Структура специального образования




Общеобразовательная система в общем

Обязательное школьное обучение в общеобразовательных школах составляет в Германии девять или десять лет обучения (в зависимости от федеративной земли). После этого имеется еще обязательное профессиональное обучение для тех, кто не посещает углубляющие общеобразовательные школы, как правило, до 18 лет. Вначале дети посещают основную школу (Grundschule). В конце 4-го или 6-го класса (в зависимости от федеративной земли) они переходят либо в основную школу (Нauptschule), в реальное училище (Realschule), в гимназию (Gymnasium) или в интегрированную школу (Gesamtschule), которая объединяет все три вида школ под одной крышей, в нее могут входить также специальная школа или специальные классы. Интегрированные школы имеют в федеративных землях различное распространение.

_____________________________________________________________________________

История развития специального образования

После второй мировой войны в Западной Германии были недостаточно развиты взаимосвязи между лечебной (специальной) педагогикой, общей педагогикой и медициной (W. Jantzen, 1992). Причиной этого являлось то, что во время нацистского режима большинство прогрессивных медиков, психологов и педагогов иммигрировали или лишились своей работы.

После 1945 года открывались, в основном, учреждения, ориентированные на конкретный вид нарушений, вследствие чего была сформирована очень дифференцированная система специального образования.

В конце 60-х годов возникает принципиально новая ориентация как как в теоретических, так и практических аспектах специальной педагогики. В ходе широкой дискуссии о необходимости реформы общей системы образования в Западной Германии сформировалось новое представление об инвалидности и отклонениях, в частности, об отклонениях в бучении и умственной отсталости.

Благодаря возросшей роли социокультурных и социоэкономических факторов в стране, большинство ученых в области воспитания и образования того времени считали возможным расширить права родителей детей с отклонениями в обучении и умственной отсталостью на выбор образовательного учреждения.

В 1973 году был опубликован доклад комиссии “Заключение по результатам исследования системы образования”, в котором в главе “Помощь детям с отклонениями в развитии и умственной отсталостью” указывается на необходимость всеобщей ответственности за судьбу этих детей: и на необходимость соблюдения их права на человеческое достоинство и равноправие в получении образования. 1973 год для Западной Германии является своеобразной вехой в образовательной политике страны, направленной на интенсивное исследование многообразных факторов, ведущих к отклонениям в развитии, как физическом, так и интеллектуальном, а также на разработку различных аспектов педагогики содействия, учитывающей особые нужды этих детей. Этот путь в конце 80-х годов привел к созданию принципиально новых положений в теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии в Федеративной Республике Германия (О. Speck, 1987).

_____________________________________________________________________________

Структура специального образования

В 1986 году специальным образованием в Германии было охвачено 261464 учащихся. По данным разных авторов, численность учащихся в специальном образовании различается.. Райнер Винкель дал реальную оценку количества детей с проблемами в развитии, обучающихся в школах ФРГ с 1980 года. Он считает, что ежегодно число детей, требующих специального обучения, составляет примерно 7%. Среди них он выделяет следующие категории учащихся с отклонениями в развитии:

 

Виды категорий учащихся с отклонениями в развитии Численность, %
- с трудностями в обучении - с нарушениями речи - с нарушениями поведения - умственно отсталые - с двигательными нарушениями - слабослышащие - слабовидящие - глухие - слепые 2.5 2.0 1.0 0.6 0.3 0.3 0.3 0.05 0.012
Итого: 7.062

 

Согласно “Пятой инструкции об исполнении закона о единой социалистической системе образования - специальной школе” (от 09.02.1984) в структуре специального образования ГДР выделялись: - вспомогательные школы;

- школы для глухих;

- школы для слабослышащих;

- школы для слепых;

- школы для слабовидящих;

- школы для детей с нарушением речи;

- школы для детей с двигательными нарушениями;

- специальные школы с классами выравнивания или классы выравнивания в обычных школах (для детей с ЗПР);

- специальные школы для детей с комплексными нарушениями;

- школы в сфере здравоохранения и социального обеспечения;

- вспомогательные профессиональные школы;

- профессиональные школы для глухих и слабослышащих.

К школам, как правило, присоединяли дошкольные учреждения, куда принимали детей от 3-х или 4-х лет, частично интернаты и профессиональные школы.

Система специальных учреждений была эффективна только для таких дошкольников и школьников, у которых в условиях детского сада общеобразовательной школы нельзя было предотвратить, уменьшить или устранить проявления значительных физических или психических нарушений и дальнейшее развитие личности которых по этим соображениям могло быть обеспечено временно или постоянно только под влиянием специальной педагогики.

Целью всех специальных учреждений было обеспечение всестороннего развития личности детей и подростков с нарушениями различного вида и степени.

 

__________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: