консультаций с научным руководителем, допускают существенные погрешности в содержании и оформлении работы и не могут рассчитывать на высокую оценку.

Роль научного руководителя проявляется в следующем:

1. Помощь в выборе темы, составлении плана работы.

2. Рекомендации в подборе научных источников.

3. Рекомендации в выборе методов исследования.

4. Рецензирование работы (или ее разделов), указание на имеющиеся сильные и слабые стороны, рекомендации по устранению недостатков.

5. Составление заключительного отзыва по курсовой работе, обоснование рекомендуемой оценки.

Научный руководитель не является автором или соавтором курсовой работы, его функции являются консультативными. Студент вправе прислушаться к рекомендациям научного руководителя или отклонить их. Но в любом случае ответственность за качество выполненной работы несет студент.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, где они работают или проходят практику. Студенты дневного обучения могут использовать материалы, собранные в период практики. Написанная курсовая работа сдается научному руководителю для оценки не позднее, чем за неделю до даты защиты, который дает письменное заключение по работе - отзыв.

После проверки научным руководителем курсовая работа должна быть сброшюрована, с приложением отзыва научного руководителя и подписанного электронного носителя с текстом курсовой работы (записана на диск).


ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1. Требования к объему и структуре курсовой работы

Объем курсовой работы, в зависимости от курса составляет в среднем не более 50 страниц машинописного текста с учетом списка использованной литературы, не включая приложений:

- на втором курсе – 40-45 страниц;

- на третьем курсе – 45-50 страниц.

Из этого объема около 5 % обычно занимает введение и 5-10 % заключение. Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел переработать нужный материал, отобрать главное и существенное.

Выбрав тему, определив основные проблемы исследования, студент приступает к составлению плана, который должен раскрыть содержание работы. Как правило, курсовая работа состоит из 2-3 глав, в каждой из которых имеется 2-4 параграфа, глава не может состоять из одного параграфа, объем параграфов должен быть примерно одинаков. При необходимости и по согласованию с научным руководителем количество глав и параграфов может быть изменено. При формулировке заголовков глав и параграфов следует следить за тем, чтобы обеспечивалось не только раскрытие темы, но и прослеживалась взаимосвязь и логическая преемственность отдельных частей работы.

Вне зависимости от года обучения студента, тематика исследования должна строиться согласно существующим канонам и иметь следующую структуру: развернутый план - оглавление, введение, основную часть (состоящую из нескольких параграфов или двух глав, разбитых на параграфы), заключение, список использованных источников и приложения.

Структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы.

Типовая структура курсовой работы

Титульный лист

Оглавление с указанием страниц

Введение

Основная часть. Должна быть разделена на главы, которые в свою очередь разбиваются на параграфы, у каждого раздела, должно быть, содержательное название. Названия параграфов должны раскрывать название главы.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Бланк проверки в системе «Антиплагиат»

Независимо от избранной темы она должна включать:

Глава 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы.

Глава 2. Анализ изучаемой проблемы в конкретной организации и предложения по решению проблем.

2.2. Требования к содержанию курсовой работы

Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. План является наиболее краткой и поэтому самой доступной и распространенной формой записи содержания работы. Он представляет перечень основных вопросов, рассматриваемых, в исследовании и может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Правильно составленный план позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

При составлении плана рекомендуется ознакомиться с научными источниками. На этапе предварительного знакомства с источниками лучше вести работу в следующей последовательности:

1. Учебники и учебные пособия по выбранной тематике;

2. Монографии, диссертации;

3. Статьи в ведущих профильных журналах за последние 2-3 года[1];

Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Изучение этих источников позволит студенту получить представление об основных подходах, направлениях исследования в выбранной теме, конкретизировать содержание будущей работы. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению отчетности, нормативных документов. Дальнейшее ознакомление с литературой должно строиться с привлечением более ранних статей периодической печати, статистических сборников, нормативно-правовых источников, материалов сети Интернет.

Список просмотренных при подготовке плана литературных источников следует представить руководителю вместе с планом работы. Согласование рабочего плана осуществляется на консультации у научного руководителя.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам. Нумерация на титульном листе не ставится. Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1.

Оглавление помещается после титульного листа. Оно выполняет две функции – дает представление о структуре работы, а также помогает быстро найти нужную главу, параграф. В нем приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Названия глав и параграфов в оглавлении перечисляется в той же последовательности и в тех же формулировках, как и в тексте работы. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками нельзя.

Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, разработанность проблемы, объект, предмет, цель и поставленные задачи исследования.

Обоснование актуальности темы исследования не должно быть многословным. Основная задача – сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узко-научном смысле, т.е. о сложившейся в определенной научной области необходимости именно сейчас разработать данную тему. Возможно там, где это уместно, подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального опыта и экономической практики, обосновать ее с точки зрения накопившихся социально-экономических проблем.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести название основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить или оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем, следует показать, что еще осталось неразработанного в ней, чтобы было понятно, с какой целью лично вы за нее беретесь.

Формулировка цели и задач работы должна быть по возможности четкой и краткой. Их назначение - определить стратегию и тактику написания работы. В процессе определения цели и задач исследования осуществляется конкретизация темы курсовой работы. Цель курсовой работы, которая является научно-исследовательской, ставится для того, чтобы информировать, какого рода основные результаты будут излагаться, и обосновываться в данной работе, показать логику изложения материала. Цель разбивается на пять-шесть задач, которые определяют основные содержательные разделы работы и имеют более конкретный характер. Безусловными требованиями к курсовой работе является соответствие ее содержания сформулированной цели и выполнение поставленных задач.

Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Слишком малое и слишком большое количество глав и параграфов в работе свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно, и аргументировано, с использованием научной лексики, в соответствии с нормами русского литературного языка и научного стиля изложения.

Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным главам основной части работы.

Первая глава должна быть посвящена изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В одном из параграфов первой главы допускается рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта, а также специфики изучаемого процесса (явления) в конкретных условиях места и времени (например, методы оценки вероятности банкротства; оценка конкурентоспособности в современных условиях и др.). В конце каждого параграфа и/или главы необходимо делать выводы. Они не просто подводят промежуточные итоги работы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами позволяет «перекинуть мостик» к новому параграфу и придать работе необходимую целостность и связность.

Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:

- глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы;

- анализ существующих методик и подходов к рассматриваемым вопросам;

- группировка и обобщение рассмотренных подходов;

- соответствие структуры и содержания главы теме и цели работы;

- наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

Вторая глава курсовой работы является аналитической.

Материалы для написания данной главы должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы провести диагностику анализируемой ситуации, выявить недостатки в сфере управления, вскрыть резервы и наметить пути их реализации. В процессе анализа следует избегать сведений, не относящихся к решению поставленных задач проекта.

В обязательном порядке должен быть предоставлен баланс предприятия, на основе которого проводится анализ хозяйственной деятельности (баланс и отчет о финансовых результатах выносятся в приложение к курсовой работе).

В целом основные рекомендации могут быть следующие.

В первом параграфе второй главы дается краткая организационно-экономическая характеристика предприятия, группы предприятий либо отрасли экономики, на базе которых проводится исследование. В данном разделе должна быть приведена краткая историческая справка об организации, виды деятельности, ее рыночное позиционирование, сильные и слабые стороны и перспективы развития.

Если тема исследования непосредственно не связана с финансовым анализом предприятия, то в этом параграфе необходимо дать общую оценку деятельности исследуемого предприятия (группы предприятий) за три последних года.

Если работа исследования непосредственно связана с анализом финансового состояния, то в этом параграфе большее внимание уделить оценке внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность организации (группы компаний). Сам же анализ будет представлен во втором параграфе данной главы.

В обязательном порядке должны быть предоставлены баланс предприятия и отчет о финансовых результатах, на основе которых проводится анализ хозяйственной деятельности (баланс и другие формы финансовой отчетности выносятся в приложение).

Во втором параграфе проводится углубленный анализ той проблемы, которая была выбрана в качестве темы курсовой работы. Проведение углубленного анализа предполагает построение взаимосвязанных аналитических таблиц, детализированный анализ составляющих элементов рассматриваемой проблемы, а также факторный анализ изменения показателей финансового состояния.

Цель данного анализа – детальная оценка существующего состояния исследуемой задачи и условий, влияющих на динамику показателей, позволяющая выявить проблемы, которые необходимо решить.

В процессе анализа используются различные методы и приемы: коэффициентный, факторный, структурный и т.д. При этом необходимо четко выделять причины, обусловливающие существующую ситуацию.

Информационной базой для проведения такого анализа служат данные финансовой отчетности, аналитические данные бухгалтерского и управленческого учета, позволяющие проанализировать ситуацию в разрезе каждого составляющего элемента.

Логика изложения может быть следующей:

1. Характеристика общего состояния исследуемой ситуации;

2. Оценка общей направленности анализируемой ситуации;

3. Проведение структурного анализа;

4. Выявление проблем в процессе анализа;

5. Составление аналитического заключения по результатам анализа.

В третьем параграфе второй главы определяются факторы, отрицательно повлиявшие на выявленные проблемы, и определяются резервы, которые организация может использовать для принятия эффективного управленческого решения по устранению этих факторов.

Анализ факторов, воздействующих на исследуемую ситуацию и, следовательно, влияющих на финансовое состояние организации, можно проводить по следующим направлениям:

- существенные и несущественные применительно к исследуемой проблеме;

- постоянные и временные;

- общие и специфические;

- экстенсивные и интенсивные;

- возможность их количественной оценки;

- внешние и внутренние.

В четвертом параграфена основе проведенного анализа во второй главе и выявленных проблем рассматриваются рекомендации и обосновываются мероприятия по их решению.

Важным разделом в данном параграфе является поиск резервов, направленных на устранение выявленных отрицательных факторов и их причин.

Выполненная на высоком уровне вторая глава должна обладать следующими признаками:

- Достаточно полная характеристика организации, выявление ее черт, значимых с точки зрения предмета исследования.

- Наличие грамотно составленной аналитической части исследования.

- Анализ полученных результатов, наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

- Обоснованность предлагаемых рекомендаций (3-4 курс).

Таким образом, в основной части курсовой работы подробно рассматривается методика, техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, а также показать, умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал.

Таблица 1

Пример анализа основных финансовых коэффициентов ОАО «ХХХ»

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Коэффициент текущей ликвидности Норматив: от 1 до 2 0,81 1,21 1,42
Коэффициент автономии Норматив: ≥ 0,5 0,28 0,40 0,37
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Среднеотраслевое значение: 1,5 0,72 0,98 0,91
Коэффициент рентабельности активов Среднеотраслевое значение: 10% 1,23% 7,74% 1,50%

 

Коэффициент текущей ликвидности в течение двух последних анализируемых периодов выше нижнего нормативного значения, и имеет непрерывную тенденцию к увеличению, так если на начало рассматриваемого периода на 1 рубль краткосрочных пассивов приходится 0,81 руб. оборотных средств, то на конец периода это значение равно 1,42. Поэтому следует отметить, что на настоящий момент (2014 г.) текущих активов достаточно для погашения всех текущих обязательств.

Коэффициент автономии в течение всех рассматриваемых периодов ниже нормативного значения. Это свидетельствует о том, что собственный капитал ОАО «ХХХ» ниже суммы заемного капитала, и не достаточен для создания необходимой финансовой устойчивости. При этом на ОАО «XXX» тенденция изменения данного коэффициента в целом благоприятная и ведет к повышению независимости от внешних инвесторов.

Анализ коэффициента оборачиваемости оборотных активов показывает, что, несмотря на общую благоприятную тенденцию увеличения этого коэффициента, он в течение всех анализируемых периодов не превышает значение 0,98. Это свидетельствует о том, что полный кругооборот оборотных активов происходит за срок более 1 года. Учитывая, что среднеотраслевые значения коэффициента оборачиваемости оборотных активов в период 2012 г. по 2014 год близки к 1,5, можно заключить, что все значения коэффициента являются не удовлетворительными и свидетельствуют о не эффективном управлении оборачиваемостью оборотных активов на предприятии.

Анализ коэффициента рентабельности активов показывает, что его состояние в динамике лет в целом улуч­шилось, так в 2012 г. предприятие на рубль своих активов получало 0,0123 рублей чистой прибыли, а в 2014 г. на 1 рубль вложенных средств приходилось 0,015 рублей чистой прибыли. При этом в 2012 году наблюдалось значение близкое к среднеотраслевому значению: 7,74%. Таким образом, предприятие эффективно использует свои активы, но оно еще не достигло, приемлемого уровня управления ими.

Заключению отводится роль логического завершения работы, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Заключительная часть должна представлять собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

В список использованных источников включают использованные в работе источники и в обязательном порядке те работы, на которые были сделаны ссылки. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.

Приложения. В нихпомещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Обычно это таблицы и графики, занимающие более две трети страницы. По содержанию приложения очень разнообразны. Это могут быть копии бухгалтерской отчетности и других подлинных документов, анкета проведенного автором обследования, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Например: «Приложение 1». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри». Оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки.

Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов.

В приложения могут быть включены:

- таблицы и графики, содержащие исходные и вспомогательные цифровые данные;

- математические расчеты, формулы;

- схемы, рисунки;

- балансы предприятия, используемые для анализа хозяйственной деятельности;

- инструкции, методики, разработанные или использованные в процессе выполнения работы;

- анкеты, тесты;

- иллюстрации вспомогательного характера и др.

 

2.3. Язык и стиль изложения курсовой работы

Языково-стилистические особенности курсовой работы позволяют говорить о культуре его автора. Язык и стиль курсовой работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Средством выражения логических связей являются слова и словосочетания, указывающие:

- на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; итак и др.);

- противоречивые отношения (однако; между тем; в то время как; тем не менее и др.);

- причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; кроме того; к тому же и др.);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, остановимся на…; рассмотрев, перейдем к… и др.);

- итог, вывод (таким образом; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог; следует сказать и др.)

Читатель работы сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказате



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: