ВВЕДЕНИЕ
На данном этапе развития АПК Республики Беларусь требуется осуществлять техническое перевооружение сельского хозяйства, перерабатывающей и других отраслей в АПК.
В связи с этим важное значение получили повышение качества и надежности выпускаемых машин, уровня их технического обслуживания и ремонта, включая организацию и проектирование ремонтно-обслуживающего производства. С большим ростом балансовой стоимости сельскохозяйственной техники существенно увеличиваются затраты на ее ремонт. Поэтому встает вопрос о снижении этих затрат за счет повышения качества и надежности изготовления и капитального ремонта машин, предотвращение износов и отказов машин на основе использования методов диагностирования и технического обслуживания непосредственно в местах эксплуатации машин, увеличения производительности труда и ресурсосбережение при техническом обслуживании и ремонте машин на всех уровнях ремонтно-обслуживающего производства.
Наиболее важным фактором снижения затрат является высокое качество капитального ремонта машин. Улучшение качества ремонтных работ можно добиться, с одной стороны за счет модернизации устаревшего ремонтно-технологического оборудования и совершенствования технологий ремонта на крупных предприятиях, а с другой стороны - за счет увеличения уровня концентрации ремонта многомарочных машин и агрегатов, имеющие близкие по характеру дефекты и конструктивно-технологические свойства.
В систему мер по снижению затрат на ремонт важное значение имеет диагностирование и техническое обслуживание машин. В хозяйствах целесообразно создавать ремонтно-диагностические подрядные коллективы с диагностическими и ремонтными средствами, агрегатами, узлами и запасными частями. Они отвечают за повышение коэффициента технической готовности и снижения ремонтных затрат на единицу продукции.
Один из способов снижения затрат в хозяйстве - заблаговременная подготовка технических обменных пунктов к массовому осенне-зимнему ремонту и концентрации на них готовых узлов и агрегатов. Необходимо также накапливать и запасные части, что позволяет уменьшить их дефицит, более оперативно решать вопросы устранения неисправностей машин, сокращать простои по техническим причинам. Потребности в запасных частях уменьшается и в тех случаях, когда проводится качественное диагностирование, а ремонт проводится по потребности.
.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
сельскохозяйственный ремонт база машина
Основными данными для разработки проекта являются площадь пашни хозяйства и структура посевных площадей (табл. 1.1)
Таб. 1 Количество тракторов, автомобилей и прицепов в хозяйстве
Марка с/х машин | Количество штук | Марка двигателя | Годовая наработка | |
Трактора | ||||
МТЗ-82 | Д-240,3 | 103,7 | ||
МТЗ-1221 | Д-260.2 | 115,7 | ||
МТЗ-3022 | Д-260.16 | 247,5 | ||
МТЗ-952 | Д-240Т | 107,7 | ||
К-701 | Д-238НБ | 200,0 | ||
Комбайны | ||||
ДОН-1500 | СМД-62 | |||
КЗС-10;КЗС-7 | ЯМЗ-740 | |||
КЗР-10 | ДЕТРОЙД | |||
Автомобили | ||||
МАЗ-555 | Ямз-236 | |||
ГАЗ-САЗ-52 | ЗМЗ-53 | |||
ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130 | |||
ГАЗ-53А | ЗМЗ-53 | |||
ГАЗ-52 | ЗМЗ-53 | |||
ВАЗ-2107 | ЗАЗ-1.3 | |||
Прицепы | ||||
ПСЕ-12,5 | ||||
2 ПТС-4 | ||||
1 ПТС-9 | ||||
3 ПТС-12 | ||||
ПТС-9 | ||||
1 ПТС-2 | ||||
ПСТ-12,5 | ||||
ПСТ-6 | ||||
Бороны | ||||
12 БЗСС-1,0 | ||||
3 БН-4,2 | ||||
БДТ-3 | ||||
Плуги | ||||
ПЛН-3-35 | ||||
ППО-8-40 | ||||
ПЛН-8-40 | ||||
ПЛН-4-35 | ||||
ПБН-3-50 | ||||
ПЛО-4-40 | ||||
Культиваторы | ||||
КЧД-6 | ||||
АКШ-3,6 | ||||
АКШ-7,2 | ||||
КОН-2,8 | ||||
РАЗРАБОТКА ГОДОВОГО ПЛАНА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
При разработке годового плана определяют:
· количество ремонтов и ТО сельскохозяйственной техники по группам и маркам машин и трудоемкость их выполнения;
· нормативный лимит затрат средств на ремонт и ТО машин и оборудования;
· место выполнения ремонтно-обслуживающих работ (районный центр технического сервиса, центральная ремонтная мастерская хозяйства, пункт технического обслуживания производственного подразделения хозяйства и т. д.).
Определение количества ремонтов и технических обслуживаний
Планирование капитального ремонта. Количество капитальных ремонтов Nк.р рассчитывают по формулам:
Nк.р = nм kо.т γ kз.т, (2.1)
Nк.р = nм kо.а / k1 k2 k3, (2.2)
Nк.р = nм kо.к kз.к. (2.3)
где nм − количество машин данной марки;
kо.т, kо.а, kо.к − коэффициенты охвата капитальным ремонтом соответственно тракторов, автомобилей и комбайнов;
− поправочный коэффициент, учитывающий средний возраст машин в парке (в курсовом проекте принимаем у = 1);
kз.т, kз.к − зональные поправочные коэффициенты (для тракторов kз.т =1,25, для комбайнов зерноуборочных − kз.к = 0,88, для остальных − 1,20);
k1 − коэффициент, учитывающий условия эксплуатации автомобиля (3-я категория дорожных условий − дороги со щебеночным и гравийным покрытием, k1 = 1,0);
k2 − коэффициент, зависящий от модификации подвижного состава и организации его работы (для базового автомобиля k2 = 1,0; для автомобиля с одним прицепом k2 = 0,9; для автомобиля-самосвала k2 = 0,85);
k3 − коэффициент, учитывающий природно-климатические условия (для условий Республики Беларусь k3 = 1,0).
Значения коэффициентов охвата ремонтом для тракторов и автомобилей принимают из табл. 3.6, [1], для комбайнов k3 = 0,15.
Определим число капитальных ремонтов:
тракторов МТЗ-1221: Nк.р = 10∙ 0,04∙1∙1,25 = 0,95 0;
автомобилей ГАЗ-53А: Nк.р = 6∙ 0,13 / 1∙ 1 ∙1 = 0,78 0;
комбайнов Дон-1500: Nк.р = 2∙ 0,48∙ 0,88 = 0,8 0.
Результаты расчётов сносим в таблицу 2.1.
Планирование текущего ремонта. Текущий ремонт тракторов состоит из непланового (заявочного), связанного с устранением отказов и проведением предупредительных работ, и планового ремонта. Количество плановых текущих ремонтов определяют по маркам машин:
, (2.4)
где Wг.с− средняя планируемая годовая наработка на один трактор данной марки;
Wт.р − периодичность проведения планового текущего ремонта (для всех тракторов принята 1700...2100 моточасов).
Определим число текущих ремонтов тракторов МТЗ-1221:
Nт.р= (10·1200 / 2100) − 0 = 5.
Текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта не регламентируется определенным пробегом, а выполняется по потребности после появления неисправностей, устранение которых проводят одновременно с выполнением технического обслуживания.
Текущий ремонт комбайнов состоит из непланового (устранение отказов в процессе использования) и планового по результатам диагностирования после окончания сезона уборки. Следовательно, все комбайны ежегодно после окончания сезона уборки должны проходить текущий ремонт, за исключением комбайнов, для которых в годовом плане предусмотрен капитальный ремонт. Количество плановых текущих ремонтов комбайнов
Nт.р = nм.к − Nк.р, (2.5)
где nм.к − число комбайнов данной марки;
Nк.р − количество капитальных ремонтов этих комбайнов.
Определим число ТР комбайнов Дон-1500:
Nт.р = 2 − 0 = 2.
Текущий ремонт сельскохозяйственных машин и прицепов состоит из устранения отказов при их использовании (неплановый ремонт) и планового ремонта, который проводят один раз в год.
Планирование технического обслуживания. При составлении годового плана ремонтно-обслуживающих работ определяют количество технических обслуживании каждого вида по маркам машин. Количество технических обслуживаний тракторов определяют по формулам;
; (2.6)
; (2.7)
, (2.8)
где NТО-3, NТО-2, NТО-1 − соответственно количество плановых технических обслуживании тракторов ТО-3, ТО-2 и ТО-1;
WТО-3, WТО-2, WТО-1 − периодичность проведения технических обслуживании тракторов ТО-3, ТО-2 и ТО-1, моточасов.
Периодичность проведения ТО-3, ТО-2 и ТО-1 тракторов принята соответственно 1000, 500 и 125 моточасов.
Количество сезонных технических обслуживании (ТО-С) тракторов принимают равным удвоенному числу машин
Количество ТО сельскохозяйственных машин и тракторных прицепов в проектах не определяют.
Определим количество ТО для тракторов марки МТЗ-1221:
10·1200/1000 − (0 + 5) = 6;
10·1200/500−(0 + 5 + 6) =1 2;
10·1200/125−(0 + 5 + 6 + 12) = 72;
20.
Количество ТО автомобилей и автомобильных прицепов будет равно:
; (2.9)
, (2.10)
где Wг.а − среднегодовой пробег автомобиля данной марки, тыс. км;
WТО-2, WТО-1 − периодичность ТО, тыс. км;
k1 и k3 − поправочные коэффициенты корректирования нормативов периодичности проведения ТО (см. формулу 2.2).
Периодичность проведения ТО автомобилей для 3-ей категории дорожных условий эксплуатации принимают: ТО-1 − легковые автомобили − 3,0; грузовые − 2,8; ТО-2 − легковые − 12,2; грузовые − 10,0 тыс. км. Периодичность ТО прицепов равна периодичности ТО их тягачей.
Сезонное обслуживание каждого автомобиля проводят два раза в год при переводе на летнюю и зимнюю эксплуатацию.
Определим количество ТО автомобилей марки ГАЗ-53А:
6·35/(10·1·1) − 0 = 20;
6·35/(2,8·1·1)−(0 + 20) = 55;
12
Количество технических обслуживаний комбайнов определяют по формулам;
; (2.11)
, (2.12)
где Wг.а − средняя годовая наработка на комбайн данной марки, моточасов;
WТО-2, WТО-1 − периодичность проведения ТО, моточасов.
Если годовая наработка на комбайн не превышает 300 моточасов, количество ТО-2 не определяют.
Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 комбайнов и сложных самоходных машин принимают соответственно 60 и 240 моточасов, сложных несамоходных − 60 и 240 часов. Если наработка комбайнов планируется в гектарах, периодичность ТО устанавливают в этих же единицах, используя коэффициенты перевода (табл. 3.7, [1]).
Определим количество ТО комбайна марки Дон-1500:
Nto-2=2*2100/240=17
Nto-1=2*2100/60-17=29
Результаты расчётов числа ТО сносим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Годовое количество капитальных и текущих ремонтов и технических обслуживаний машин
Марка машины | Кол - во капитальных ремонтов | Кол-во Текущих ремонтов | Количество обслуживаний | |||
ТО - 3 | ТО - 2 | ТО - 1 | СТО | |||
Трактора | ||||||
К701 | 0,00 | 1,00 | 2,00 | 4,00 | 30,00 | |
МТЗ-3022 | 0,00 | 2,00 | 2,00 | 5,00 | 30,00 | |
МТЗ-1221 | 0,00 | 5,00 | 6,00 | 12,00 | 72,00 | |
МТЗ-82 | 0,00 | 9,00 | 12,00 | 22,00 | 136,00 | |
МТЗ-952 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 1,00 | 7,00 | |
Автомобили | ||||||
Самосвалы: | ||||||
МАЗ-555 | 1,00 | 23,00 | 63,00 | |||
ГАЗ-САЗ-53Б | 0,00 | 10,00 | 32,00 | |||
Бортовые: | ||||||
ГАЗ-53А | 0,00 | 20,00 | 55,00 | |||
ГАЗ-52 | 0,00 | 2,00 | 10,00 | |||
ЗИЛ-130 | 0,00 | 10,00 | 28,00 | |||
Легковые: | ||||||
ВАЗ-2107 | 0,00 | 3,00 | 10,00 |