Содержание
1. Роль занятий физической культурой в вузе …………………………2
2. Разминка. Подробный комплекс общеразвивающих упражнений на каждый комплекс тела ………………………………………………..4
3. Подробный комплекс беговых упражнений ………………………...8
4. Заминка ………………………………………………………………..12
5. Список литературы ………………………………………………...…14
Роль занятий физической культурой в вузе.
Роль физического воспитания и других форм направленногоиспользования физической культуры многообразна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают жизнь и учебный труд современныхстудентов все более интересными, интенсивными, напряженными, но и трудными, требуя рационального использования своих сил и времени. В этих условиях одним из средств повышения умственной и физической работоспособности, а также средством релаксации является умеренное и своевременное использование средств физической культуры. Физические упражнения, как средства физической культуры должны приносить не только пользу, но и удовольствие. Соответственно возрастает значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. А также занятия физической культурой играют существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом воспитании, вносят значительных вклад в широкообразованных, всесторонне развитых и здоровых специалистов.
Забота о здоровье людей - одна из важнейших задач любого цивилизованного государства. Не является исключением Российское государство, которое в своих планах на будущее предусматривает улучшение охраны здоровья и условий отдыха населения, усиление профилактической направленности здравоохранения, повышение массовости физической культуры и спорта, трудовой дисциплины и учёбы.
В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам (молодежный возраст считается 19-28 лет). Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.
Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких и др.).
Развитие у студентов физкультурноспортивных интересов должно осуществляться на основе:
· усиления социально значимой мотивации интереса; • повышения качества учебного процесса;
· дальнейшего улучшения условий занятий по физическомувоспитанию;
· сообщения студентам большего объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
· установления взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству и пр.);
· более тщательного учета желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта.
Разминка. Подробный комплекс общеразвивающих упражнений на каждый комплекс тела.
Разминка - организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Врабатывание - это период времени, который необходим для перехода с одного на другой, более высокий уровень функционирования.
Разминка решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны, это содействует улучшению и укреплению здоровья работающих, а с другой — повышает производительность их труда.
Основное значение разминки заключается в улучшении адаптации организма к условиям предстоящей в течение дня деятельности. С этой целью применят комплекс физических упражнений, включающих 6-10 упражнений, каждое из которых повторяют 4-6 раз. Длительность вводной гимнастики — 5-7 мин. Упражнения должны оказывать разностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстановить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, 14 способствуют более быстрому вхождению в темп и ритм рабочих движений.
В результате применения разминки происходит улучшение деятельности анализаторных систем: увеличивается «пропускная способность» зрительного и слухового анализаторов, облегчается процесс переработки информации. Она оказывает организующее влияние на занимающихся, уменьшая шум, двигательное возбуждение, а также количество периодов отвлечения студентов от необходимой деятельности.
В зависимости от характера предстоящей деятельности, комплексы разминки имеют дифференцированный характер. Если день начинается с занятий по общеобразовательным предметам, в ходе которых студенты находятся в малоподвижном состоянии, необходима значительно большая стимуляция функции двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательных систем, обмена веществ и энергии, чем в тех случаях, когда первое занятие начинающее день, выделено для профессиональной подготовки.
Примерныйкомплекс упражнений разминки для студентов, день которых начинается с занятий по общеобразовательным предметам
1. Исходное положение (далее - И.п.) - основная стойка. 1-2 - руки медленно поднять вверх, голову отвести назад, ладони обращены вверх, потянуться, поднимаясь на носки, вдох; 3-4 - и.п., выдох. Повторить 4-5 раз.
2. И.п. - основная стойка. 1- поднять левую ногу вверх, сгибая её одновременно в колене, вдох; 2-3 - обхватить колено кистями рук и прижать его к груди, выдох; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, чередуя ноги.
3. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. 1-2 - поворот туловища вправо, руки развести с напряжением в стороны, вдох; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз,чередуя повороты вправо и влево.
4. И.п. - основная стойка. 1- короткий и быстрый «пружинящий» наклон туловища, пальцами коснуться колен; 2 - повторить такой же короткий и быстрый наклон, несколько углубляя его, касаясь пальцами середины голени; 3 - то же, доставая пальцами 15 стопы; 4 - исходное положение. Дыхание произвольное. Повторить 6-7 раз.
5. И.п. - основная стойка. Прыжки на двух ногах с движением рук, соответствующими движениям ног, противоположными движениям ног, ноги скрестно, вперёд и назад. Дыхание произвольное. Продолжительность 30-40с.
6. Свободное дыхание с подниманием расслабленных рук вперёд и в стороны и переступанием с ноги на ногу. Продолжительность 15-20 с.
7. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. Вращение головой в медленном темпе, как можно больше наклоняя её вниз, влево, назад и вправо. Во время наклона головы вперёд - выдох, при отведении головы назад - вдох. То же повторить в обратную сторону. Сделать по 4 раза в каждую сторону.
8. И. п. - ноги врозь, руки на поясе. 1- присесть, руки вытянуть вперёд, выдох; 2- и.п., вдох. Повторить 4-5 раз.
9. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. 1 - «пружинящий» наклон туловища вправо с отведением левой руки вверх и вправо, выдох; 2- то же с большой амплитудой движения, выдох; 3 - и.п.; 4 - пауза, спокойное дыхание Повторить по 3-4 раза в каждую сторону, чередуя наклоны вправо и влево.
10. И.п. - сидя, руки в замке перед собой, вдох. 1- вытянуть руки, соединённые в замке вперёд, повернуть их ладонями наружу, выдох; 2 - и.п., вдох. Повторить 2 раза.