Макет
Фронтального занятия
По развитию звукопроизношения
Уточнить особенности занятия: (пр. старшая группа, первый год обучения, III уровень речевого развития, номер занятия по данной теме).
Лексический материал. Подбирается с учетом наличия только правильно произносимых звуков.
Оборудование. С м. в тексте заданий.
Тема: звук «Ж».
I. Орг. момент (продолжительность 1-2 мин)
Цели:
1. Собрать внимание детей.
2. Развитие коммуникативных возможностей детей
Образцы:
1. Сядет только тот, на кого я внимательно посмотрю;
2. Сядет только тот, у кого белые джинсы и красная рубашка;
3. Сядет тот, у кого две косички, (кудрявые светлые волосы и очки) и т.д.
4. Сядет только тот, кого я поглажу по голове (кому подую на затылок). Закройте глазки;
5. Сядет только тот, кто правой рукой дотронется до левого уха (левой рукой погладит правую коленку и т.д.);
6. Сядет только тот, чье имя я назову ласково (Лена, Леночка, Ира, Вова, Вовочка и т.д.);
7. Сядет только тот, кого я попрошу об этом вежливо, скажу «пожалуйста». Пр. Вася, Ира, Петя, пожалуйста, Аня, Оля, пожалуйста. Аналогично можно вставить другие задания.
При неправильном выполнении задания логопед предлагает другому ребенку выполнить его верно, затем первый повторяет его и получает одобрение других детей. Аналогично и остальные ребята выполняют задание.
II. Основной этап (продолжительность 18-20 мин).
Цели:
1. Постановка темы, обучение детей и закрепление материала.
2. Развитие коммуникативных возможностей детей
Постановка темы.
Цель: побудить детей сделать логическое умозаключение о теме занятия.
Варианты:
а) Описание задания.
У детей на столах лежат непрозрачные конверты (цветные коробки, пакеты, конверты) с застежками разной степени сложности (с кнопками, молнией, завязками и пр.). В конвертах находятся картинки (целые с первым изучаемым звуком или разрезные в соответствии с разными степенями сложности, картинки-отгадки).
|
На доске подготовлены привычные для детей магниты для прикрепления картинок.
Логопед. На счет 1- пододвиньте конверты, на -2- откройте конверты, на 3 достаньте картинки. Одновременно логопед имитирует указанные движения детей.
Логопед. 1-…2-…3-…4-…
Дети. Выполняют задания точно на счет логопеда.
Логопед. Покажи, назови, прикрепи… Катя!
Дети. Катя называет свою картинку, показывает и прикрепляет к доске. Аналогично выполняют задание и остальные дети.
В результате на доске выложены картинки с изучаемым звуком (8 штук- 7 для детей и одна для логопеда.
б) Описание работы.
На столе логопеда на красивом подносе лежат картинки- отгадки «рубашками» вниз.
Логопед. Отгадайте загадки, найдите отгадки.
Логопед. Внимание! Загадывает загадки уже знакомые детям (см. учебно-методическое пособие «Подарки Бабушки-Загадушки»).
Дети. Внимательно слушают.
Логопед. Миша, пожалуйста.
Дети. Называет отгадку.
Логопед. Найди, покажи, прикрепи.
Дети. Названный ребенок называет отгадку, подходит к столу логопеда, выбирает картинку-отгадку, показывает ее детям, прикрепляет к доске.
Логопед. Миша правильно выполнил задание?
Дети. Да!
При неправильном выполнении задания логопед предлагает другому ребенку выполнить его верно, затем первый повторяет его и получает одобрение других детей. Аналогично и остальные ребята выполняют задание.
|
В результате все картинки с изучаемым звуком оказываются на доске.
в) Логопед выкладывает на левой стороне доски 4 картинки, (у лишней картинки первый звук Ж) и предлагает найти лишнюю по признаку, уже отработанному с детьми.
Пр. Найди, покажи, назови. Вова, пожалуйста.
Дети. Находят по очереди, показывают, называют.
Логопед. Вова правильно выполнил задание?
Дети. Да!!!
Аналогично выполняют подобные задание и другие дети, в результате на доске появляется ряд картинок с изучаемым звуком.
Описание работы.
Преподаватель показывает на картинки и называет их, выделяя голосом изучаемый звук. Пр. Ж еня- мальчик, Ж еня – девочка, ж ук, ж уки, ж ало, ж ивот, ж аба, ж абы, ж у ж елица.
Логопед.
Какой звук спрятался во всех этих словах? Петя! (Катя, Таня, Саша и т.д.)
Дети. Ж-ж-ж-ж.
Логопед. Кто догадался, какой звук мы сегодня будем учиться правильно произносить?
Дети. Ж-ж-ж.
Динамический мостик-1.
Цели:
1. Развивать энергичный краткий выдох.
2. Развитие коммуникативных возможностей детей
Описание работы.
а) Логопед предлагает детям планку с отверстиями, в которые закреплены куски лески, к концам которых привязаны нарядные маленькие елочные шарики.
Логопед. В следующую игру будет играть только тот, кто резко сдует маленький шарик. Образец.
б) Логопед предлагает детям стакан, наполовину наполненный водой и разноцветные коктейльные трубочки.
Логопед. Выбрать трубочку, положить ее в стакан и резко подуть, чтобы началось сильное бурление. Образец.
в) Логопед предлагает детям макет футбольных ворот, к которым прикреплена леска с ватным шариком на конце.
|
Логопед. Набрать воздух через нос и резко подуть на ватный шарик так, чтобы он попал в ворота. Образец.
При неправильном выполнении задания логопед предлагает другому ребенку выполнить его верно, затем первый повторяет его и получает одобрение других детей. Аналогично и остальные ребята выполняют задание.
Логопед. Какой звук мы сегодня учимся правильно произносить?
Дети. Ж-ж-ж.
Развитие фонематического слуха.
Цель:
1.Развивать фонематические процессы: слух и восприятие.
2. Развивать коммуникативные возможности детей.
Логопед.
Я буду называть разные звуки (слоги, разной степени сложности, слова), а вы хлопнете в ладоши (поднимете руку вверх), если услышите звук Ж. Варианты звуковых рядов: ж, з. с. и, п. ж, н, ш, р.
Динамический мостик-2.
Цель- развитие общей моторики.
Описание работы. Логопед использует обруч металлической без украшений (с украшениями: мишура, висящие надувные шарики, «дождик» новогодний) и др.
Логопед. Дальше со мною будет играть только тот, кто:
а) пролезет сквозь обруч лицом вперед;
б) пролезет сквозь обруч задним ходом;
в) пролезет сквозь обруч, раздвигая «дождик» (мишуру, надувные шарики).
При неправильном выполнении задания логопед предлагает другому ребенку выполнить его верно, затем первый повторяет его и получает одобрение других детей. Аналогично и остальные ребята выполняют задание.
Какой звук мы сегодня учимся правильно произносить?
Дети. Ж-ж-ж.