Детей дошкольного возраста правилам
Пожаробезопасного поведения.
Дидактический материал по обучению мерам
И правилам пожарной безопасности
Ежегодно на территории нашего края происходят сотни пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожарах - это гибель детей, чаще всего гибнут дети дошкольного возраста.
Статистика пожаров показывает, что причиной жертв среди детей становится незнание ими элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнём и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания.
В связи с Федеральным законом РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 25), «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».
Главная цель обучения - сформировать у детей чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.
Основные принципы работы в обучение ПБ:
принцип системности;
принцип возрастной адресованности;
принцип интеграции;
принцип координации деятельности педагогов;
принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Работу по формированию основ пожаробезопасного поведения в дошкольном образовательном учреждении целесообразно вести в трех направлениях: с детьми, с педагогическим коллективом, родителями. Работа с детьми должна быть организована согласно перспективному плану.
Пример перспективного планирования
Сентябрь
познавательное занятие (лекционное);
просмотр фильмов;
экскурсия в пожарную часть.
Октябрь
познавательное занятие (тематика «Что такое газ и как с ним обращаться»);
познавательное занятие (тематика «Электричество в нашем доме»);
создание специальных ситуаций на тему «Действия при пожаре».
Ноябрь
экскурсия «Знакомство с пожарным щитом в детском саду»;
познавательное занятие «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование»;
иллюстрирование причин пожаров, оформление альбома;
чтение стихотворений, сказок по противопожарной тематике.
Декабрь
познавательное занятие «Труд пожарных»;
изучение стихотворений на тему пожаров (например «Кошкин дом»);
творческие занятия на тему «Осторожно, огонь!»;
создание специальных ситуаций по теме «Твои первые действия при пожаре».
Январь
познавательное занятие «Спички - не игрушка, огонь - не забава»;
чтение литературы по противопожарной тематике;
оформление альбомов о труде пожарных;
создание специальных ситуаций по теме «Эвакуация из помещения».
Февраль
выставки «О пожаре»;
литературная викторина и спортивная игра;
приглашение гостей из пожарной части.
Март
театрализованные игры;
составление творческих рассказов по противопожарной тематике.
Апрель
познавательное занятие «Пожар в лесу» с последующей изобразительной деятельностью;
сюжетно-ролевая игра;
спортивное развлечение, тематика, приуроченная к профессиональному празднику пожарных России (30 апреля).
Май
познавательное занятие «Правила поведения на природе»;
конкурс детского рисунка.
Июнь
летний праздник с включением тем по пожарной безопасности;
викторины.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра, как важнейшая специфическая деятельность ребенка, должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень общего развития, тем более ценой бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самостоятельных форм поведения у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов.
Игра - подлинная социальная практика, ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игр в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности ребенка. Именно через игру педагоги ДОУ наиболее плодотворно могут обучить детский коллектив ПБ.
В ДОУ необходимо проводить теоретические подготовки педагогических работников к осуществлению инновационной деятельности по привитию детям основ безопасности. А также проводятся практические занятия (обнаружение очага пожара, вызов пожарной службы, эвакуация детей из горящего здания, сверка списочного состава с фактическим количеством эвакуированных детей, размещение детей после эвакуации в заранее назначенном месте, тушение пожара с применением первичных средств пожаротушения до прибытия пожарных подразделений).
Формы работы с педагогами:
деловая игра «Основы безопасности жизнедеятельности»;
наглядная информация на противопожарные темы;
педсовет с привлечением пожарного инспектора;
практические занятия по оказанию первой помощи при ожогах;
консультация по профилактике пожаров.
Организуя образовательный процесс с детьми, педагогический коллектив всегда должен помнить, что успехов можно добиться только в сотрудничестве с их родителями. Перед родителями следует раскрывать содержание и важность обучения детей правилам осторожного обращения с огнем предупреждения игр с ним, формирования навыков безопасного обращения с бытовыми приборами.
Формы работы с родителями:
оформление информационных стендов;
оформление стенда с детскими работами на противопожарную тему;
консультация старшей медицинской сестры по ожогам пламенем;
памятки: «Как правильно установить елку», «Что делать, если загорелась одежда», «Средства пожаротушения в доме»;
консультация «Что должны знать дети дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности».
Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем педагогическому коллективу ДОУ необходимо рассматривать как одну из основных часть образовательной работы, при этом тесно связывая процесс обучения с нравственным воспитанием - одной из главных задач всестороннего развития дошкольника.
Глава 8