Решающее значение для регулирования общественных отношений, а также поддержания социальной стабильности и закрепления общественного благосостояния имеет социальная политика, проводимая государством. В свою очередь важнейшей частью социальной политики является социальная защита населения.
В социологии социальная защита рассматривается, как правило, как «система разного рода мер, предпринимаемых обществом или трудовым коллективом по ограждению своих членов от тех или иных возможных негативных воздействий социальной среды или их смягчению» [2, с. 163]. Тем самым, система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев.
Во всех государствах в семьях возникают разные социальные проблемы. По-разному и сами государства реагируют на них, используя те или иные социальные программы в рамках социальной поддержки семей. Проанализируем основные направления социальной поддержки материнства и детства в таких странах Европейского союза, как Франция, Германия, Великобритания, Голландия и Латвия.
Во Франции длительность отпуска по беременности и родам составляет 16 недель, на третьего ребенка положено 26 недель, с выплатой пособия в продолжение всего декретного отпуска. На одного ребенка детское пособие не выплачивается. При рождении второго ребенка выплачивается ежемесячное пособие в размере 120 евро. С увеличением числа детей в семье растет и размер пособия, так, при рождении третьего ребенка выплачивается ежемесячное пособие в размере 274 евро, четвертого ребенка – 428 евро, пятого ребенка – 582 евро, и на каждого последующего – 154 евро [1].
|
В Германии весь первый год мать, ухаживающая за новорожденным ребенком, получает пособие (67% ее заработной платы за последний год перед родами). Если женщина не работала, пособие на ребенка выплачивается в размере 300 евро в месяц. Оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком составляет 3 года. После этого выплачивается другое пособие - на детей в возрасте до 18 лет, так называемые «детские деньги» - 180 евро в месяц (на двоих 368 евро) [4].
В Великобритании все работающие женщины имеют право на декретный отпуск продолжительностью до 52 недель, вне зависимости от их трудового стажа. Дети до 16 лет получают лекарства бесплатно. Кроме того, некоторые категории беременных женщин имеют право на бесплатные витамины, молоко, фрукты и овощи. Для безработных женщин также существуют материнские пособия, которые составляют 135 фунтов в неделю и выплачиваются каждые 2 или 4 недели, период выплаты пособия может составлять до 39 недель. Ежемесячное пособие на ребенка от рождения до 10 лет составляет 105 фунтов [4].
В Голландии отпуск по беременности и родам составляет 16 недель и полностью оплачивается. После него может быть предоставлен неоплачиваемый «родительский отпуск», эквивалент шести месяцев в рабочих днях. На него имеют право оба родителя, причем до достижения ребенком возраста восьми лет можно «выбирать» его постепенно, например, брать только 1 день в неделю. Тем самым, по достижении ребенком девяти месяцев женщина либо выходит на работу, либо должна уволиться. На каждого ребенка от рождения до шести лет выплачивается ежемесячное пособие в размере 58 евро, от 6 до 11 лет – 70,5 евро, от 12 до 17 лет – 82 евро [4].
|
В целом можно сделать вывод, что социальная поддержка материнства и детства в современной Европе является одним из основных направлений социальной политики, но явно не лидирующим. Для сравнения проанализируем меры социальной поддержки материнства и детства в РФ.
В России больничный лист выдается на 70 дней до родов и 70 дней после родов. Пособие по беременности включает в себя оплату всех дней декретного больничного в размере 100% среднего заработка будущей мамы за два предыдущих года. Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет осуществляются в объеме 40% от среднего месячного заработка, для расчета которого также используется период - последние два года работы. Также в России действует государственная социальная программа «Материнский капитал». Данный вид социальной помощи полагается женщинам, родивших второго и последующих детей [3]. Размер материнского (семейного) капитала в 2016 году составляет 453 тысячи 26 рублей. С 1 января 2016 года правительство одобрило использование средств материнского капитала на приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов. Также осталась возможность направить материнский капитал на улучшение жилищных условий, на образование детей, а также на накопительную пенсию мамы. Кроме этого, в России существует еще одна мера социальной поддержки многодетности: семьи, имеющие 3 или более детей, при выполнении всех параметров государственной программы имеют право от государства на получение льготного земельного участка [3].
|
Если сопоставить социальную поддержку материнства и детства в России и в Европе, то можно сделать вывод, что в России данная поддержка оказывается, скорее, более ощутимой. Это подтверждают данные статистики рождаемости, которая в последние годы (после введения описанных выше мер социальной поддержки) растет (рисунок 1).
Рисунок 1. Статистические данные о численности родившихся в России (2002 – 2014 гг.)
Нельзя сказать, тем не менее, что семейная политика в РФ совершенна, все еще есть к чему стремиться и над чем работать. Основные вопросы, которые необходимо решить на федеральном уровне – это увеличение пособия по беременности и родам, а также увеличение детских пособий. Кроме того, существует противоречие с декретным отпуском. Декретный отпуск дается женщине на три года, и детей принимают в детский сад только в трех лет, а выплаты пособия по уходу за ребенком производятся лишь до достижения ребенком полутора лет. Но в некоторых регионах страны уже активно занимаются решением данной проблемы, и, скорее всего, в недалеком будущем будет принят законопроект на федеральном уровне.
В Европейских странах исходя из видов социальной помощи, придерживаются мнения, что женщине необходимо как можно раньше выходить на работу. Поэтому выплаты по беременности и родам, а также по уходу за детьми не длятся более 1 года, в редких случаях - до 1,5 лет, лишь в единичных – до 3 лет. В то же время детские пособия – в странах Европы детские пособия выплачиваются практически до совершеннолетия. В России же такая мера социальной поддержки предоставляется лишь ограниченным группам населения.
В заключении хотелось бы отметить, что семейная политика и в России, и в странах Европы осуществляется, но актуальным вопросом остается ее дополнение и совершенствование. Изменение социальной семейной политики в первую очередь связано с демографическими целями государства – увеличение, сохранение или снижение существующих тенденций рождаемости. Политика стран Европы направлена главным образом на сохранение этих показателей на существующем уровне. Если же говорить о России, то ее целью должен быть, прежде всего, рост показателей рождаемости, прежде всего суммарного коэффициента рождаемости, а, следовательно, необходимо изменение и улучшения условий для материнства и детства в результате усовершенствования системы их социальной защиты и поддержки.
Список источников:
1. Зубченко Л.А. Семейная политика Франции: Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов /РАН ИНИОН. Ред.кол. Т.Г. Пархалина и др.// М.: ИНИОН, 2009. – №2. – С. 72-92.
2. Социальное государство: Краткий словарь-справочник / Н.Н.Гриценко, Ю.Е.Волков, В.Н.Киселев, В.Я.Саленко и др. - М.: АТиСО, 2002. - 449 с.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // «Российская газета», № 99, 24.05.1995.
4. Шестакова Е. Е. Отпуска и пособия в связи материнством: опыт развитых стран // Труд за рубежом. - 2005. - № 2. - С. 117-121.
М.П. Тимохина
Студент группы 26с122
Е-mail:timokhina1994@list.ru
Н.В. Мальцева
Научный руководитель,
канд. социол. наук, доцент