I, II, III -- позиции голосовых складок при нормальном голосе, при молчании, при шепоте.




Периоды развития голоса

 

13-15 лет
15-17 лет
До 6-7 лет
с 6-7 до 13 лет

Частота голосовых нарушений у взрослых

 
 

(По материалам Ю.С. Василенко)

Основные формы голосовых нарушений

Методы исследования голосового аппарата


Логопедическое воздействие при нарушениях голоса

Н А Р У Ш Е Н И Я Т Е М П А Р Е Ч И

Классификация нарушений темпа речи

 
 


Количество фонем, произносимых за 1 секунду в норме и при изменении темпа речи

 
 


4-6 звуков/сек8-12 звуков/сек20-30 звуков в секунду

 
 

 


Наиболее типичные различия тахилалии и заикания

Фактор Тахилалия Заикание
Осознание дефекта   Речь при напряжении   Привлечение внимания к речи   Речь требующая конкретных точ- ных ответов   Чтение хорошо знакомого текста   Чтение незнакомого текста   Письмо   Отношение к собственной речи   Психологические переживания   Академические способности     Электроэнцефалограмма   Эффект Ли   Аминазин   Психометрические средства   Желание лечиться   Цель терапии отсутствует   лучше   улучшает речь   лучше     хуже   лучше   торопливое, повторяющее- ся, с неясным почерком     безразличное, небрежное   отставленные   не достигают возможного уровня, хотя хорошие и вы сокие дизартрия   ухудшение речи   улучшение   ухудшение   очень небольшое или отсутствует направить внимание на детали речи   имется   хуже   улучшает   хуже     лучше   хуже   сжатое, напряжен- ное, заторможен- ное   боязливое   опережающие   хорошие и высокие     чаще норма   улучшение речи   ухудшение   улучшение   большое   отвлечь внимание от деталей  

Логопедическое воздействие при нарушениях темпа речи

 
 


 
 


З А И КА Н И Е

Типы речевых судорог

СМЕШАННЫЕ (тоно-клонические, клоно-тонические)
КЛОНИЧЕСКИЕ
ТОНИЧЕСКИЕ
Р Е Ч Е В ЫЕ С У Д О Р О Г И

Локализация судорог

 
 
Р Е Ч Е В ЫЕ С У Д О Р О Г И


 

           
     

 

 


Тяжесть проявления речевых судорог:

ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ
СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ
ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ
Р Е Ч Е В ЫЕ С У Д О Р О Г И

 

 

Типы течения заикания

 

           
   
     
 
Постоянный тип течения заикания
 
 


Причины заикания

 

 

                               
 
 
             
 
   


Статистика заикания

63,1%
26,9%
Распространенность заикания по признаку пола

 
 

 
 

Распространенность заикания по возрастному признаку

 

 
 

Фактор наследственности в заикании

Время возникновения заикания

Возраст Проценты
2-3 года 39,1%
4-5 лет 35,9%
Старше 7 лет 12,2%
Не установлен 12,8%

Причины возникновения заикания

 

53,2 % 16 % 10,9 % 12,8 %

 

Воздействия заикания на организм ребенка

(По материалам В.И. Селиверстова)

 

 

Сравнительная характеристика различных форм заикания

Показатели Невротическое Неврозоподобное Смешанное
Речевая активность Резко снижена Обычно повышена Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
Локализация судорог Преобладают дыхательно-вокальные Преобладают в артикуляционном аппарате Во всех группах мышц, связанных с речью
Темп речи Различный Тахилалия Тахилалия
Звукопроизношение Без особенностей Часто дислалия, реже дизартрия Различное
Выразительность речи Различная Речь невыразительная, монотонная, глуховатая Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Психомоторика (включая логомоторику) Без выраженных особенностей Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений Различная
Раздувание крыльев носа во время речи Типично Непостоянно Непостоянно
Сопутствующие движения Часты. Характер их изменчив Очень часты. Стереотипны Постоянны и чаще всего однообразны
Фиксация на трудных звуках Выражена Слабее, чем при невротическом заикании Более или менее выражена
Течение заикания Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Дислексия, дисграфия, дискалькулия Редки Часты Часты
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений Обычно высокая, порой чрезмерная Резко снижена Недостаточна
Психотравмирующая ситуация Резко ухудшает речь Обычно влияет мало Ухудшает речь
Логофобия Характерна Не характерна Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто
Психомоторное развитие Различное, порой ускоренное С задержкой С задержкой
Развитие навыков самообслуживания Без заметных отклонений С задержкой С задержкой
Леворукость Как в популяции Часта Часта
Речевая патология у близких родственников Редка Часта Часта
Сроки и обстоятельства появления заикания После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте В период становления речи Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
Акцентуации личности Характерны Не характерны Могут иметь место
Интеллект Не страдает Может быть снижен Может быть снижен
Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто
Речевая активность Резко снижена Обычно повышена Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
Локализация судорог Преобладают дыхательно-вокальные Преобладают в артикуляционном аппарате Во всех группах мышц, связанных с речью
Темп речи Различный Тахилалия Тахилалия
Звукопроизношение Без особенностей Часто дислалия, реже дизартрия Различное
Выразительность речи Различная Речь невыразительная, монотонная, глуховатая Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Психомоторика (включая логомоторику) Без выраженных особенностей Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений Различная
Раздувание крыльев носа во время речи Типично Непостоянно Непостоянно
Сопутствующие движения Часты. Характер их изменчив Очень часты. Стереотипны Постоянны и чаще всего однообразны
Фиксация на трудных звуках Выражена Слабее, чем при невротическом заикании Более или менее выражена
Течение заикания Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Дислексия, дисграфия, дискалькулия Редки Часты Часты
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений Обычно высокая, порой чрезмерная Резко снижена Недостаточна
Психотравмирующая ситуация Резко ухудшает речь Обычно влияет мало Ухудшает речь
Логофобия Характерна Не характерна Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто
Психомоторное развитие Различное, порой ускоренное С задержкой С задержкой
Развитие навыков самообслуживания Без заметных отклонений С задержкой С задержкой
Леворукость Как в популяции Часта Часта
Речевая патология у близких родственников Редка Часта Часта
Сроки и обстоятельства появления заикания После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте В период становления речи Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
Акцентуации личности Характерны Не характерны Могут иметь место
Интеллект Не страдает Может быть снижен Может быть снижен
Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто

 

Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера

(по материалам В.И. Селиверстова)

 

Запинки Запинки несудорожного характера Запинки судорожного характера
Виды запинок 1. Многократное повторение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений 2. Прерывание речи молчанием (ребенок не может оформить речевое высказывание) 1. Многократное повторение отдельных звуков или звукосочетаний 2. Прерывание речи молчанием (ребенок из-за судороги в речевом аппарате не может начать или продолжить фразу)
Причины возникновения запинок 1. Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка. Запинки – результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата, словарного запаса, выразительных средств речи ребенка (физиологические запинки)   2. Задержки психофизического развития в результате болезней, травм, неблагоприятной наследственности 3. Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования 4. Безудержно-быстрая, хаотическая речь 5. Неблагоприятное речевое окружение 6. Нарушения высшей нервной деятельности у ребенка в результате: · неблагоприятной наследственности · внутриутробных и послеродовых травм · перенесенных болезней · педагогической запущенности (наказания, перегрузка речи, конфликты в семье) · резкой одномоментной травмы (испуг) 2. От запинок несудорожного характера по типу зафиксированного патологического рефлекса
Место запинок во фразе 1. Определенного места не имеют 2. Проявляются обычно в сложных по конструкции словах и фразах 1. Обычно в начале фразы или на определенных звуках и звукосочетаниях (Т, Д, Г, Б, КР, ПЛ и др)
Влияние окружающих условий 1. У детей запинки уменьшаются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми 1. Частота и длительность запинок увеличивается в незнакомой обстановке, с посторонними людьми
Отношение детей к недостаткам своей речи 1. Не замечают 2. Небрежное 1. Замечают и серьезно переживают 2. Болезненно фиксируют внимание (возникают логофобии, замкнутость, необщительность)
Что необходимо для устранения 1. Воспитательная работа по упорядочению поведения и развития речи ребенка     2. Консультация у невропатолога 1. Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, воздействующих на организм ребенка в целом, на ЦНС, общую и речевую моторику, на речь и личность ребенка 2. Совместная работа логопеда, психоневролога, родителей и воспитателей по коррекции речи ребенка

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания

Воспитательные мероприятия
Логопедические занятия
Логоритмика
Психотерапия
ЛФК
Леч. процедуры
Мед. препараты

 

Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

 

Этапность логопедической работы с заикающимися

 

№ п\п Факторы Последовательность работы
  В зависимости от степени самостоятельности речи 1. сопряженная речь 2. отраженная речь 3. вопросно-ответная форма речи 4. пересказ 5. рассказ 6. спонтанная речь
  В зависимости от степени подготовленности речи 1. заученный текст 2. отрепетированный вслух текст 3. мысленно продуманный текст 4. незнакомый текст, экспромпт
  В зависимости от сложности речевой структуры 1. слог 2. слово 3. простая фраза 4. распространенная фраза
  В зависимости от уровня громкости речи 1. беззвучное произнесение 2. произнесение шепотом 3. произнесение тихим голосом 4. произнесение громким голосом 5. произнесение голосом обычной громкости
  В зависимости от степени плавности и ритмичности речи 1. пение 2. пение с движением 3. ритмизированная речь (стихи, проза) без движений 4. опора на согласные звуки 5. разнометрическая речь  
  В зависимости от общественного окружения общения 1. в одиночестве 2. с близкими и друзьями 3. с педагогами 4. с малознакомыми людьми 5. с незнакомыми людьми
  В зависимости от обстановки общения 1. тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке 2. тренировка речи в малознакомой обстановке 3. тренировка правильной речи в незнакомой обстановке

 

 


Структура логопедического занятия с заикающимися

 

 

 


Технические средства обучения в логопедической работе с заикающимися

 

Аппарат Деражне   Эффект заглушения, отключение слухового контроля заикающего в момент речи
Аппараты «Эхо», АИР     Воспроизведение записанной на магнитофон речи заикающегося с отсрочкой в долю секунды создает эффект эха
Аппарат Раздольского Звукоусиление речи заикающегося через громкоговорители или воздушные телефоны  
Компьютерная программа «Видимая речь Различные модули для тренировки силы голоса, плавности речи, длительности речевого выдоха и др.

Методики логопедических занятий с заикающимися

 

Методика, автор Контингент обучающихся Сущность методики
  Н.А. Власова, Е.Ф. Рау Дети дошкольного возраста Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи заикающегося
  Н.А. Чевелева Дети дошкольного и младшего школьного возраста Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуативной речи к контекстной
  С.А. Миронова Дети дошкольного возраста Система последовательное усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы
  Селиверстов В.И. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, находящи-еся в медицинских учреждениях Модернизация и одновременное использование различных приемов логопедической работы с заикающимися  
  Г.А. Волкова Дети дошкольного возраста Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду
  И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская Дети дошкольного возраста Система игр и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия
  А.В. Ястребова Дети младшего школьного (1-4 кл) Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку
  Методика ГНИИ уха, горла, носа под рук. проф. С.С. Ляпидевского Подростки и взрослые заикающиеся Методика устранения заикания в условиях медицинского стационара, включающая специальный вводный и заключительный инструктаж, максимальное ограничение речи (до 14 дней), активную перестройку речевых навыков, выпускную конференцию.
  В.М. Шкловский Подростки и взрослые заикающиеся Комплексная система лечения заикания, заключающаяся в перестройке патологических речевых навыков и нарушений отношений личности, медикаментозном лечении, рациональной психотерапии, диспансеризации и санаторно-курортном лечении.
  И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева, А.Я. Евгенова, Н.Ф. Синицына, М.В. Смирнова Подростки и взрослые заикающиеся Последовательное усложнение речевых заданий при интенсивном использовании дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений и суггестивных форм психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз)
  Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др. Взрослые заикающиеся Преодоление заикания осуществляется с учетом нозологической разнородности больных, медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие
         

 

Эффективность преодоления заикания

 

Условие Данные об эффективности логопедической работы
  Учет этиологии заикания     Заикание, возникающее в результате инфекции, психической травмы, подражания устраняется более успешно, чем заикание другой этиологии (Н.А. Волкова)
  Учет возрастного фактора   У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно (Н.А. Власова)
  Учет сроков логопедической работы   Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на речь детей (В.Г.Казаков)
  Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и др. направленное и активное лечение влияют на успешность логопедических занятий; имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики
  Учет природы заикания При органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.
  Учет симптоматики заикания Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации), хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации)
  Учет длительности комплексной работы Эффективности способствует длительная (не менее 1 года) диспансеризация заикающихся
  Значение личности педагога    
  Учет микросоциального окружения Связь логопеда с семьей, врачом, с другими педагогами повышает эффективность логопедического воздействия
  Учет отношения заикающегося к занятиям Эффективность логопедических занятий выше в случае серьезного, упорного настойчивого стремления заикающегося исправить свою речь
  Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе Отмечается, что именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи  
  Учет вида деятельности  
  Учет недостатков звукопроизношения, элементов ОНР Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития речи у дошкольников снижает эффективность логопедической работы при заикании
  Учет полноты обследования заикающегося    
  Использование ТСО Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием заикающихся способствует повышению эффективности логопедического воздействия
  Учет типа специализированного учреждения В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях

 

Статистические данные эффективности логопедической коррекции у заикающихся различного возраста

 

(Использованы данные Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева, В.А. Ковшикова)

 

 

А Л А Л И Я

 

Классификация алалии

 

АЛАЛИЯ

           
     


 

       
   
 

 

       
   

 


Данные о распространенности алалии [6]

 

1 %
0,2-0,6%

 

У мальчиков алалия встречается в 2 раза чаще, чем у девочек

Алалия как системное недоразвитие речи

Фонетико-фонематическая сторона речи
Лексико-грамматический строй речи
НЕДОРАЗВИТИЕ

 

 

Концепции объяснения механизма алалии

 

   
 
СЕНСОМОТОРНЫЕ: речевое недоразвитие при алалии связано с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апрксией)
 
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности
 
 
ЯЗЫКОВАЯ:недоразвитие речи связано с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний

 

 


Сравнительная характеристика произношения у детей с алалией и с дизартрией

Произношение звуков у детей с алалией Произношение звуков у детей с дизартрией
1. Общая характеристика произношения звуков
1. Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного аппарата 2. Преимущественно фонематические нарушения, проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма 3. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажения, замены, пропуски), имеют одновременно правильное произношение 4. Разнотипные нарушения звукопроизношения   5. В нарушении звукопроизношения доминируют замены звуков 1. Выраженное нарушение артикуляционного механизма   2. Преимущественно характерны фонетические нарушения     3. Изолированные звуки, подверженные нарушениям, не имеют одновременно и правильного произношения   4. Однотипные нарушения произношения звука (только его искажение, замена или пропуск) 5. В нарушении произношения доминируют искажения звуков
2. Искажения звуков
1. Искажение небольшого количества звуков 2. Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков 3. Для некоторых искажающихся звуков свойственно существование и правильной артикуляции 1. Искажение большого количества звуков 2. Искажение и сложных, и простых по артикуляции звуков 3. Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение
3. Замены звуков
1. Замены артикуляторно сложных звуков   2. Постоянные замены звука 3. Разнообразные замены звука 4. Взаимозамены звуков сравнительно часты 1. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков   2. Постоянные замены звука 3. Однообразные замены звука 4. Взаимозамены звуков сравнительно редки
4. Пропуски звуков
1. Непостоянные пропуски 2. Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков 1. Постоянные пропуски 2. Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

Система коррекционного воздействия при моторной алалии

Развитие сенсорных и двигательных возможностей ребенка î Развитие мелкой моторики î Развитие общей моторики î Формирование сенсорных эталонов
Комплексная системная работа над речью и личностью в целом

               
     
 
   
 
 


                   
   
Развитие внимания, восприятия, процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления, сравнения
 
   
Предметно-практическая деятельность
 
Игровая деятельность
 
Учебная деятельность
 
 
 



Этапы коррекционной работы при моторной алалии

 

 


Система коррекционного воздействия при сенсорной

алалии

 

 


 

î формирование психофизической основы речи î формирование ведущих видов деятельности î развитие произвольного внимания и работоспособности î развитие зрительных и акустических установок и дифференцировок î воспитательное воздействие, направленное на нормализацию поведения ребенка  

î пробуждение интереса к окружающим неречевым и речевым звукам î развитие речевых подражательных способностей î дифференциация речевых и неречевых звуков î развитие потребности общения, его мотивационной основы  

           
 
   
   
 
 


 

 
 

 

 


 

 

Систематическое специфическое лечение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: