Глава 2. Примеры задач оптимизации.




Наиболее часто встречающиеся типы задач оптимизации – это

1) Производственная задача

2) Внешнеторговая задача

3) Транспортная задача

4) Задача о рациональных смесях (диете)

5) Задача распределения по должностям

 

Рассмотрим примеры некоторых типов задач оптимизации.

 

Производственная задача.

 

Условие задачи:

Мебельная фабрика специализируется на производстве столов, столов, стульев и табуреток. Затраты на производство одного стола составляют 0,08 м3 древесина, и на это потребуется 8 человеко-часов, причём доход от его продажи составит 1500 рублей. Затраты на производство одного стула – 0,02 м3 древесины, на это потребуется 7 человеко-часов, доход от его производства составляет 1200 рублей. Затраты на производство одной табуретки составляет 0,01 м3 древесины, 3 человеко-часа и доход от его продажи составит 500 рублей. Ресурсы ограничены и составляют 10 м3 древесины и 880 человеко-часов. Задача – произвести продукцию в таком объёме, чтобы прибыль оказалась максимальной.

Пусть x – количество столов,

y – количество стульев,

z – количество табуреток.

 

Допущения в модели оптимизации:

- цены не зависят от объёма производства;

- норма затрат не зависит от объёмов производства.

  Доход (руб) Расход древесины (м3) Трудозатраты (чел/час)
Столы   0,08  
Стулья   0,02  
Табуретки   0,01  

Целевая функция:

1500x+1200y+500z → max

Решим систему:

1500x+1200y+500z → max

0,08x+0,02y+0,01z ≤ 10

8x+7y+3z ≤ 880

x, y, z ≥ 0

x, y, z – целые числа

 

Ответ: x=12, y=0, z=1

Итак, чтобы прибыль мебельной фабрики оказалась максимальной необходимо производить продукцию в следующих объёмах. Надо производить 12 столов и 1 табуретку, а также необходимо отказаться от производства стульев.

 

 

Внешнеторговая задача

В моделях оптимизации внешней торговли ограничительные условия отражают специфику отрасли и делятся, как правило, на две группы: условия внешнеторговой деятельности, связанные с внутренними возможностями страны или фирмы, и условия, определяемые внешними рынками. К первой группе можно отнести имеющиеся материальные финансовые средства, выделенные экспортные фонды, мощности по производству экспортных товаров, потребности в импорте. Вторая группа ограничительных факторов учитывает экономико-политические цели и включает ограничения, связанные с международными соглашениями, валютные ограничения, возможности сбыта и закупок товаров на внешних рынках и т.п. В качестве критерия оптимальности решения в задачах оптимизации внешней торговли может быть выбрана, например, цель – максимизация валютной выручки от экспорта или минимизация затрат на производство экспортных товаров и т.п.

 

Условие задачи.

Страна поставляет товары А, В и С на рынки I, II, III. Причём ёмкость рынка I по товару А составляет 30 тыс. единиц продукции, которая покупается по цене $130. Ёмкость рынка II по товару А составляет 27 тыс. единиц продукции, которая покупается по цене $390 за единицу продукции. На рынке III – неограниченный спрос на товар А, причём его покупают по цене $80 за единицу продукции. Ёмкость рынка I по товару В составляет 22 тыс. единиц продукции, которая покупается по цене $390 за единицу продукции. Ёмкость рынка II по товару В составляет 8 тыс. единиц продукции, которая покупается по цене $250 за единицу продукции. На рынке III продукция В спросом не пользуется. Ёмкость рынка I по товару С составляет 35 тыс. единиц продукции, которая покупается по цене $170 за единицу продукции. Ёмкость рынка II по товару С составляет 30 тыс. единиц продукции, которая покупается по цене $190 за единицу продукции. На рынке III – неограниченный спрос на товар С, который покупается по цене $120 за единицу продукции. Кроме того, страна импортирует товары D, E и F с рынков I, II и III. Максимальное предложение на рынке I по товару D составляет 820 тыс. единиц продукции, которая продаётся по цене $7,3 за единицу продукции. Максимальное предложение на рынке II по товару D составляет 600 тыс. единиц продукции, которая продаётся по цене $10,5 за единицу продукции. Максимальное предложение на рынке III по товару D составляет 930 тыс. единиц продукции, которая продаётся по цене $5,8. Товар Е на рынке I не продаётся. Максимальное предложение на рынке II по товару E составляет 370 тыс. единиц продукции, которая продаётся по цене $12,2 за единицу продукции. Максимальное предложение на рынке III по товару E составляет 120 тыс. единиц продукции, которая продаётся по цене $8,1 за единицу продукции. Товар F на рынке имеет неограниченное предложение, и продаётся по цене $6,1 за единицу продукции. Товар F на рынке II имеет неограниченное предложение, и продаётся по цене $9,3 за единицу продукции. Товар F на рынке III не продаётся. При этом существует договор, по которому страна не имеет права экспортировать товар А более 42 тыс. единиц, товар В – 80 тыс. единиц, товар С – 70 тыс. единиц. Кроме этого, существует ограничение на импорт: количество товара D по всем рынкам не должно превышать 1800 тыс. единиц товара, товар Е должен быть закуплен в количестве не более 250 единиц, а по товару F ограничений нет. Помимо этого, объём продаж на рынке I должен быть не меньше 50 тыс. единиц, объём закупок на рынке II должен быть не больше 1000 тыс. единиц, а на рынке III объём продаж товарами должен равняться объёму закупок. Задача – максимизировать валютную выручку от экспорта.

 

  Товар А Товар В Товар С Товар D Товар Е Товар F
  Экспорт Импорт
  Цена ($) Ёмкость рынка (тыс ед.)
Рынок I       7,3   6,1 ∞
Рынок II       10,5 12,2 9,3 ∞
Рынок III   5,8 8,1  

 

Обозначим через хik объем продажи k -ого товара на i - ом рынке.

Пусть x11 – объём продажи товара А на рынке I,

x21 – объём продажи товара А на рынке II

x31 – объём продажи товара А на рынке III

x12 – объём продажи товара B на рынке I

x22 – объём продажи товара B на рынке II

x32 – объём продажи товара B на рынке III

x13 – объём продажи товара C на рынке I

x23 – объём продажи товара C на рынке II

x33 – объём продажи товара C на рынке III

x14 – объём продажи товара D на рынке I

x24 – объём продажи товара D на рынке II

x34 – объём продажи товара D на рынке III

x15 – объём продажи товара E на рынке I

x25 – объём продажи товара E на рынке II

x35 – объём продажи товара E на рынке III

x16 – объём продажи товара F на рынке I

x26 – объём продажи товара F на рынке II

x36 – объём продажи товара F на рынке III

Целевая функция:

130x11+160x21+80x31+390x12+250x22+170x13+190x23+120x33 – 7,3x14 – 10,5x24 –5,8x34 – 12,2 x15 – 8,1 x35 – 6,1x16 – 9,3x26 → max

Ограничения по объему экспортного рынка:

x11 ≤ 30

x21 ≤ 27

x12 ≤ 22

x22 ≤ 8

x13 ≤ 35

x23 ≤ 30

 

Ограничения по объему импортного рынка:

x14 ≤ 820

x24 ≤ 600

x34 ≤ 930

x25 ≤ 370

x35 ≤ 120

Ограничения по объему экспорта:

x11+x21+x31 ≤ 42

x12+x22+x32 ≤ 80

x13+x23+x33 ≤ 70

Ограничения по объему импорта:

x14+x24+x34 ≤ 1800

x15+x25+x35 ≤ 250

Ограничения по рынкам:

x11+x12+x13 ≥ 750

x24+x25+x26 ≤ 1000

80x31+120x33– 5,8x34 – 8,1x35 =0

Решим систему уровнений:

130x11+160x21+80x31+390x12+250x22+170x13+190x23+120x33 – 7,3x14 – 10,5x24 –5,8x34 – 12,2 x15 – 8,1 x35 – 6,1x16 – 9,3x26 → max

x11 ≤ 30

x21 ≤ 27

x12 ≤ 22

x22 ≤ 8

x13 ≤ 35

x23 ≤ 30

x14 ≤ 820

x24 ≤ 600

x34 ≤ 930

x25 ≤ 370

x35 ≤ 120

x11+x21+x31 ≤ 42

x12+x22+x32 ≤ 80

x13+x23+x33 ≤ 70

x14+x24+x34 ≤ 1800

x15+x25+x35 ≤ 250

x11+x12+x13 ≥ 750

x24+x25+x26 ≤ 1000

80x31+120x33– 5,8x34 – 8,1x35 =0

 

Подготовим задачу к решению на компьютере.


 

Матрица условий задачи


Ответ:

x11=15, x21=27, x31=0, x12=22, x22=8, x32=0 (по условию задачи), x13=35, x23=30, x33=1,94452, x14=0, x24=0, x34=37,997, x15=0 (по условию задачи), x25=0, x35=1,6, x16=0, x26=0, x36=0 (по условию задачи)

 

Итак, чтобы максимизировать валютную выручку от экспорта необходимо, чтобы товары экспортировались и импортировались в следующих объёмах. Объём продажи товара А на рынке I должен составлять 15 тыс. единиц продукции; объём продажи товара А на рынке II - 27 тыс. единиц продукции; в то же время, на рынок III поставка товара А не должна осуществляться. Товар В на рынок I должен поставляться в количестве 22 тыс. единиц продукции; на рынок II товар В надо поставлять в количестве 8 тыс. единиц продукции; на рынок III товар В поставляться не будет по условию задачи. Объём продажи товара C на рынке I должен составлять 35 тыс. единиц продукции; объём продажи товара C на рынке II - 30 тыс. единиц продукции; объём продажи товара C на рынке III – 1,94452 тыс. единиц продукции. Товар D не должен импортироваться на I и II рынки, а на рынок III товар D должен импортироваться в объёме 37,997 тыс. Товар Е на рынок I не будет импортироваться по условию задачи; на рынок II товар Е тоже не должен импортироваться; на рынок III товар Е надо импортировать в объёме 1,6 тыс. единиц продукции. Товар F на рынок III не импортируется по условию задачи. На рынки I и II товар F также импортировать не следует.

 

Заключение

На всех стадиях жизненного цикла предприятия, организации, фирмы приходится принимать множество решений. Любой предприниматель в ходе своей деятельности стоит перед проблемами выборами источников финансирования, задачи подбора помещения, найма работников, выбора стратегии предприятия, партнёров, источников сырья, проблемами сбыта продукции. Все решения этих сложных проблем приходится принимать в условиях недостатка информации и времени. Экономико-математические методы моделирования задач принятия решения помогут найти оптимальные решения. С помощью компьютерной техники, имея определённую модель, которая отражает основные свойства объекта и ситуации, можно рассмотреть различные варианты решений и определить оптимальное решение.


 

Список литературы:

1. Н.В. Сернова, В.М. Гордуновский, Е.С. Котова Количественные методы принятия решений в бизнесе. М.: Издательский центр «Анкил», 1997.

2. Н.В. Сернова, В.М. Гордуновский, С.Ю. Самохвалов «Балансовые и оптимизационные модели принятия решений». М.: 2003

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: