советский архитектор, творческий лидер рационализма.
В 1915-1917 учился в МУЖВЗ, с 1920 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, затем в Московском архитектурном институте. С 1918 работал в Архитектурной мастерской Моссовета, в 1919 вошёл в комиссию по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза при отделе изобразительного искусства Наркомпроса, в 1921 организовал Рабочую группу архитекторов Института художественной культуры, занимавшуюся изучением проблем архитектурной формы, конструкции, пространства и психологии восприятия.
С 1920г преподаватель ВХУТЕИН / ВХУТЕМАС, а далее, после расформирования — МАРХИ. Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов АРУ (1928). В основе творчества лежит принцип изобретения новых, свободных от стилистики предыдущих эпох форм.
Участник многих конкурсов, в том числе на проекты Зелёного города (1930, первая премия), Дворца Советов (1931), генерального плана Москвы (1932).
Разработал планировочную схему «развивающегося города» (1929), рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию.
Основные постройки: жилой дом на Тверской улице (д. 6, 1928—31, с В. С. Колбиным), наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» (1935), перронный зал станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка»; 1934—35).
- павильон Махорка, К.Мельников
№10
- АСНОВА
АСНОВА- творческая организация рационалистов. Ассоциация новых архитекторов, объединение архитекторов, инженеров, художников, основанная в 1923 преподавателями Вхутемаса. Учредителями организации были: сам проф. Н. Ладовский и его коллеги — профессоры Н. В. Докучаев и В. Ф. Кринский, студ. А. Рухлядев, студ. В. С. Балихин и другие. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников. Члены Аснова занимались проблемами создания художественно-выразительной, эмоционально-насыщенной и ритмически острой архитектурной формы на основе новейших строительных материалов и конструкций, с учётом объективных психофизиологических закономерностей восприятия человеком объёма, пространства и цвета. Члены Аснова выдвигали идею создания качественно новой архитектуры на базе синтеза пластических искусств (в архитектуру вводятся новая эмблематика, революционные лозунги и т. д., выполненные средствами скульптуры, живописи и декоративных искусств), выполнили ряд заказных конкурсных проектов.
|
АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.
В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов — урбанистов АРУ.
- А.Родченко. Видение архитектуры в фотоработах.
Алекса́ндр Миха́йлович Ро́дченко— советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.
|
с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах.
Большую известность он приобрел в качестве фотографа. Начал снимать он в 1924 году и сразу создал своеобразный тип конструктивистской фотографии — с необычным углом зрения и резкой фрагментарностью. Заметим, что на этом поприще у него, конечно, были продолжатели, однако стиль Родченко-фотографа делает его снимки безошибочно узнаваемыми. Зритель вынужден то высоко закидывать голову, глядя на вершины сосен, то бросаться взглядом с балкона вниз. Снимая архитектурные объекты, Родченко придавал им едва ли не физически ощутимую динамику, превращая в конструктивизм то, что им вовсе не было.
В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино».
Для Родченко архитектура - посредник между миром чистой эстетики и повседневной жизнью.
В 1929 году как сценограф оформил в Московском театре Революции спектакль «Инга» по пьесе А. Г. Глебова[1].
Одновременно работал в кино
- собственный дом Мельникова
№11
- ОСА
О́СА — Объединение современных архитекторов (1925—31, Москва) — объединение группы конструктивистов (А. А. Веснин, М. Я. Гинзбург, А. К. Буров, А. С. Никольский и др.). Цель ОСА — преобразование окружающей среды путем создания новых рациональных типов зданий, развитие типизации и стандартизации в массовом строительстве, использование отвлеченно-эстетических элементов для формальной выразительности сооружения или среды, создание и использование новейших конструкций и мат-лов, анализ средств выразительности современной архитектуры и их психологического воздействия и т. п. Активно выступало против воссоздания старых архитектурных форм или любого национального стиля, связывая свои поиски с новым социальным укладом и образом жизни, единым для многонационального государства. ОСА издавала журнал "Современная архитектура" (1926—30).
|
Не которые члены ОСА: Веснин, Александр Александрович, Гинзбург, Моисей Яковлевич, Голосов, Илья Александрович, Ле Корбюзье, Леонидов, Иван Ильич, Малевич, Казимир Северинович, Родченко, Александр Михайлович
- Эль Лисицкий. Проуны.
Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им «проуны» (проекты утверждения нового). В период с 1919 по 1920 годы он написал большое число живописных проунов, часть из которых была переведена в графическую форму. Папки с литографиями проунов затем были изданы в Москве в 1921 году и в Ганновере в 1923 году.
Основные элементы архитектонических форм (масса, вес, материальность, пропорции, ритм, пространство и т.д.) прорабатывались Л.Лисицким на плоскости в графических экспериментах
«Проун есть пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре», — так определил свои искания он сам, никогда не придавал «проунам» самодавлеющего значения.
Проуны представляют собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремленные к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции. Первый проун, на оборотной стороне доски которого был в 1919 г. отштампован красный квадрат, знак группы «Уновис», носит название «Город», остальные идут под номерами. Сам Лисицкий, говоря о проунах, отмечал, что новая архитектура должна отражать новую реальность. В отличие от статических египетских пирамид, такая архитектура парит и балансирует. В 1919-1920 гг. Лисицкий писал проуны маслом, поверхностью для изображения избирая дерево и холст, впоследствии часть их была литографирована и издана в Москве (1921) и в Ганновере (1923).
Проуны сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.
3. клуб на Лесной ул. И.Голосов.
№12
- Эклектика конца 19 века. Сооружения, мастера.
Стиль эклектика - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. В архитектуре второй половины XIX в. развивалась тенденция широкого использования форм различных стилей прошлого, начиная с романского и кончая стилем барокко. Возникший таким образом стиль эклектика кроме всего прочего выполнял основное требование общества конца XIX в., заключавшееся в стремлении к максимальной, даже показной парадности общественных зданий, в которых над классическими строительными материалами и способами решения интерьеров начинают преобладать их имитации, богатые лепные украшения и другие декоративные формы.
Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы.
Стиль эклектика тяготел к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой. Характерной особенностью стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893—95; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894—95).
- К.Тон
Тон Константин Андреевич [1794—1881], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803—15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819—28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по архитектурной части (с 1854) петербургской АХ. Родоначальник официально внедрявшегося царским правительством эклектичного русско-византийского стиля (см. Псевдорусский стиль). Многие постройки Т. отличаются передовыми конструктивными решениями (использование крупных металлических конструкций и др.) и высоким качеством строительных работ. Произведения: Храм Христа Спасителя (1837—1883, не сохранился), Большой Кремлёвский дворец (1839—49; см. илл.) и Оружейная палата (1844—51) в Кремле, всё — в Москве; вокзалы — Николаевский (ныне Ленинградский; 1849) в Москве и Николаевский (ныне Московский; 1851) в Ленинграде (оба реконструированы в 1960—70-е гг. с сохранением первоначального фасада); альбом "Проекты церквей..." (1838).
- Московский планетарий, М.Барщ и М. Синявский