В структурном отношении требования и к реферату, и к контрольной работе идентичные. Эти виды работ предполагают наличие следующих составляющих: титульный лист (где указываются тема работы, ФИО студента, курс и группа, ФИО преподавателя, ведущего курс по рассматриваемой теме); план, отражающий основное содержание работы; введение, в котором подчеркивается актуальность рассматриваемой проблемы, ее обоснование; одна или две теоретические главы; заключение в виде подведения общих итогов; библиографического списка.
Контрольная и реферативная работа носят теоретический характер. Поэтому содержание такого рода работ предполагает краткий исторический обзор подходов к рассмотрению проблемы, современные тенденции. Необходимо представить основные понятия и термины, которые отражают суть предлагаемой темы. Причем такое представление желательно делать по дедуктивному способу, где границы общего и частного может определять сам студент. Например, при рассмотрении определенного вида такого или иного познавательного процесса (к примеру, произвольного внимания, логической памяти или наглядно-действенного мышления), необходимо охарактеризовать этот психический процесс в целом (внимание, память, мышление) и только после этого обращаться к его видам и конкретно к предлагаемому к рассмотрению виду.
Объем работы может варьироваться от 7 до 15 страниц в зависимости от требований преподавателя, ведущего руководство над этими видами деятельности студентов. Введение и заключение к работе не должно превышать 2 страниц соответственно. Библиографический список предполагает рассмотрение 5-7 источников.
Курсовая работа предлагается студенту, который имеет опыт написания контрольных или реферативных работ. Как уже было обозначено выше, такой вид работ предполагает наличие как теоретической, так и эмпирической части. В целом, курсовая работа может включать 2-3 главы (одну (две) теоретические и одну экспериментальную) в зависимости от объема проработанного материала. К основным требованиям к курсовым работам следует отнести следующие:
|
Структура курсовой работы:
l титульный лист;
l план-содержание;
l введение: актуальность и практическая значимость проблемы, объект исследования, предмет исследования, гипотеза, задачи исследования, этапы работы, методы, база исследования (учебное заведение (детский сад, ясли-сад, школа и др.), район, город), общая характеристика испытуемых (дошкольная группа, класс, возраст, общее количество респондентов, половая дифференциация, принципы отбора), структура работы;
l теоретическая часть: исторический обзор, современное состояние проблемы, выводы по главе (обобщение с гипотезой);
l экспериментальная часть: цель экспериментального исследования, гипотеза, методы, программа исследования, характеристика испытуемых; количественный и качественный анализ полученных результатов, обсуждение данных; выводы по исследованию и рекомендации; число испытуемых – не менее 12-15 человек;
l заключение: общие выводы по теоретической и экспериментальной частям (основной понятийный аппарат, результаты полученных экспериментальных данных); определение перспектив дальнейших исследований по проблеме;
l библиография (список использованной литературы): количество литературных источников – не менее 15-20.;
|
l приложения (таблицы, графики, гистограммы, математические расчеты, стимульный материал, работы испытуемых участников (рисунки, анкеты, тесты и т.д.).
Объем курсовой работы:
l общий объем – до 50 страниц:
l объем введения – до 3 страниц;
l объем заключения – до 2 страниц;
l объем библиографии – до 3 страниц (не менее 25 -30 источников);
l оставшиеся листы – примерно поровну на 1 и 2 главу;
l количество строк на листе – 30 + 2.
Требования к оформлению методики:
l название методики;
l автор методики (если есть);
l цель методики;
l источник (оформляется в виде ссылки на библиографию);
l оборудование (стимульный материал – карточки, бланки, предметы и т.п.);
l инструкция испытуемому (в прямой речи);
l ход исследования;
l форма протокола;
l алгоритм обработки данных;
l форма представления ожидаемых результатов (таблицы, графики, гистограммы и т.п.);
l математические расчеты (со ссылкой на приложение) – если имеются;
l направление анализа результатов.
Следует отметить, что в последнее время студентам предлагается защита своих курсовых проектов. К процедуре защиты относят анализ следующих знаний и умений студента: знание основного понятийного аппарата рассматриваемой темы; персоналий, которые обращались к этой проблеме (в историческом контексте и в современный период); четкое и конкретное ориентирование в проведенном экспериментальном исследовании (процедура проведения эксперимента, характеристика испытуемых, условно точные результаты, полученные в ходе экспериментальной ситуации); умение анализировать и объяснять исследовательские результаты, высказывать свое отношение и свою позицию по предлагаемой в курсовой работе проблеме.
|
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала
Лекция 1. Введение в социальную геронтологию
План
1. Развитие социальной геронтологии.
2. Предмет, объект, цели и задачи социальной геронтологии.
3. Междисциплинарность социальной геронтологии, разделы и направления геронтологии
4. Определение старости на макро-, мезо- и микроуровнях.
Основные понятия: геронтология, герокомия, хронология старости, старость, старение, гериатрия, социальная геронтология, биология старения,
Одной из особенностей нашего времени является интенсивное развитие геронтологии — науки о старении и старости. Вековая мечта человечества о продлении жизни стала актуальной научной проблемой.
Старость, старение интересовали людей с незапамятных времен. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии сопутствовали человеку на протяжении всей его истории. Истории о старости берут начало с момента возникновения медицины. В трудах Гиппократа и врачей его школы встречаются первые описания признаков старения и болезней у старых людей. По мнению этих ученых, заболевание зависит от возраста, конституции человека, его характера и общего телосложения. По мнению Гиппократа, флегматики особенно подвержены болезням старости. Он подчеркивал, что люди с холодным темпераментом стареют быстрее. Напротив, для холериков старческий возраст — самый здоровый период жизни. Тогда же было отмечено, что старые люди чувствуют себя лучше летом и в начале осени.
Г иппократ и его последователи описали специфические симптомы болезней почек и желчных путей в старости, старческого удушья и кашля, боли в суставах, головокружение, бессонницу, ослабление слуха, катаракту и др. В Древней Греции была разработана схема гигиенического режима для старых людей "умеренность во всем": пище, привычных навыках и в активности.
Школа Гиппократа впервые дала разграничение хронологического возраста человека:
•детство (инвертия) — до 14 лет;
•зрелость (адолесцентиа) — от 15 до 42 лет
•старость (сенектус) — от 43 до 63 лет;
•долголетие (сениум) — от 63 лет и старше.
Древнеримский врач и ученый Гален изучил старение и старость, исходя из принятой древнегреческой медицинской концепции сущности жизни как равновесия между элементарными качествами: теплом, холодом, влажностью, сухостью. Гален ввел понятие "дискразии" как феномена старости, проявляющегося в потере теплоты и влажности тканей и нарастающей сухости человеческого тела. Он впервые разграничил нормальное и болезненное старение, которое называл senium ex morti. Внимание его школы было обращено, прежде всего, нa профилактику старости и стремление поддержать гармоническое равновесие здоровья старого человека, именно Гален рекомендовал новое направление в медицине (герокомия), т. е. учение о старости. Пожилым людям ученый рекомендовал легкую пищу: нежирное мясо, грибы, рыбу, растительные масла, сухофрукты.
Представитель арабской медицины Авиценна предписывал старым людям молочно-растительную пищу, немного красного вина, прогулки, массаж, верховую езду и слабительные средства. Большой вклад в развитие герокомии внесли выходцы из Салермской медиц инской школы (Италия). Все правила режима для старых людей были написаны ими в книге "Салермские правила о здоровье". По их мнению, для достижения долголетия необходим режим в активном возрасте: умеренный образ жизни, радостное настроение и отдых.
Английский философ XVI в. Ф. Бэкон геронтологию как науку разделил на две группы: наука о природе и наука о человеке. Он был убежден, что самое большое влияние на процесс старения оказывают вредные привычки.
В XIX столетии клинические наблюдения становятся основой учения о старости в Германии, Англии, Франции, где и созданы геронтологические центры. Значительно позже в США появились специализированные медицинские учреждения для старых людей, страдающих хроническими заболеваниями.
Американский геронтолог — врач И. Нашер, считал, что старость есть болезнь, перед которой медицина бессильна, и по его инициативе в 1912—1914 гг. в Нью-Йорке было издано первое руководство по геронтологии и гериатрии для студентов-медиков и было создано первое научное о бществ о гериатров. Науку о болезнях пожилого и старческого возраста он предложил называть гериатрией по аналогии с педиатрией — наукой о болезнях детского возраста, и за короткий период в США возникают крупные клиники и центры, в которых широко изучаются проблемы геронтологии и гериатрии, а также с оциальные проблемы старости.
В середине XVIII в. в России И. Фиш ер пишет книгу "О старости, ее степенях и болезнях", в которой говорится о конституционных факторах и их зависимости от вредных привычек.
В начале XIX в. Е. Енгальчев а написала книгу "Определение человеческой жизни" — профилактика болезней, закаливание, диета и режим питания.
Выдающийся русский врач СП. Боткин и его ученики в конце XIX в. провели массовое обследование престарелых в Петербурге. Результаты этого обследования дали основание рассматривать старение как естественный физиологический процесс. Они установил, что у различных особей признаки жизни и долголетия бывают разные, например, у орла и дуба, слона и мыши, человека и животных и т. д. Старение развивается не одновременно и с различной динамикой.
Родоначальником современной отечественной геронтологии считается И.И. Мечников (1845—1916). Его работы посвящены роли межтканевых взаимоотношений в механизмах старения. И.И. Мечников впервые в мире получил экспериментальную модель старости. И.И. Мечник ов утверждает, что старость есть болезнь, которую нужно лечить, но по существу и до настоящего времени эта теория представляет актуальную проблему геронтологии: старение - результат интоксикации организма продуктами обмена бактерий в кишечном тракте и продуктами азотного обмена, мочевых кислот. Идея И. И. Мечникова о профилактике старения и борьбе за долголетие не потеряли своего значения и в наши дни. Однако И. И. Мечников, говорил: «Долгая жизнь ценна не сама по себе, а лишь в том случае, когда она совпадает с сохранением физических и умственных способностей».
Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849—1936) доказал роль нарушений высшей нервной деятельности в развитии преждевременного старения.
Важную роль в развитии геронтологии сыграли труды А.А. Богомольца (1881—1946), направленные на изучение клеточных механизмов старения. Им при содействии Н.Д. Стражеско (1876—1952) в 1938 г. в Киеве была проведена первая в мире конференция «Старость» по проблеме старости и профилактике преждевременного старения. Конференция была организована на основе результатов массового обследования долгожителей горных районов Абхазии и Азербайджана (1937). Было установлено, что у разных людей признаки старения развиваются не одновременно. Был выдвинут тезис о максимальном продлении человеческой жизни (150 лет и более);На этой конференции были представлены труды А.В. Нагорного (1887—1953) о молекулярных механизмах старения.
В 1958 г. был создан в Киеве (СССР) Институт геронтологии и гериатрии АМН. Цель этого института, ставшего ведущим геронтологическим центром по изучению фундаментальных проблем старения, стала разработка трех основных направлений в геронтологии: экспериментально-биологического (В. В. Фролькис), клинико-физиологического (Д. Ф. Чеботарев, А. В. Токарь) и социально-гигиенического (Н. Н. Сачук, В. В. Безруков).
Общепризнан значительный вклад в развитие отечественной геронтологии В.В. Фролькиса, Д.Ф. Чеботарева, О.В. Коркушко. Свой вклад в изучение проблем геронтологии и активного долголетия внесли так же 3. Г. Френкель, В. В. Нагорный, В. И. Никитин, М. С. Мильман, В. В. Алпатов, И. А. Аршавский, А. А. Богомолец и др.
Современные отечественные геронтологи: М.В. Глезер, П.А. Воробьев, И.Н. Денисов, Н.М. Михайлов, В.В. Серов, СВ. Яковлев, Н.Н. Яхпо, Л.Б. Лабезников, А.Л. Гребнев, А.П. Голиков, А.С. Мелентьев, B.C. Гасилин, Ф.И. Комаров, Е.И. Гусев, И.В. Мартынов, А.И. Мартынов, А.И. Малиновский, Н.В. Корнилов и др.
Значение научных исследований и достижений советских геронтологов невозможно умалить, они общеизвестны и признаны за рубежом; эти результаты должны быть востребованы, проанализированы и использованы в новых условиях российской действительности.
Геронтология имеет три основных раздела.
Биология старения — раздел геронтологии, объединяющий изучение процесса старения живых организмов (высших животных и человека) на разных уровнях их организации: субклеточном, клеточном, тканевом, органном и системном. Биология старения изучает механизмы нормального старения животных и человека, причины развития патологических процессов, свойственных стареющему организму. Использует методы экспериментального исследования на животных с разной видовой продолжительностью жизни и клинико-физиологическое исследование человека в разные возрастные периоды.
Гериатрия — учение о болезнях людей пожилого и старческого возраста. Гериатрия изучает возникновение, развитие, диагностику, лечение и предупреждение возрастной патологии, особенности обычных заболеваний в пожилом возрасте, а также организацию медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп.
Социальная геронтология изучает влияние условий жизни на процессы старения и стареющего человека и разрабатывает мероприятия, направленные на устранение отрицательного воздействия факторов окружающей среды в целях максимального продления активной и полноценной жизни человека. Это учение о взаимосвязи между возрастом стареющего человека, его здоровьем и работоспособностью в условиях окружающей среды. Социальная геронтология изучает вопросы социальной статистики, влияние социально-экономических факторов на качество жизни пожилых, положение пожилых людей в семье и обществе, взаимоотношения между поколениями и др., а также влияние фактора старения населения на развитие страны. Социальная геронтология объединяет представления об образе жизни стареющего человека (труд в предпенсионном и пенсионном возрасте, гигиена питания, отдыха, режим двигательной активности, личная гигиена и др.), а также выясняет причины раннего старения, в том числе и раннего профессионального старения. Как видно из определения социальная геронтология представляет собой междисциплинарную область исследований и имеет три основных компонента - биологический, психологический и социальный.
Биологический подход акцентирует физиологическую сторону старости, психологический — мыслительные и психические аспекты старения.
Старость в социальном контексте включает, в свою очередь, три различных направления.
· Первое имеет дело с индивидуальными переживаниями пожилых людей; здесь старость рассматривается в социальных рамках семьи, общества и культуры в целом.
· Второй подход стремится определить место пожилых людей в обществе.
· Третий, изучает проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики.
Поэтому объектом исследования социальной геронтологии является пожилой человек в структуре общества и системе общественных отношений, в качестве предмета исследования можно выделить адаптацию и социализацию пожилого человека в социуме.
В зависимости от целей конкретного научного исследования в предмете исследования могут быть определены следующие важнейшие взаимосвязанные направления:
· место и роль старения, старости и смерти в жизнедеятельности личности;
· социальное самочувствие пожилого человека, степень реализации им прав человека;
· социальная, экономическая и политическая активность пожилых граждан;
· личностный потенциал пожилого человека, возможности его раскрытия и использования в интересах самого пожилого человека, его семьи и социума;
· индустрия социально-геронтологических услуг, направленная на создание нормальных условий жизнедеятельности пожилого человека с целью обеспечения наиболее полной его самореализации, повышения статуса пожилых граждан в обществе;
· проблема взаимоотношений и взаимодействия, "солидарности" поколений;
· семейный статус пожилого человека, проблема одиночества в пожилом возрасте;
· состояние и перспективы развития "стареющего" социума;
· социальная профилактика старения, направленная на достижение активного долголетия индивидов и, следовательно, частично решающая проблему "стареющего" социума;
· исторические традиции в отношении общества к пожилым, формы и методы помощи пожилым и престарелым людям в России и за рубежом;
· опыт зарубежных стран по разработке и реализации государственной геронтологической политики, созданию систем социальной защиты пожилых людей;
· деятельность негосударственных организаций и фондов, религиозных конфессий по оказанию помощи престарелым гражданам;
· и другие.
Таким образом, социальную геронтологию можно рассмотреть на трех уровнях.
Первый или низший уровень анализа (микроуровень) охватывает процессы физического и психологического старения, присущие отдельному индивиду. Этот уровень объединяет две взаимосвязанные сферы исследования - медико-биологическую и психологическую. Следующий средний (мезоуровень) уровень означает перемещение фокуса исследований с психофизиологических параметров индивидуального старения на процесс старения личности как группы и переживание опыта старости в непосредственном социальном окружении. Этот уровень может быть назван социально-психологическим. Наконец, третий (высший) уровень геронтологического знания - макросоциальный. Здесь анализируются такие явления, как воздействие на процесс старения доминирующего способа производства, характер семейных жилищных условий, религии, распределения экономических ресурсов и политической власти, уровня социального благосостояния, темпов научно-технического прогресса.
Все три уровня находятся в сложных отношениях взаимной зависимости; в свою очередь, внутри каждого из них существует целый комплекс взаимовлияний между разными параметрами старения. Однако, несмотря на очевидную связь, которая существует, например, между типичными заболеваниями пожилых и уровнем индустриального развития общества или между распространенными стрессовыми состояниями престарелых в определенных социальных группах, геронтологические исследования до сих пор носят "узковедомственный", разобщенный характер. Они проводятся под эгидой разных социальных институтов, причем то, что интересует медиков, остается вне поля зрения социологов, а их результаты никак не влияют на работу социальных психологов, и наоборот.
Макротеоретический анализ - это важнейшая часть социальной геронтологии. Традиционный интерес здесь представляет воздействие макросоциальных факторов на положение престарелых и доминирующий образ старости. Так, в ряде работ было показано, как характерное для современного общества преимущественное распространение знаний среди молодежи в сочетании с высокими темпами научно-технического развития и социальных новаций постепенно разрушило устойчивую ассоциацию между старостью и авторитетом, заменив ее образом старости как жизненной фазы, достойной презрительного сожаления. Гораздо меньше внимания в работах геронтологов уделяется обратному процессу, т. е. социальным воздействиям общественных групп и отдельных индивидов, которые подготавливают трансформацию ценностей и социальные связи на уровне макроструктур.
Как правило, геронтологи ограничивают изучение значимых перемен в положении престарелых социально-психологическим анализом на уровне группы.
Другим фундаментальным основанием "динамической геронтологии" должны стать "процессуальный подход" и принцип изменения в самом широком его толковании. В контексте современной цивилизации процесс старения следует рассматривать в трех временных перспективах: а) как последовательность индивидуальных возрастных изменений; б) как смену поколений; в) как процесс исторического развития. Инструментами анализа здесь могут быть понятия возрастной когорты и жизненного цикла. Популярный среди геронтологов когортный анализ позволит получить адекватные результаты только в том случае, если различия возрастных когорт будут соотнесены с условиями индивидуального развития в течение жизненного цикла, с одной стороны, и с историческими условиями, внутри которых происходит развертывание жизненного цикла, - с другой. Преимущество динамической перспективы состоит, таким образом, в том, что она позволяет осмыслить специфику наблюдаемых этапов жизненного пути как результат текущих социальных процессов. Направления социальной геронтологии представлены на схеме, показанной на рис.
Рис. 1. Направления социальной геронтологии
Направления социальной геронтологии | |||||||
Изучение старения как процесса в его биологическом и психологическом измерениях | Институциональный подход, акцентирующий проблемы социоэкономического статуса и социальных ролей пожилых | Историко-культуро-логический анализ, сопоставление различных представлений о старости и социальных аттитюдах | |||||
Вопросы для самоконтроля
1. Какие проблемы влечет за собой старение современного общества?
2. Охарактеризуйте новую модель старости.
3. Определите предмет социальной геронтологии.
Основная литература
1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997.
2. Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериоатрия. М., 1995.
3. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.-Воронеж. 2000.
4. Социальная геронтология/Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской. М.,1998.
5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.
6. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.
Дополнительная литература
1. Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы. СПб.: НАУКА, 1985.
2. Мелькумян А.С. Геронтология: Учеб. Пособие. М., 2000.
3. Филатова С.А. Геронтология. Учебник/ С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Изд.3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4. Ревуцкая З.Г., Деркач Н.В.//Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1969 – 1970. Киев, 1970.
Лекция 2. Теоретико-методологический анализ старения и старости
План
1. Понятия старения, старости и витаукта. Механизмы старения и витаукта.
2. Происхождение и эволюция понятия "старость". История развития отношения к старости.
3. Методологические основания анализа старости.
4. Роль и место старости в онтогенезе человека. Сущность и виды старения.
5. Социогеронтологические теории.
Основные положения: старение, старость, витаукт, социогеронтологические теории.
До сих пор не прекращаются споры о том, когда возникает старение организма — вместе с его зарождением, с прекращением роста, с началом климактерического периода и т. д. Спор имеет общебиологическое значение не только для понимания сущности старения, но и для построения тактики и стратегии поиска средств увеличения продолжительности жизни.
Знание закономерностей развития старения дает возможность прогнозировать появление таких заболеваний, как атеросклероз, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и мозга, сахарный диабет, рак. Эти заболевания развиваются в старшем возрасте, и большинство ученых считают, что это связано с процессом старения.
Следует различать понятия «старение» и «старость».
Старение — это разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом в результате нарастающего повреждающего действия экзогенных факторов и ведущий к недостаточности физиологических функций организма. Старение приводит к уменьшению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии и увеличению вероятности смерти.
Старение связано с изменениями, происходящими на всех уровнях организации живой материи — молекулярном, субклеточном, системном, целостного организма.
Закономерные возрастные изменения организма называются г оморезом. Определение гомореза позволяет прогнозировать темп старения — естественный, ускоренный или замедленный. Чем плавней и медленнее механизм старения, тем вероятнее достижение большей продолжительности жизни.
Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения:
1. Старение — генетически запрограммированный процесс, результат закономерной реализации программы,
Старость — это закономерно наступающий заключительный этап жизнедеятельности человека, являющийся следствием процесса старения.
Наряду со старением в организме действует процесс витаукта.
Витаукт — процесс, стабилизирующий жизнедеельность организма, повышающий его надежность, направленный на предупреждение повреждения живых систем с возрастом и увеличение продолжительности жизни. На процессы старения и витаукта влияют не только эндогенные факторы, но и окружающая среда. Это обосновывает поиск оптимального образд жизни, экологических условий, замедляющих темпы старения.
Люди стареют в разном темпе. Продолжительность жизни и приспособительные возможности в одном и том же возрасте у разных людей существенно отличаются. Поэтому в геронтологии существует понятие «биологический возраст». Биологический возраст — это мера старения организма, его здоровья, предстоящая продолжительность жизни. Для определения биологического возраста разработаны тесты, определяющие морфологические, физиологические, психологические изменения (ударный объем крови, артериальное давление, определение функции внешнего дыхания, аудиометрия, аккомодационные способности глаза, изменения в анализах крови и др.). Математическая обработка результатов тестирования дает возможность объективно определить биологический возраст. Определение биологического возраста позволяет разграничить физиологическое и преждевременное старение. Чем больше календарный возраст человека опережает биологический, тем медленнее темпы его старения, тем больше будет продолжительность его жизни. У долгожителей биологический возраст меньше календарного.
При старении изменения происходят на всех уровнях организации живой материи — молекулярном, субклеточном, клеточном, системном, целостного организма. Закономерные возрастные изменения организма называются гомеорезом.
Старение в отдельных органах и тканях наступает в разное время (гетерохронность). Атрофия тимуса у человека начинается в возрасте 13—15 лет, половых желез у женщин в 48—52 года, а некоторые функции гипофиза сохраняются на высоком уровне до глубокой старости. Выраженность процесса старения неодинакова для разных органов и для разных структур одного и того же органа (гетеротопность). Например, старение пучковой зоны коркового вещества надпочечников выражено меньше, чем клубочковой. Возрастные изменения в разных органах развиваются с различной скоростью. Так, изменения опорно-двигательного аппарата медленно нарастают с возрастом, а сдвиги в ряде структур мозга возникают поздно, но быстро прогрессируют, нарушая его функцию. Отмечается также разнонаправленность возрастных изменений. Например, секреция половых гормонов уменьшается, а гонадотропных гормонов гипофиза увеличивается.
Снижение адаптационно-регуляторных возможностей организма происходит поэтапно. На первом этапе — «максимальное напряжение» — мобилизуются процессы витаукта, сохраняя приспособительные возможности в оптимальном диапазоне изменения обмена и функции, несмотря на прогрессирование старости. На втором этапе — «снижение надежности» — несмотря на процессы витаукта, приспособительные возможности снижаются, но сохраняется уровень основного обмена и функции. На третьем этапе изменяются основной обмен и функции. Таким образом, при старении сначала снижается способность адаптироваться к значительным нагрузкам, а затем изменяются уровень обмена и функции даже в покое.
Старение — многопричинный процесс. Такие факторы, как стресс, болезни, активизация свободно-радикального окисления и накопления перекисных продуктов метаболизма, воздействие ксенобиотиков (чужеродных веществ), изменение концентрации водородных ионов, температурные повреждения, недостаточное выведение продуктов распада белка, гипоксия, воздействие ионизирующего излучения и т. д., ускоряют процесс старения и уменьшают продолжительность жизни.
Старение является многоочаговым процессом, возникающим в разных структурах клетки (ядре, митохондриях, мембранах и т. д.); в разных типах клеток (нервных, секреторных, иммунных, печеночных, соединительнотканных и др.)
Происхождение и эволюция понятия «старость» Временная траектория становления человека от момента рождения до смерти включает ряд возрастных этапов развития. Возрасты жизни фиксируют возрастное различие в ритмах биологического и социального времени. Структурная организация возрастных этапов представлена не системой иерархии, или цикличностью, а «цепочкой» возрастов жизни, между которыми нет черты, разделяющей их непроходимой стеной. Возрастные этапы, не тождественные друг другу, но вполне равноценные, складываются в целостность истории человеческой личности. Существует определенная преемственность между возрастными этапами в процессе индивидуального развития, понимаемая как сохранение объективных необходимых связей между ними. Каждый более поздний этап развития имеет своей предпосылкой непрерывное течение предшествующих этапов развития. Сама последовательность по направлению к данному этапу не осуществляется с необходимостью. Человек может умереть раньше, чем он достигнет более поздней ступени.
Качественно своеобразные этапы жизни человека рассмотрены в трудах К. Юнга, Э. Эриксона, Д. Левинсона, Б. Ананьева, Г. Андреевой, Л. Выготского, А. Петровского, А. Леонтьева, В. Давыдова, В. Слободчикова. Наиболее изучен период от рождения до окончания школы, что связано в первую очередь с наличием обязательного института социализации — школой. Следующие за ним возрастные периоды во многом остаются «белым пятном» в гуманитарной науке, что в полной мере отражается на исследовании заключительного этапа жизненного пути человека.
В теоретических учениях о жизни человека старость рассматривается как финальный этап, фокусирующий ценностный опыт человека. Если возраст определить как меру погружения в жизнь, тогда старость — глубинное погружение, пространство обитания многообразных смыслов, случайных или намеренных, фиксирующихся в человеческой памяти, которые можно обнаружить в языке, жестах, этикете, бытовой ориентации, возрастных «фильтрах» и «усилителях». Молодость дает смысловую подготовку жизни, старость — смысловое завершение жизни, ее смысловой эпилог. Старение, по определению Витторио Хесле, есть «превращение времени во внутренний фактор жизни организма», когда выстрадан и оплачен каждый эпизод жизненного опыта. Иначе говоря, человек на этом этапе жизни осознает свою принадлежность времени, осознанно движется по временному графику, замечает «плотность» жизни.
При анализе старости как этапа жизненного пути человека важно отметить следующее: 1) старость есть финальный этап в инвариантной последовательности возрастных стадий; 2) старость равноценна в соотношении с другими возрастными периодами; 3) старость фиксирует смысловые компоненты жизненного опыта; 4) старость испытывает давление предшествующих возрастных стадий развития. Время не преображает человека, оно раскрывает, высвечивает его сущность. Иначе говоря, роль старости в значительной степени обусловлена тем багажом знаний, умений, навыков, личностных характерологических свойств, которые складываются у человека в предшествующие периоды.
Этимологический анализ термина «старость» позволяет представить схему развития данного понятия, его конкретные значения, необходимые для адекватной интерпретации и применения. Слово «старость» с этимологической точки зрения первоначально означало жизненную силу, энергию (от инд. ster, st(h)a — проявлять силу, энергию). Лишь впоследствии развилось его временное значение. Совпадение в одной лексеме двух далеких друг от друга значений не случайно. Архаичное мышление оба значения считало близкими. Человеческое сознание начиная с периода первобытных религий моделирует категорию жизненной силы как некую нематериальную субстанцию, разлитую в космосе и циркулирующую во всех включенных в космическое единство вещах и существах и этим обусловливающую сам факт их существования.
В недалеком прошлом лишь немногие люди доживали до старости — именно те, кто обладал мощной конструктивной силой, организующей жизненный материал в наполненное смысловое целое. Само слово «старость» стало означать некую цезуру (решающий момент), когда человек, приложив усилия, чего-либо добивался, достигал, когда начинал осознавать собственную силу благодаря опыту преодоления преград, когда его окружали почет и уважение сородичей. Не случайно древние мифологии изобра-жаютдемиАфга старцем, представляющим духовное лоно народа. От него, по некоторым представлениям, каждый человек получал свою «душу», и к нему она возвращалась после смерти.