Содержание программы
№ п/п | Наименование | Стр. |
Пояснительная записка | ||
Содержание курса | ||
Тематический план (первый год обучения) | ||
Тематический план (второй год обучения) | ||
Учебно-тематический план (первый год обучения) | ||
Учебно-тематический план (второй год обучения) | ||
Рубежный контроль | ||
Список литературы |
Пояснительная записка
Анималистика как самостоятельный жанр появилась в первой половине XIX века во Франции. Родоначальником этого направления в скульптуре признан скульптор Антуан-Луи Бари. Конечно, в истории искусства и ранее встречались изображения животных, но, как правило, они выполняли подчиненную функцию, являясь лишь дополнением к фигуре человека. С появлением А.Бари, и его последователей началась новая эпоха – изображения животного как такового.
В условиях сегодняшнего мира, когда человек живет в отрыве от природы, возникает повышенный интерес к животному миру нашей планеты. Обучение основам анималистической скульптуры позволяет глубоко изучить особенности строения различных видов животных, а значит лучше понять и ценить бесконечно разнообразный мир живой природы.
Направленность:
· обучение основам лепки фигуры животного;
· знакомство с главными принципами реалистической скульптуры.
Научная новизна программы заключается в том что, жанр анималистической скульптуры мало изучен, а интерес к нему неуклонно растет, поэтому данный курс является эксклюзивной возможностью для любого желающего освоить принципы грамотной лепки животных, воплотить в жизнь свои авторские замыслы.
Цель программы заключается в создании условий для творческой самореализации личности.
|
Задачи обучения:
· ознакомиться с основами школы реалистической скульптуры в анималистике;
· на примере лепки различных животных, изучить основы пластической анатомии, линейных пропорций;
· изучить законы композиции, понятия объемов и планов в скульптуре;
· ознакомиться со спецификой работы и профессиональными секретами анималистического жанра;
· способствовать развитию познавательной активности учащихся с помощью практической деятельности.
Форма и режим проведения занятий
Занятия проводятся в специализированных мастерских под руководством квалифицированного педагога. Курс рассчитан на 2 года, 210 часов, по 35 занятий в год. Занятие проходит 1 раз в неделю по три академических часа.
Отличительные особенности курса
Курс дает возможность освоить навыки лепки животных, не имея для этого специальной подготовки. Это позволит обучающимся в дальнейшем решать собственные творческие задачи, применяя знания, полученные на занятиях.
Содержание курса
Вводная часть
Вводная часть раскрывает понятие роли пластических искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Преподается история анималистического жанра, раскрывается общая технология создания скульптуры. Даётся понятие пластической анатомии животных, и рассматриваются основные составляющие практического применения этого направления художественной скульптуры.
Теоретическая часть
В образовательный процесс вводятся понятия элементарных приёмов работы с различными материалами для создания выразительного образа. Даются понятия красоты животного мира глазами скульптора. Преподаются способы передачи объёма и выразительности объёмных композиций, так как объём - это основа языка скульптора. Рассматривается поэтапное создание скульптурного образа, в первую очередь - это создание каркаса. Раскрывается понятие линейной пропорции с углубленным изучением основ пластической анатомии, так же рассматриваются приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных.
|
Практическая часть
Первый год обучения
На первом году обучения закладываются базовые принципы реалистической скульптуры. Преподаются основы лепки животных, осваиваются основы скульптурного подхода в изображении, пропорции, сравнительной анатомии. У обучающихся формируется видение и понимание многообразия видов художественной лепки, связанной с моделированием и конструированием животного мира планеты. На примере последовательного конструирования с помощью трансформации природных форм формируются образы животного мира.
Второй год обучения
На втором году обучения идет развитие полученных теоретических навыков. Вводится двухфигурная композиция. Изучается динамика в скульптуре. Развиваются способности моделирования различных форм и комплексы композиционных этюдов с использованием различных скульптур животного мира. На примере коротких этюдов изучается принцип лепки разных животных, птиц, рептилий.
Ожидаемые результаты:
|
По окончании курса обучающийся должен:
· освоить специфику дисциплины;
· освоить основы скульптурного подхода в изображении фигур;
· освоить скульптурную лепку фигуры животного;
· изучить основы пластической анатомии животных;
· уметь самостоятельно решать творческие задачи.
Контроль знаний и умений:
Сопровождается рубежным контролем в виде полугодовых и годовых просмотров (выставок), обсуждений, контрольных работ и экзамена в конце второго года обучения.
Методическое обеспечение: специализированные мастерские, наглядные пособия, методические таблицы.
Оснащение мастерских:
· специальные, соответствующие стандартам, материалы и инструментарий;
· аппаратура для просмотра видеоматериала;
· распечатки анатомических таблиц;
· средства защиты.
Тематический план программы
№ п/п | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Контроль знаний |
Первый год обучения | |||||
1. | Вводный раздел | ||||
1.1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Создание быстрого этюда. | Обсуждение | |||
2. | Основы анималистической скульптуры | ||||
2.1 | Ознакомление с поэтапным созданием скульптурного образа. Создание скульптурного образа «Лягушка» | Обсуждение | |||
3. | Художественное конструирование и моделирование объёмной скульптуры | ||||
3.1 | Поэтапное создание скульптурного образа «Черепаха» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.2 | Поэтапное создание скульптурного образа на свободную тему | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.3 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Рыба» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.4 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Рыба» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.5 | Поэтапное создание скульптурного образа «Медведь» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.6 | Поэтапное создание скульптурного образа «Домашние животные» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.7 | Поэтапное создание скульптурного образа «Крокодил» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
№ п/п | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Контроль знаний |
3.8 | Поэтапное создание скульптурного образа «Грызуны» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.9 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Микромир» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.10 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Микромир» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.11 | Поэтапное создание скульптурного образа «Новогодний сувенир» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.12 | Поэтапное создание скульптурного образа «Животное из русской сказки» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.13 | Контрольная работа | ||||
3.14 | Поэтапное создание скульптурного образа «Лев» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.15 | Поэтапное создание скульптурного образа «Кролик» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.16 | Поэтапное создание скульптурного образа «Деревенский сюжет» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.17 | Поэтапное создание скульптурного образа «Деревенский сюжет» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.18 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Птица» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.19 | Поэтапное создание скульптурного образа «Динозавр» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.20 | Поэтапное создание скульптурного образа «Слон» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.21 | Поэтапное создание скульптурного образа «Бегемот» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.22 | Поэтапное создание скульптурного образа «Мифический зверь» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
№ п/п | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Контроль знаний |
3.23 | Поэтапное создание скульптурного образа «Кошка» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.24 | Поэтапное создание скульптурного образа «Животные из Красной книги» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.25 | Поэтапное создание скульптурного образа на свободную тему | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.26 | Поэтапное создание скульптурного образа «Сова» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.27 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Птицы на ветке» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.28 | Поэтапное создание скульптурного образа «Моржи». Композиция из 2-х фигур | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.29 | Поэтапное создание скульптурного образа «Жираф». Скульптура на каркасе | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.30 | Поэтапное создание скульптурного образа «Жираф». Скульптура на каркасе | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.31 | Контрольная работа | ||||
3.32 | Поэтапное создание скульптурного образа «Бобр» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
3.33 | Поэтапное создание скульптурного образа «Собака в игре » | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
Всего за первый год обучения: | |||||
Тематический план программы | |||||
№ п/п | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Контроль знаний |
Второй год обучения | |||||
Моделирование различных комплексов животного мира с помощью скульптурной композиции | |||||
1.1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Создание быстрого этюда «Исторические жанры» | Обсуждение | |||
1.2 | Двухфигурная композиция на свободную тему | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.3 | Поэтапное создание скульптурного образа «Рептилий (пресмыкающихся)» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.4 | Поэтапное создание скульптурного образа «Рептилий (пресмыкающихся)» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.5 | Поэтапное создание скульптурного образа «Рептилий (пресмыкающихся)» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.6 | Поэтапное создание скульптурного образа Путешествие по частям Света «Животные Арктики» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.7 | Поэтапное создание скульптурного образа Путешествие по частям Света «Животные Арктики» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.8 | Поэтапное создание скульптурного образа Путешествие по частям Света «Животные Арктики» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.9 | Поэтапное создание скульптурного образа на свободную тему | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
№ п/п | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Контроль знаний |
1.10 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Подводный мир» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.11 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Подводный мир» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.12 | Поэтапное создание скульптурного образа. Путешествие «Животные Африки» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.13 | Поэтапное создание скульптурного образа Путешествие «Животные Африки» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.14 | Поэтапное создание скульптурного образа Путешествие «Животные Африки» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.15 | Поэтапное создание скульптурного рельефа Медаль на тему «Символ года» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.16 | Контрольная работа | ||||
1.17 | Поэтапное создание скульптурного образа. Композиция «Доисторический мир» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.18 | Поэтапное создание скульптурного образа. Композиция «Доисторический мир» | ||||
1.19 | Поэтапное создание скульптурного образа «Фантастическое животное. Дракон» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.20 | Поэтапное создание скульптурного образа. Путешествие «Животные Австралии» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.21 | Поэтапное создание скульптурного образа. Путешествие «Животные Австралии» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.22 | Поэтапное создание скульптурного образа. Путешествие «Животные Австралии» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.23 | Поэтапное создание скульптурного образа на свободную тему | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.24 | Поэтапное создание скульптурного образа «Лошадь» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
№ п/п | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика | Контроль знаний |
1.25 | Поэтапное создание скульптурного образа «Лошадь» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.26 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Цветы и насекомые» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.27 | Поэтапное создание скульптурного рельефа «Цветы и насекомые» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.28 | Поэтапное создание скульптурного образа. Путешествие «Животные Европы и Азии» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.29 | Поэтапное создание скульптурного образа. Путешествие «Животные Европы и Азии» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.30 | Поэтапное создание скульптурного образа. Путешествие «Животные Европы и Азии» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.31 | Поэтапное создание скульптурного образа. Двухфигурная композиция «Играющие животные» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.32 | Поэтапное создание скульптурного образа «Рыбы» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.33 | Поэтапное создание скульптурного образа. Композиция на каркасе «Домашнее животное» | Просмотр и обсуждение учебных работ | |||
1.34 | Поэтапное создание скульптурного образа на свободную тему | Выставка, просмотр | |||
Всего за второй год обучения: |
Учебно-тематический план