ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ВОКРУГ СОБЫТИЙ НА УКРАИНЕ




В XXI веке одну из ключевых ролей во всех сферах жизнедеятельности человека занимает информация. На сегодняшний день мы имеем доступ к огромным массивам информации, благодаря развитию Интернета, технологий и т.д. Однако за большими потоками информации часто теряется основная суть происходящих событий, появляется «медийный шум», «информационный мусор», возникает проблема подлинности СМИ. Это дает возможность заинтересованным лицам использовать бесчисленные информационные потоки в своих целях, что и приводит к возникновению таких глобальных явлений, как «информационная война».

Информационная война затрагивает все аспекты человеческой жизни, ее последствия более чем не предсказуемые. Целью информационных войн является не захват территорий, как это понимается в «классическом» определении войны, а захват человеческого сознания, что также может привести к исчезновению целых народов.

Информационная кампания, направленная на отделение Украины от России и противопоставление украинского народа русскому, уходит корнями в годы Первой мировой войны. С тех пор европейские, а позже и американские политические и общественные деятели всячески поощряли националистические настроения на Украине и стремление отдельных слоев украинского общества к сближению с Европой. Распад Советского Союза и обретение Украиной независимости привели к активизации борьбы за украинский народ. США и страны Европы проводили масштабные кампании по приведению к власти прозападных политиков, реабилитации украинских националистов, искажению роли России и СССР в становлении Украины. Результатом стала "оранжевая революция" 2004-2005 гг., по итогам которой Киев взял курс на евро-атлантическую интеграцию.

Выборы на Украине в 2010 г. и возвращение к добрососедским отношениям с Россией породили новый виток информационного противоборства между Москвой и западными странами. В то время как Россия предпринимала шаги по укреплению экономики соседней страны и развитию взаимовыгодных отношений, Запад спекулировал на мифической необходимости "защиты Украины от имперских амбиций Москвы" и создавал видимость готовности принять Украину в "европейскую семью". В итоге Киев приостановил процесс подписания соглашения об ассоциации с ЕС в связи с угрозой ущерба для экономики страны. Многие мировые СМИ расценили это как очередную победу Президента РФ В. Путина на международной арене [3, c. 36].

Подобный удар по геополитическим амбициям Вашингтона и Брюсселя, спровоцировал волну критики со стороны западных политиков в адрес украинского и российского руководства. Одновременно с объявлением украинских властей о приостановлении подготовки к заключению соглашения с ЕС 21 ноября 2013 года на центральной площади Киева был организован масштабный митинг сторонников евроинтеграции. Параллельно в глобальном информационном пространстве началась эскалация многополярного информационного противоборства.

На начальном этапе политического кризиса на Украине активная пропаганда со стороны западных политиков и СМИ сконцентрировалась на поощрении протестных выступлений антиправительственных сил, информационной поддержке лидеров оппозиции в лице В. Кличко, О. Тягнибока и А. Яценюка, а также на искажении информации о сути соглашения об ассоциации Киева с ЕС. Помимо этого, в информационном пространстве был закреплен термин "евромайдан", призванный символизировать борьбу украинского народа за европейские ценности. Главным объектом для критики стали президент В. Янукович и его администрация. Одновременно в западной прессе усилились попытки дискредитации политики России в отношении Украины. Кремль обвинялся в оказании давления на украинские власти из-за нежелания смириться с "европейским выбором" народа [1]. В результате у многих участников протестных акций сформировалось искаженное восприятие происходящих политических процессов.

Параллельно с этим европейские и американские политики открыто выступали на площадках евромайдана, призывая к активизации борьбы и провоцируя эскалацию напряженности. Наибольшую активность проявили Дж. Маккейн, В. Нуланд и К. Эштон, а также многие польские политические активисты, другие представители европейской дипломатии и бывший президент Грузии М. Саакашвили [3]. Митинги, проводимые украинской диаспорой в поддержку «евромайдана», произошли во многих странах мира.

Поводом для эскалации информационного противоборства стала неудачная попытка разгона евромайдана 30 ноября 2013 года и начало активного участия неонацистских боевиков в протестных акциях. Западные СМИ тут же растиражировали информацию о жестоком избиении и даже убийствах мирных студентов сотрудниками спецподразделений МВД "Беркут" по личному приказу В. Януковича [3]. В этих условиях вектор информационной политики Запада сместился с поддержки идей евроинтеграции на прямую критику украинских властей. При этом искусственно замалчивались активные действия экстремистских националистических группировок евромайдана и нападения на сотрудников правоохранительных органов.

Дальнейшее обострение ситуации в Киеве продемонстрировало крайне циничную позицию, занятую Западом в украинском вопросе, и абсолютное нежелание объективно освещать события со стороны подавляющего большинства западных СМИ. Широкий резонанс в них вызвал расстрел демонстрантов и сотрудников правоохранительных органов "неизвестными снайперами" 20 февраля 2014 г., который был использован для критики Януковича. Так, британская газета "Таймc" отметила, что "руки Януковича обагрены кровью, его снайперы в Киеве стреляли в протестующих" [3].

Официальная позиция Запада осталась неизменной даже после разоблачительной публикации в Интернете 5 марта 2014 г. перехвата телефонного разговора между К. Эштон и министром иностранных дел Эстонии У. Паэтом, в котором тот высказал предположение, что снайперы могли быть наняты активистами евромайдана [2].

Новым этапом в развитии информационной обстановки вокруг "снайперского дела" стала публикация американским изданием "Дейли бист" фото и видеоматериалов, якобы свидетельствующих о том, что расстрел демонстрантов осуществило спецподразделение СБУ Украины. Более того, автор статьи Дж. Деттмер отмечает, что подготовкой этого подразделения занимались сотрудники российских спецслужб [4].

Окончательное смещение вектора западной пропаганды с внутриукраинских противоречий на дискредитацию политики России произошло после воссоединения ее с Крымом. Несмотря на то, что общекрымский референдум прошел при высокой явке избирателей (более 82%) и получил положительную оценку международных наблюдателей, руководители США, ЕС и НАТО еще до окончания голосования объявили о его "нелегитимности". При этом звучали обвинения в адрес Москвы о военном вторжении на территорию Крыма и силовом давлении на его население. Пытаясь нейтрализовать последствия волеизъявления крымчан, Вашингтон и Брюссель активизировали информационное давление на Москву, угрожая ввести в отношении нее санкции [3].

Американские СМИ делали акцент на том, что всего 11 стран из 193 проголосовали против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "по территориальной целостности Украины", замалчивая тот факт, что еще 58 делегаций воздержались от голосования, 26 стран и вовсе не приняли участие в нем, а остальные находятся в полной политической и финансовой зависимости от Вашингтона.

Самопровозглашенные власти Украины и СМИ также развернули масштабную антироссийскую пропаганду, пытаясь убедить мировую общественность в подготовке Москвой вторжения на континентальную часть Украины. "Украинская правда", УНИАН и другие СМИ создали на своих сайтах разделы "Война с Россией", искажая при этом события, происходящие в Республике Крым. Объектом воздействия американских и европейских лидеров общественного мнения стал иновещательный телеканал RT. В его адрес прозвучали обвинения в том, что телеканал является "пропагандистским рупором Кремля" и была организована откровенная провокация. Ведущая вашингтонского бюро RT Л. Уол уволилась в прямом эфире в знак протеста против политики России на Украине, что стало поводом для обвинения телеканала в пропаганде и давлении на сотрудников. Однако американское онлайн издание TruthDig, специализирующееся на журналистских расследованиях, обнаружило, что увольнение ведущей было спланированной акцией.

Таким образом, характерной чертой информационной войны вокруг украинского кризиса является грубое искажение фактов и извращенная трактовка событий, происходящих на территории страны и в приграничных регионах РФ, со стороны США, стран Европы и подконтрольных самопровозглашенным властям Украины СМИ. При этом взята линия на формирование "образа общего врага" в лице России для консолидации усилий США и стран ЕС и преодоления разногласий между Вашингтоном и европейскими лидерами.

Вместе с тем итоги референдума в Крыму и вхождение РК в состав РФ на фоне предпринимаемых США и их союзниками мер давления на Москву, а также рекордное падение рейтинга главы Белого дома Б. Обамы свидетельствуют о провале информационной политики США по дискредитации действий РФ.

 

Список литературы:

1. Корнышева, М. Информационная война вокруг Украины: взгляд не с поля боя [Электронный ресурс] / М. Корнышева // – inoСМИ.ru. – 2014.

2. Панаморев, А., Баранов Е. Разговор по телефону между Кэтрин Эштон и главой эстонского МИД. [Электронный ресурс] // Первый канал. – 2014. Режим обращения: https://www.1tv.ru/news/2014/03/10/45541-razgovor_po_telefonu_mezhdu_ketrin_eshton_i_glavoy_estonskogo_mid_vylilsya_v_mezhdunarodnyy_skandal (дата обращения: 13.11.15)

3. Преображенский, С. Информационная война вокруг событий на Украине. [Электронный ресурс] – Зарубежное военное обозрение. – 2014. – №7. – с. 33-38 Режим доступа: https://factmil.com/publ/strana/ukraina/informacionnaja_vojna_vokrug_sobytij_na_ukraine_2014/27-1-0-456 (дата обращения: 13.11.15)

4. InoPressa [Электронный ресурс] // InoPressa. – 2014. Режим обращения: https://www.inopressa.ru/article/21feb2014/inotheme/ukraine21.html (дата обращения:13.11.15)

5. Sophie, J. E., Stewart, W. A sign of where Ukrainan conflict could lead? [Электронный ресурс] // J. E. Sophie // MailOnline. – 2014. Режим доступа: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2677613/American-military-advisers-masterminding-Ukraines-surge-against-pro-Russian-separatists-bid-expand-Nato-east.html (дата обращения: 13.11.15)

Е.А. Фетисова

студент группы 36с132

Е-mail: fetisowa95@mail.ru

М.В. Батырева

Научный руководитель,

канд. социол. наук, доцент

ОБРАЗ ЖИЗНИ ФРИЛАНСЕРА

Современное общество характеризуется «ненаправленностью перемен»: оно все больше наполняется неопределенностью и рисками, а изменения не имеют ясных последствий и заранее прогнозируемых результатов. Востребованной жизненной стратегией становится гибкость и готовность переменам, позволяющие человеку выстраивать жизненные проекты, ориентируясь на краткосрочную перспективу.

Социальные трансформации отразились на сфере труда и занятости как на макроуровне, так и на уровне повседневных практик, в индивидуализированных стратегиях занятости. Отмечая, что «человек проводит за работой почти третью часть суток, т.е. приблизительно половину всего времени бодрствования», Э. Асп указывал на достигнутую к середине XX века «нормальную», «стандартную» занятость в организации с 8-часовым рабочим днем [2, с. 74]. Однако распространение под воздействием глобализации и информатизации электронных экономики, бизнеса и практик занятости вне организации, а также других нестандартных форм трудовых отношений указывает на возрастающую индивидуализацию не только в трудовых стратегиях, но и в жизни современного индивида.

Ярким примером произошедших за последние 10 лет в российском обществе трансформаций является возникновение и формирование фрилансеров как особой социальной общности и фриланса как модели занятости.

Интерес к образу жизни той или иной категории населения со стороны социологии обнаружен давно - с тех пор, когда начиналась практическая (эмпирическая) социология.

Образ жизни - понятие, применяемое в социологии и в других социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе, прослойки, группе.

Образ жизни - это не зеркальное, а обобщенное типологизоване отражение фактического поведения людей, то есть реальность, которая сложилась под влиянием объективных условий, субъективных стремлений. Согласно этого образ жизни рассматривается не только как совокупность деятельности людей, но и каким образом они это осуществляют. Это не только частная поведение, частная деятельность или набор их, а целостное единство со своим семьей новым качеством.

Для анализа образа жизни фрилансеров в данном исследовании используется категория «стиль жизни», понимаемая как «способ, которым живет индивид или группа, это ценностный стержень, который направляет индивида на цель, определяет пути достижения успеха с точки зрения их приемлемости или неприемлемости в контексте его ценностного мира, помогает корректировать и «проверять» жизненно важные решения».

Поэтому фокус анализа направлен на ценностные ориентации, разделяемые фрилансерами. Основу фриланса как стиля жизни составляют ценности, разделяемые «свободными агентами», а именно – свобода, возможность оставаться самим собой, ответственность и собственные критерии успеха. Обозначая свободу как «первый компонент трудовой этики свободных агентов», Д. Пинк считает, что наивысшей формой её проявления является возможность «поступать по своей воле», выбирать [3, с. 120].

Осевая ценность – это свобода: свобода как автономность, независимость работника в выборе заказчиков, проектов, режима работы, формировании заработной платы и, в конечном счете, нравится ли работа и готов ли фрилансер взяться за ее выполнение только потому, что она ему интересна.

Именно свобода является осью, определяющей практики занятости, особенности образа жизни, приоритеты и мотивацию. Но понимание свободы неодинаково, и фрилансеры воспринимают ее по-разному, например, как мобильность, как разнообразие, как отсутствие контроля.

Формирование собственного стиля работы и выстраивание успешных взаимоотошений зависят от умения фрилансера управлять своим временем, что непосредственно связанно с ответственностью, которую они готовы нести за выполняемую ими работу, с репутацией, с дальнейшим сотрудничеством с заказчиком. Высокая степень ответственности, которую принимает фрилансер, не всеми воспринимается позитивно – как недостаток фриланса. Особенно это актуально на начальном этапе фриланса, «входа» или «перехода», когда отсутствие навыков эффективного планирования, соизмерения объема задач и времени, необходимого для их выполнения, приводят к недовольству со стороны заказчиков, задержкам сроков выполнения работы.

Доверие является одним из важных элементов в фрилансе – оно определяет и успешность взаимодействия между фрилансером и заказчиком в целом, и влияет на необходимость фрилансеру «изобретать» механизмы для защиты от вероятных рисков (определение доли предоплаты, например, и, что еще интересней, различные технические приемы, установка кодов на выполненную работу). Уровень доверия, таким образом, определяет механизмы, практики, при помощи которых фрилансер может развивать свою карьеру, зарабатывать репутацию, накапливать социальный капитал.

В настоящее время некоторые ученые выделяют пять типов фрилансеров: мамалансеры, студенты-фрилансеры, хобби-фрилансеры, опытные фрилансеры, фрилансеры – востребованные работники. Каждый тип имеет некоторые отличия как от всей совокупности большой группы фрилансеров, так и от других типов [5, с. 45].

Опытные фрилансеры, или «труфрилансеры», в полной мере ощущают свободу во всех ее проявлениях – их занятость связана только с фрилансом. Зачастую они имеют сеть постоянных заказчиков, которые и обеспечивают работой, и пополняют социальную сеть. Фриланс-карьеру опытные фрилансеры начали потому, что это была приемлемая альтернатива для реализации своих профессиональных знаний, компетенций вне организации. Специализация работников этого типа чаще всего связана с творчеством, часто – с программированием и Интернетом. Именно для этого типа фрилансеров характерно подчинение их образа жизни занятости, работе, но в то же время и возможность, умение управлять всеми видами своей активности, жизнедеятельности.

Творческая деятельность, увлечения, хобби, перерастающие в работу, которая приносит доход – вот типичный мотив начала такой карьеры для хобби-фрилансеров [1, с. 91]. Хобби-фрилансерами становятся те, кто может за свое увлечение, талант, креативность получать вознаграждения. Зачастую они начинают как совместители и в определенный момент уходят в фриланс полностью. Эти люди ориентированы на саморазвитие, расширение профессиональных качеств, занимаются самообразованием, участвуют в профессиональных конкурсах и выставках. Для них ценность интересной, творческой работы превалирует над другими, так как именно представители этого типа реализуют свои умения, способности.

Увлекшись новым занятием, овладением новых компетенций, или реализуя свои профессиональные знания через глобальную сеть во время отпуска по уходу за ребенком, женщины формируют тип мам-фрилансеров, или мамалансеров [4, с. 87]. Фриланс для женщин с детьми становится возможностью не терять свой профессионализм, развивать его, или же – наоборот, использовать время для овладения новой специализацией, посвящать больше времени своим хобби. Со временем их фриланс-карьера развивается стремительней, чем в организации, но самое большое значение имеет появляющаяся возможность совмещать уход и заботу о ребенке и работу, которая нравится, приносит доход.

Особое место в типологии фрилансеров занимают студенты-фрилансеры, представляющие новый тип профессионалов. Образование для них является временным проектом, который может и не совпадать с дальнейшей специализацией [4, с. 80]. Во фрилансе они занимаются конвертацией своих навыков, которые могли получить вне рамок формального образования, он дает возможность развивать свои знания и получать специализацию в той сфере, обучить которой не могут ни в одном вузе.

К фрилансерам – востребованным работникам относят тех, кто могут осуществлять занятость в организации удаленно или в гибком режиме. Формально это могут быть штатные сотрудники (что зафиксировано в трудовом контракте), но в реальности они работают с несколькими заказчиками или организациями. Эти фрилансеры востребованы на рынке труда, конкурентоспособны и предпочитают самостоятельно выстраивать свою занятость в целом.

Так, можно сделать вывод, что главным мотивом при выборе таких трудовых отношений как фриланс ключевую роль играет свобода. Личностные качества, которые должны быть присущи фрилансерам – самодисциплина, индивидуальная ответственность, самоорганизация. Фрилансеры имеют особые ценностные ориентации в сфере труда – гибкость, автономность, творчество, самореализация. Особый образ жизни фрилансеров проявляется в организации их труда, способах взаимодействия с работодателями, соотношении места работы и проживания, перестройке установок на выполнение разных видов работ, самостоятельности в планировании, выборе средств труда, сроков выполнения работ, ответственности за результат.

 

Список источников:

1. Добрянский Ф.Г. Управление фрилансерами. - М.: АльпинаHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%80", 2014. – 132 с.

2. Мещеркина Е.Ю. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. - М.: 2013. – 240 с.

3. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М.: ИД «Секрет фирмы», 2012. – 320 с.

4. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке труда. - М.: Наука, 2014. – 120 с.

5. Чаплашкин Н.В. Фриланс как социальное явление. - М.: Стандарт, 2012. –51 с.

 

П.А. Налобина

студент группы 26С121

Е-mail: polina_nalobina@mail.ru

М.Н. Кичерова

Научный руководитель,

канд. социол. наук, доцент

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: