Глава 1
Введение.
Актуальность темы: Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о товарах или услугах. Невозможно себе представить, чтобы 10-15 лет назад во время просмотра кинофильма, зритель подвергался воздействию рекламы, предлагающей купить, попробовать, вложить и т.п. Еще несколько лет тому назад пара рекламных роликов и клипов на телеэкране не представляли собой никакой угрозы. На сегодняшний же день, когда 18% эфирного времени «забито» рекламой, эта тема остро встала среди социологов и психологов.
Проблема: Реклама - вещь полезная в деятельности рекламодателя, однако в то же время она может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.
Цель: Определить влияние рекламы на сознание людей.
Задачи:
1. Определить роль рекламы в жизни современного человека,
2. Определить значение и роль рекламы в жизни студентов НГУЭУ и их родителей.
3. Сравнить отношение к рекламе и её степень её воздействия на студентов НГУЭУ и их родителей.
Объект исследования: Студенты НГУЭУ, старшее поколение (родители студентов).
Предмет исследования: Предметом исследования является влияние рекламы на сознание людей.
Логический анализ (основные понятия):
1.Воздействие - целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.
2.Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним.
3.Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
4.Сознание - это контроль соответствия своего поведения общественным нормам.
|
Гипотеза: Реклама оказывает большее влияние на молодежь, чем на людей старшего поколения.
Программа социологического исследования:
Часть 1:Изучение литературы по поставленной проблеме;
Часть 2: Проведение анкетирования студентов НГУЭУ и их родителей;
Часть 3: Обобщение и анализ полученных результатов;
Часть 4: Выводы.
Часть 1 социологического исследования.
Влияние рекламы на сознание человека.
Реклама прочно вошла в нашу жизнь. Иногда мы реагируем на нее, иногда нет. Иногда мы положительно смотрим или читаем ее с интересом. Иногда стремимся скрыться от нее, что в наших нынешних условиях достаточно сложно. Иногда реклама информирует, иногда убеждает, развлекает или заставляет скучать. В середине двадцатого века началось серьезное изучение рекламы. Ежедневно мы сталкиваемся с рекламными роликами, появляющимися посреди любимой телепередачи или повторяемые 10 раз за час по радио.
Обратимся к доступным источникам. Исследование журнала Parade показало, что хотя лишь 13% респондентов признали, что реклама оказывает "сильное влияние" на их собственный выбор при покупке, 48% уверены, что она оказывает сильное влияние на других. Другими словами, люди считают, что реклама оказывает влияние, но себя считают относительно невосприимчивыми. Исследование показало также, что только 25% респондентов заявили, что телевизионная реклама может подтолкнуть их к покупке нового товара.
|
Ролик всегда:
— краток,
— понятен,
— доступен,
— иногда рифмован.
Ведь признайтесь самим себе, что когда вы слышите такие фразы, как:
— «Ваша киска….»;
— «Вы все ещё стираете вручную?»
— «Мистер Пропер» веселей….»
То моментально можете продолжить эту фразу («Купила бы «Вискас»; «Тогда мы идем к Вам!» — вообще пугающая реклама, с элементом угрозы и расправы за ручную стирку белья; «в доме чисто в два раза быстрей»).
Мы провели небольшой эксперимент в нашей группе. Задача – увидеть, как часто студенты смотрят рекламу и какие слоганы запоминаются больше других. На самом деле под слоганом подразумевается одна информация, в слогане она представлена более кратко и обязательно при этом рекламирует бренд.
Реальный смысл слогана без рекламы | Рекламный слоган |
Наша компания заботится о том, чтобы работа по дому была максимально удобной для Вас. | Тефаль. Мы всегда думаем о Вас! |
Наша косметика дорогая, но очень высококачественная и рассчитана на самый взыскательный вкус. | Лореаль — ведь Вы этого достойны! |
Правы только те, кто пьет наше пиво | Бочкарев — правильное пиво! |
Итак, рекламный ролик — кратко изложенная информация. Подразумевается, что информация — правдивая, и целью рекламы есть информирование покупателя. В этом случае у рекламы стоит непосильная задача — донести до каждого покупателя ценную для него информацию. Чтобы лучше понять, почему эта задача непосильна, нужно учесть такую особенность рекламы: она направлена исключительно на широкие массы. Почему? Да, очень просто: потому, что одни люди ценят практичность, другие — долговечность, третьи — надежность, четвертые — безопасность. Для того, чтобы удовлетворить перечисленные потребности нужно было бы создавать рекламный продукт для каждой группы населения отдельно, а это очень затратно и трудоемко.
|
Что же происходит в действительности? Выходит, что на практике, цель рекламы — найти то «слабое” место в массах, которое объединяет всевозможные группы «по интересам. Такими «слабыми местами» могут стать любые склонности или тенденции, присущие широким массам, даже если они не имеют никакого отношения к рекламируемому продукту. Чаще всего мишенью рекламы становятся эмоции человека.
Наши реакции на рекламное послание обусловлены многими факторами, т.к. мы являемся продуктом культуры и общества, продуктом семьи, в которой выросли. Соответственно, реклама оказывает социальное и культурное влияние на нас.
Рассмотрим влияние рекламы на социокультурную сторону жизни человека и определим положительное ли оно или негативное.
Часто реклама говорит не о товаре, который рекламирует, а о тех удобствах, которые вы приобретете, купив его. Например, вы покупаете не крем, а исчезновение морщин. Не автомобиль, а престижный имидж.
Реклама формирует литературные пристрастия многих людей, рекламируя книги. Мода на одежду и музыку (особенно среди молодежи) зависит от "раскрученности" кутюрье или музыкальной группы. Реклама влияет и на такие неосязаемые понятия, как знания, законы, мораль, обычаи, которые вместе определяют группу людей или образ жизни. Например, реклама создает новые традиции. "Жуйте "Орбит" после еды" - чем не попытка (и довольно успешная) создать новую традицию?
Большинству людей присуще стремление стать богаче, умнее, уважаемее - реклама придает товару свойства, которые помогут покупателю приблизиться к своей мечте. Например, дорогой костюм придаст вам солидности, шикарная машина создаст впечатление богатства, роскоши. На самом деле, это будет не реальная, а иллюзорная - солидность, роскошь - точно также, очки сделают вас умнее только с виду - но люди "покупаются" на это.
Однако в последнее время реклама стала оказывать и совершенно противоположное влияние - доказывать, что все люди равны, внешнее - не значит истинное. Например, реклама "Спрайта" - крутой сноубордист, известная поп-звезда, шикарная фотомодель - они ни чем не лучше обыкновенного "тебя" - потребителя. Не равняйся на них, "будь собой".
Реклама активно влияет и на нашу индивидуальность. На разных стадиях жизни люди имеют разные потребности, но иногда эти потребности предписывает иметь реклама. Например, многие пожилые люди теперь пьют бальзам "Биттнер". Потому что реклама сказала - внушила им: для человека пожилого возраста он просто необходим, хотя все его достоинства есть и в отварах лечебных трав, и просто в домашнем вине. Но реклама создала новую потребность у людей определенного возраста в конкретном продукте.
Реклама средств по уходу за кожей часто охватывает все возраста. Потребность умываться не водой, а лосьоном для очистки лица формируется в девочке лет с пяти (детская косметика) и завершается в старости (крем от морщин, поддержание молодости кожи и т.п.).
Наши привычки определяют нашу индивидуальность, поведение, помогают окружающим понимать и предсказывать наши реакции. Реклама формирует новые привычки и укрепляет старые. Например, вредные привычки - типа курения - окрашиваются в "розовые" тона. Герои рекламы сигарет - симпатичные и мужественные парни, элегантные женщины. Тем самым, сигареты превращают в символ самостоятельности, в элемент имиджа - и оправдывают вредную привычку.
Примером создания новой привычки могут послужить жевательные резинки и косметические средства, - без которых человек может обойтись или найти им замену - но реклама создала привычку из их использования.
Реклама часто предлагает готовый стиль жизни - и расхваливает его, предлагая принять. Например, "сила, мощь, решительность, целеустремленность" - такому жизненному стилю соответствуют товары: электробритвы для мужчин, дезодоранты для мужчин, автомобили, моторные масла. Другой вариант - "добрый, уютный, домашний, привычный" - масло, молоко, шоколад, стиральная машина, пылесос. Стиль современности подчеркивает в имидже таких товаров, как холодильник, сотовый телефон, кредитная карта - "стильно, модно, современно, дорого, но стоит того, ты будешь первым". Если вы приверженец здорового образа жизни - "энергетическая ценность, удобство, комфорт, здоровье, естественный, натуральный, полезный" - йогурт, кефир, тренажеры, кроссовки, велосипеды.
Потребителю остается лишь подобрать наиболее близкий ему стиль жизни - а соответствовать ему легко - как проводить досуг, что покупать в магазине, как питаться и одеваться подскажет реклама.
Итак, мы выяснили, что реклама оказывает серьезное воздействие на общество в целом (которое в основном негативное), его социальные институты и индивидуумов. Теперь мы хотим привести результаты некоторых исследований, которые характеризуют степень этого воздействия в цифрах.
Часть 2 социологического исследования.