Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений




Введение

коммерческий банк налогообложение обязательство

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Банковская система является одним из важнейших звеньев структуры рыночной экономики, способствующим активному становлению и развитию государства. Коммерческие банки - неотъемлемая часть финансового сектора, основная функция которых заключается в перераспределении капиталов, повышающем общую эффективность производства в стране. Осуществляя свою специфическую деятельность (привлечение вкладов, размещение средств в кредиты, обслуживание счетов, операции с ценными бумагами), кредитные организации, в частности, банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на прибыль, имущество, добавленную стоимость и т. д.).

Однако налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской работы. Эти особенности отражаются на таких элементах процесса налогообложения, как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.

Недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса, а также непрерывные изменения в области законодательства подчеркивают актуальность выбранной темы квалификационной работы.

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения (на примере коммерческого банка ОАО «Балтийский Банк»).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;

охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;

рассчитать основные налоги, перечисляемые банком в федеральный, региональный и местный бюджеты;

рассмотреть проблемы совершенствования налогообложения коммерческих банков;

определить основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности.

Предметом исследования является - налогообложения коммерческих банков и проблемы его совершенствования.

Объектом исследования является ОАО «Балтийский Банк».

ОАО «Балтийский Банк» - универсальный банк, оказывающий широкий спектр услуг для корпоративных и частных клиентов.

Методологической и теоретической базой данного исследования являются законодательные и нормативные акты, данные консолидированной финансовой отчетности, бухгалтерского баланса и сведений для акционеров выбранной организации, публикации российской финансовой и экономической прессы, электронные ресурсы по выбранной тематике, материалы семинаров, учебные пособия, а также результаты исследований.

Информационную основу работы составили отчеты о прибылях и убытках ОАО «Балтийский Банк», сводные оборотные ведомости, годовой баланс и прочая отчетность банка.

 


Налогообложение кредитных организаций в РФ

Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений

Отношения, возникающие между государством в лице его органов законодательной и исполнительной власти и налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов на территории данного государства, а также в процессе осуществления государством налогового контроля, обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц этих органов, являются налоговыми отношениями.

Лиц, являющихся участниками налоговых отношений, можно подразделить на две основные группы:

. Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, которое вводит те или иные налоги и сборы, взимает их и контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджеты различных уровней.

. Хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, которые обязаны в силу закона правильно исчислять и своевременно перечислять налоги и сборы в соответствующие бюджеты [10, c. 5].

Банк как участник налоговых отношений относится ко второй группе.

Банк - особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли. Основным назначением банков является посредничество в платежах и в кредите [8, c. 6].

Статья 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дает следующее определение: «банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» [3].

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) под банком понимает коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики безналичные расчеты между хозяйственными субъектами, т. е. участниками налоговых отношений II группы, осуществляются с помощью открытых ими в банках счетов.

Функция посредничества банков в кредите обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, привлекая денежные средства населения и аккумулируя свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, являющихся участниками налоговых отношений II группы, но и обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны.

Именно этим обусловлено повышенное внимание государства к банковской системе при проведении им своей финансовой, бюджетной и налоговой политики.

Коммерческий банк является особым кредитным институтом, который специализируется на накоплении денежных средств и размещении их от своего имени с целью получения прибыли. Банковский сектор занимает важное место в системе государственного регулирования экономики. Кредитные организации являются одними из крупных налогоплательщиков, поэтому государство уделяет большое внимание этому вопросу.

Система налогообложения коммерческих банков обеспечивает устойчивость и стабильность функционирования банковской системы и отражает влияние налогообложения коммерческих банков на обеспечение экономического развития страны. Банки являются частью единого экономического механизма, важнейшим сектором экономики, эффективное развитие которых положительно сказывается на экономике.

В налоговой системе банки выполняют тройную роль. С одной стороны, они являются самостоятельными плательщиками налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты государства. Также они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, потому что осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства. С третьей стороны, они являются налоговыми агентами, осуществляя удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет.

От своевременности и ответственности банка как посредника зависит пополнение бюджета государства. Также на банки возлагаются функции по осуществлению валютного и налогового контроля. Банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента.

Формирование налоговой политики и механизма налогообложения происходит под влиянием многих факторов. Анализ налогового потенциала банков представляется важным с позиции последующего обоснования методологических подходов к налогообложению данных организаций, а также совершенствования действующей системы налогообложения. Для анализа понятия «налоговый потенциал банка» представляется необходимым рассмотрение различных подходов к определению данного термина. Важно отметить, что отсутствует определение понятия «налоговый потенциал» и на законодательном уровне. Сам термин встречается в различных нормативно-правовых документах и даже в Бюджетном кодексе РФ, однако ни один из документов не дает точного определения налогового потенциала. Бюджетный кодекс РФ приравнивает налоговый потенциал к налоговой базе.

Под налоговым потенциалом следует понимать максимально возможный объем налоговых поступлений, который может быть собран на территории региона за определенный период времени в рамках действующего законодательства при оптимальном использовании финансовых, природных, производственных и демографических ресурсов региона, а также с учетом проводимой региональной налоговой политики. В предложенном определении приведен перечень факторов, лежащих в основе налогового потенциала региона.

Важной составной частью исследования содержания налогового потенциала банка является изучение факторов, влияющих на его уровень и развитие.

На формирование структуры налогового потенциала коммерческих банков оказывает влияние комплекс факторов.

Их примерный состав можно представить следующим образом:

. политические факторы;

. экономические факторы

Экономические факторы можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся: налоговая политика, уровень развития экономики, уровень деловой активности, отраслевая структура экономики, инвестиционный климат.

К внешним факторам следует отнести:

1. объем внешнеэкономической деятельности России: объем экспорта (импорта) и их товарную структуру, уровень цен на мировых товарных рынках и др.;

. финансово-банковские факторы;

. административные или факторы налогового администрирования. К данному виду факторов можно отнести степень эффективности налогового контроля;

. социальные факторы;

. информационно-технологические факторы.

Влияние каждого из них на налоговый потенциал отдельно взятой кредитной организации является косвенным, поскольку фактор как таковой отражает суть механизма государственного экономического регулирования на уровне государства и глобальные изменения в мировой экономике. Поэтому эти факторы классифицированы как внешние.

На налоговый потенциал банков оказывают влияние главным образом внутренние факторы, которые формируются как результат общего управления коммерческого банка, с одной стороны, и как сложившейся механизм реализации его налогового менеджмента - с другой. Внутренние факторы, формируемые как результат организации управления коммерческого банка, можно подразделить на две группы:

1. факторы, определяемые структурой коммерческого банка;

. факторы, определяемые видами деятельности и спецификой банковских продуктов [14, с. 63].

Целью налогового потенциала банка является минимизация налоговых рисков.

Достичь этого можно, опираясь на принцип эффективного развития налоговой базы при оптимальном налогообложении.

Налогообложение коммерческого банка занимает важное место в проведении финансовой политики государства, которое призвано обеспечить:

1. Фискальную политику, которая заключается в накоплении финансовых ресурсов на разных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

. Взаимоотношения предприятий с бюджетом.

. Защиту интересов предприятия и покупателей в условиях рыночной экономики [11, c. 223].

Таким образом, особая роль коммерческих банков как участников налоговых правоотношений заключается в том, что налоговое законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.

Банки являются непростыми участниками налоговых правоотношений, которым принадлежит особая роль в финансово-кредитной сфере и экономической системе страны. Посредническая миссия банков в экономической системе позволяет налоговым органам в установленном порядке использовать банковскую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, принуждения налогоплательщика выполнять свои обязательства перед государством и его бюджетной системой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: