Деятельностный подход в изучении культуры




Реферат по предмету: «Культурология»

Тема: «Культура как социальное явление»


П Л А Н

 

1. Деятельностный подход в изучении культуры.

2. Понятие «культура».

3. Структура культуры.

4. Функции культуры.

5. Искусство в системе культуры.

6. Список используемой литературы.


Вне философской рефлексии культура может быть осознана лишь в виде отдельных ее проявлений, а не как социально-историческая и эстетическая целостность. Поэтому для определения сущности культуры я использую философско-эстетический анализ проблемы. При этом следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя ее «зачатки» обнаруживаются на самых ранних этапах развития общества, они не сразу получают адекватное отражение в сознании людей. Такое отражение становится возможным на более высоком уровне развития общества и самого человека. Пока жизнедеятельность людей зависела от неподвластных им сил природы, решающую роль в своей жизни они приписывали не самим себе, а обстоятельствам, которые они обожествляли, превращая в предмет религиозного почитания и культа. Природа наделялась специфическими человеческими чертами сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. И лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих, от их собственной продуктивно-творческой деятельности. По мере такого осознания и вырабатывались первые представления о культуре.

 

Деятельностный подход в изучении культуры

 

Поскольку субъектом культуры является сама человеческая личность, сущность которой раскрывается через активное, творческое начало, заложенное в природе человека, то среди многообразия взглядов на сущность культуры и самого человека одним из наиболее плодотворных в науке является деятельностный подход. В отличие от животного, именно человек обладает способностью целенаправленно и сознательно взаимодействовать с природой и другими людьми. В то время как жизнедеятельность животных подчинена в большей степени их приспособлению к условиям окружающей среды обитания, деятельный труд человека носит продуктивный характер и направление на преобразование не только своего непосредственного окружения, но и себя самого. Жизнедеятельность животных словно запрограммирована к определенной и относительно стабильной экологической среде и отсюда ее одномерный характер, практически неизменный в пределах нескольких поколений.

Жизнь человека в значительной степени направлена на осмысление своего бытия, на постановку сущностных вопросов этого бытия. Что есть мир и что есть Я в этом мире? В чем истина бытия и Кому принадлежит эта тайна? Что есть Благо, Любовь? Что такое Счастье, Добро, Красота? Нескончаемая череда вопросов и попытки найти на них ответы. Поиском ответов и их символизацией посредством языка искусства, науки, религии, мифологии и других форм духовного бытия и занята культура на протяжении многих тысячелетий своей истории.

Человек – венец творения. Но всякий ли человек? Всегда ли он реализует свой талант или направляет свои усилия и волю на что-то иное? От чего зависит его свобода выбора? Является ли он творцом своей судьбы? От мифологических представлений и художественных образов в искусстве – до научных теорий и политических дискуссий в культуре каждого народа накоплено немало ответов на эти вечные вопросы.

Роль каждого вида духовной культуры здесь поистине неоценима. Искусство – с помощью художественного образа, наука – с помощью понятий, теорий и умозаключений. Религия – религиозных догматов, все они строят свою картину мира, обогащая при этом, друг друга. Наука, заглянув в глубины Земли и Вселенной и осуществив техническую революцию, пока находится в самом начале пути в стремлении объяснить тайны мироздания и миросозерцания человеческой души. Современное научное знание нередко лишь стремится обрести ту полноту знания, которой обладали древние. По-видимому, методы научного анализа, которыми начиная с эпохи Просвещения пользовалась наука, оказались не столь безупречными, как казалось многим еще недавно (речь идет о рационализме как способе мышления в подходе к решению многих, в том числе и социальных проблем). Полнота античного знания (гнозиса) во многом определялась «включенностью» науки в древнюю традицию – не только европейскую, но и восточную. Своими глубинными корнями античное знание уходило в египетскую культуру, оказавшуюся отчасти доступной некоторым греческим посвященным (Фалесу, Пифагору и др.). Антиномичность (противоречивость) мышления, когда одновременно оба высказывания могут быть истинными, издревле отличала мышление мудрецов, содержала полноту их знания о чем-либо, включая самого человека.

В понимании культуры нашло выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в действительном мире, только ему свойственной активности, несводимой к действию ни природных, ни божественных сил, что означало рождение «культа» самого человека, пришедшего на смену всем иным культам древности. Возникновение самостоятельного понятия «культура» ученые лингвисты относят к XVIII в. На рубеже средних веков и Нового времени произошли существенные сдвиги в общественном бытии человека, которые коренным образом изменили отношение человека к окружающему миру и самому себе. Разрушились старые традиционные патриархальные связи и отношения, которые связывали человека с природными условиями его жизни. Благодаря общественному труду человек осознал свои действительные возможности, что, по-видимому, и привело к рождению понятия, наиболее полно фиксирующего результаты и последствия его деятельности – понятию культуры. Итак, что же такое культура?

 

Понятие «культура»

 

Слово «культура» встречается практически во всех языках народов мира. В переводе с латинского оно означает «возделывание». В философском энциклопедическом словаре дано следующее определении культуры: «Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности». Культура означает возделывание, преобразование и улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.

 

Структура культуры

 

Культура – явление многосложное, имеющее свою структуру. Она делится на духовную и материальную, что явилось следствием исторического разделения труда на умственный и физический и его специализации. Духовная культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Духовная культура органически дополняется материальной, или производственной, включающей мир техники.

Культура тесно связана с религией, стоявшей у истоков ее возникновения и развития и не случайно поэтому «культура» и «культ» имеют один корень. Глубина тайны творения мира и человека, заключенная в сакральном знании, требовала и особого языка передачи от поколения к поколению этой полноты знания и заключения его в особые формы. Для этой цели служило искусство. Поэтому именно эти две формы духовной культуры – религия и искусство – стояли у истоков ее возникновения задолго до возникновения других форм (науки, философии, права и др.).

Проблема соотношения религии и искусства является одной из центральных при рассмотрении необъятного мира человеческой культуры и созданных им общечеловеческих ценностей, имеющих специфические средства и формы выражения в каждой национальной культуре. Имея своим предметом «внутреннюю реальность», искусство и религия своими корнями были тесно связаны с ритуальным опытом древнего человека. Глубинные пласты сакрального питали искусство на всем протяжении его истории. Визуально и вербально воплощались в образы, содержащие в себе «проект» связи с миром «внутренней (подлинной) реальности», миром идеальных сущностей. Древние люди хорошо знали, что прикасаться к миру божественных тайн необходимо со всей осторожностью и соблюдая определенные условия. Мир европейской христианской культуры был наполнен символами и образами божественных откровений созданными по Образу и подобию, закрепленный и свято оберегаемый традицией. Однако со временем традиция пошатнулась, и уже «то, что было откровением для людей, живших в эпоху Просвещения, древние явно разумели…»

Действительно, культура человечества богата и многообразна в своих проявлениях. Она включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека – начиная от орудий труда, средств транспорта, технических изобретений и научных открытий, норм, философских учений, систем политической власти, права, религиозных верований, разнообразных традиций, ритуалов и праздников. Весь окружающий человека мир это мир созданной им культуры, которая пронизывает собой все сферы человеческой личности и общественную жизнь. Являясь для человека естественной средой обитания, культуру называют также «второй природой».

 

Функции культуры

 

Чем значительнее роль культуры в жизни общества, тем многообразнее ее функции. Важнейшая – гуманистическая функция свидетельствует о том, что благодаря культуре смягчаются противоречия между человеком и природой, человеком и человеком. В отличие от животных человек не только пользуется тем, что предоставляет ему природа, но и создает свой, «очеловеченный» мир – культурную среду, которая является «второй природой». Благодаря присущему человеку стремлению к красоте, он реализует эстетическую функцию, которая проявляется в том, что создавая разнообразный мир культуры, человек развивает и свои творческие силы и потребности. Он формирует свой духовный облик, являясь в то же время мерой создаваемой им культуры. В сочетании традиций и новаторства осуществляется процесс исторической преемственности культурных ценностей. Тем самым, проявляется коммуникативная функция культуры – сохранение и передача социально-значимой информации, которую человек усваивает, совершенствует и вновь передает новым поколениям. Благодаря науке и искусству человек не утрачивает свои знания и опыт, а постоянно их обновляет, расширяя горизонты познания (гносеологическая, или познавательная функция). И, наконец, в процессе воспитания и образования формируются нравственные ценности и мировоззренческие ориентиры личности, а также эстетические вкусы и идеалы (воспитательная функция).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: