Средства вокально-хоровой выразительности




Развитие восприятия музыки

В процессе вокально-хорового воспитания в школе.

Вокально-хоровая работа.

Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ.

Это объясняется рядом причин:

- песенные традиции российской музыкальной культуры. Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая. /Георгий Струве – видный деятель хорового искусства, композитор/.

- общедоступность, так как, практически каждый ребенок физиологически обладает от природы слухом и голосом.

- адекватность пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и в частности их стремлению к активным формам освоения искусства..

- доступность восприятия вокальной музыки вв силу синтеза слова и музыки.

- значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

Цель хорового пения:

Способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.

Задачи:

- образовательные:

1. постановка и развитие голоса

2. формирование вокально-хоровых навыков

3. знакомство с вокально-хоровым репертуаром

- воспитательные

1. воспитание вокального слуха

2. воспитание организованности, внимания, ответственности

- развивающие:

1. развитие музыкальных способностей (в соответствии с темой)

2. развитие интереса к хоровому пению как мотивационного компонента к дальнейшему саморазвитию.

Основой музыкального воспитания в целом является восприятие музыки, т.е. умение слушать и слышать музыку, понимать ее, размышлять о ней. Только на основе восприятия музыки осуществляется процесс ее познания, овладения учащимися музыкальной культурой, в том числе и способность коллективного исполнительства, прежде всего хорового пения.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии художественного исполнения музыкального репертуара: выразительного, эмоционального, осознанного (принцип художественного и технического, эмоционального и сознательного). Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

Средства вокально-хоровой выразительности

( вокально-хоровые навыки).

1. Дыхание – при пении используется нижнереберное (диафрагмальное) дыхание. Однако не следует акцентировать внимание детей на физиологической стороне навыка. Достаточно объяснить детям, что вдох надо брать, не поднимая плечи. Задача учителя – научит детей исполнять фразу на одном дыхании и "протягивать" (пропевать) гласные звуки, особенно последние. Навык формируется на основе показа учителя (вдох – задержка – экономное расходование дыхания).

Для выработки правильного певческого дыхания необходимо стоять или сидеть ровно, не сутулясь, без напряжения.

При выборе репертуара необходимо учитывать, что наиболее благоприятными, для осуществления этой цели, являются следующие условия:

- плавное движение мелодии (без резких "скачков")

- простой ритмический рисунок

- умеренный темп

- умеренная динамика

С правильным дыханием связана и выработка правильного начала пения. Момент возникновения звука называется атакой.

Образование звука при плотно сомкнутых связках, производимое с усилием, напором, называется твердой атакой. Легкое, едва заметное начало пения называется мягкой атакой.

Умение пользоваться дыханием обуславливает очень важный навык хорового пения – пение с различными приемами звуковедения (в оркестре эти приемы называют штрихами)

В практике хорового исполнительства существует множество приемов звуковедения, вытекающих из характера исполняемого произведения. Однако их можно свести к трем категориям, которые определяют главные различия голосоведения.

- Legato (легато), что означает связно, плавно, без скачков. Legato является очень трудным приемом звуковедения. Требует большого вокального навыка.

- Staccato (стаккато) – прием звуковедения, прямо противоположный legato. Это пение отрывистое. Короткими звуками, легкими толчками. Главный признак staccato – паузы (цезуры между звуками). Обозначается этот штрих (прием) точками, ставящимися над нотами.

- Non legato (нон легато) в буквальном смысле – не легато. Не плавно, не связно. Прием звуковедения предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, слегка отделяя, их друг от друга.

2. Артикуляция – членораздельное, ясное произношение, связанное с работой органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок).

Дикция – манера произношения слов и звуков в пении.

Ясность и четкость произнесения слов и даже отдельных слогов в большой мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата (рот, губы, язык, мягкое и твердое небо).

Основа пения – гласные звуки. Именно формирование гласных звуков поможет выровнять неустойчивый тембр детских голосов. Формированию красивого округлого звучания способствует пение слов и слогов с гласными о и у. Специального округления требуют звуки:

- и (его приближают к звуку ы)

- а (его приближают к звуку о)

- е (его приближают к звуку э)

Нельзя, разумеется, следовать этому правилу буквально. При желании округлить гласную нельзя полностью изменять ее на другую. Округление должно быть умеренным, не искажающим смысл текста.

Кроме правильного формирования гласных при пении необходимо добиваться их протяжного исполнения.

В процессе вокально-хоровой работы необходимо обращать внимание детей на следующие правила:

- одинаковые или разные гласные в одном слове или в конце одного и начале другого исполняются раздельно, вторую гласную нужно как бы подчеркнуть (например, в русской народной песне "А я по лугу" нельзя соединять а и я), а при двух одинаковых гласных рядом необходимо четко произнести две гласные (например., "за-алелся");

- о произнесении слов в пении в соответствии с общепринятыми правилами орфоэпии (например, произносить "серенькый", а не "серенький", "улыбнулас", а не "улябнулась", "веселимса", а не "веселимся" и т.д.)

Согласные при пении произносятся легко, четко, ясно и энергично. Некоторые согласны, особенно р при пении требует утрированного произнесения. Согласные должны коротко замыкать слог или слово. Иногда пользуются приемом переноса согласной к следующему слогу (например, то-птоп вместо топ-топ, гро-мко).

В работе с младшими школьниками не следует концентрировать внимание детей на технических механизмах, их должен знать учитель. Точности исполнения детьми приемов должны способствовать указания, связанные с характером произведения, художественной выразительностью.

3. Ансамбль – совместное и согласованное исполнение произведения. Составляющими ансамбля являются:

- единая манера звукообразования (см. дикция, артикуляция), которая поможет добиться тембрового ансамбля (тембр – окраска голоса). Использование навыков дыхания и связанной с ним мягкой атакой звука поможет избежать зажатости звука, носового призвука и т.д.

- ритмическая и темповая слитность (для более осознанного исполнения можно использовать движения, исполнение ритмического сопровождения на простейших ударных музыкальных инструментах или просто прохлопать ритмический рисунок ладошками);

- единая динамика (сила звука) зависит от понимания учащимися образного содержания произведения и стремления передать свое отношение в исполнении;

- одновременное начало и окончание пения.

Строй

- интонационная слаженность, хоровой строй. Петь интонационно "чисто" – значит верно воспринять звук и верно его воспроизвести. Интонирование мелодической линии называется горизонтальным строем, а аккордов – вертикальным. Работа над интонацией связана с развитием музыкального слуха детей. Развитию этого навыка поможет использование наглядности, отражающей высоту звука и ее изменения (картинки больших и маленьких предметов, ступенек, лесенок и т.д.), отражение движения мелодии с помощью двигательных приемов. Кроме того, певцы хора должны уметь слушать друг друга, "подстраиваться"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: