с наркологией ВГМА им. Н.Н. Бурденко




Д.м.н., профессор

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ КУРСОВОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХИАТРИИ
НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

 

1. Психиатрия, содержание понятия, ее предмет и задачи. Особенности психической патологии на современном этапе. Значение изучения детской психиатрии для врача- педиатра.

2. Основные этапы истории отечественной психиатрии: монастырский, приказный, земский, советский. Особенности современной психиатрии.

3. Значение научных трудов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, В.М. Бехтерева для формирования естественнонаучных основ отечественной психиатрии.

4. Понятие о психической норме. Психотический и непсихотический уровни психических расстройств.

5. Значение научных трудов И.М. Балинского, С.С. Корсакова, П.Б. Ганнушкина, В.Х. Кандинского в развитии отечественной психиатрии.

6. Значение работ З.Фрейда в современной психиатрии.

7. Роль теории личности и этапов психосексуального развития по З. Фрейду в современной теории неврозогенеза.

8. Понятие о микропсихиатрии, её задачи и предмет изучения.

9. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций.

10. Психическая болезнь, содержание понятия. Причины психических расстройств. Роль наследственности и экзогенных факторов.

11. Понятие о продуктивной и негативной психопатологической симптоматике. Клинические примеры.

12. Понятие об основных концепциях зарубежной психиатрии: антипсихиатрия, психоанализ, бихевиоральная концепция.

13. Психика. Содержание понятия. Факторы и условия психического развития.

14. Психопатологический симптом, синдром, психиатрический диагноз. Особенности современной классификации психических расстройств по МКБ-10.

15. Вклад в отечественную детскую психиатрию трудов Г.Е. Сухаревой

16. Периодизация психического развития ребёнка. Понятие о кризисных периодах.

17. Понятие о психиатрии раннего возраста. Её значение для сохранения и укрепления психического здоровья детей.

18. Клинико-психопатологический метод исследования в психиатрии. Особенности исследования детей и подростков.

19. Организация психиатрической помощи детям и подросткам. Медико-педагогическая комиссия.

20. Распространённость и структура психических заболеваний на современном этапе, распространённость психических расстройств среди детей и подростков. Психотические и непсихотические уровни психических расстройств.

21. Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании.

 

22. Проблема недобровольной госпитализации и освидетельствования в психиатрии, основные показания. Госпитализация несовершеннолетних пациентов.

23. Психическая травма и механизмы психологической защиты. Содержание понятий, роль в неврозогенезе. Особенности психогений у детей.

24. Иллюзии, систематика, возрастные особенности, диагностическая значимость. Клинические примеры.

25. Галлюцинации. Определение понятия, клиническая систематика. Возрастные особенности.

26. Сенестопатии. Содержание понятия, диагностическая значимость. Клинические примеры.

27. Бред. Определение понятия, классификация. Возрастные особенности формирования бреда.

28. Понятия «первичного» и «вторичного» бреда. Клинические примеры.

29. Навязчивые, сверхценные, бредовые идеи: определение понятий, дифференциальная диагностика, возрастные особенности.

30. Навязчивые состояния, клиническая классификация, особенности клиники в детском возрасте.

31. Патологические телесные сенсации, определение понятия. Клиническая классификация, нозологическая принадлежность.

32. Сознание, определение понятия. Признаки помрачения сознания. Дефицитарные и продуктивные расстройства сознания.

33. Синдромы помрачения сознания. Клиника, нозологическая принадлежность.

34. Депрессивный синдром. Клиника, нозологическая принадлежность. Клинические примеры. Особенности депрессий у детей.

35. Маскированная депрессия. Возрастные особенности. Клинические варианты.

36. Маниакальный синдром. Клиника, нозологическая принадлежность. Возрастные особенности. Клинические примеры.

37. Тревога как клиническая проблема. Особенности тревожных расстройств у детей.

38. Генерализованное тревожное расстройство. Клиника, тактика врача.

39. Синдром дисморфофобии и дисморфомании. Тактика врача педиатра.

40. Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков, причины развития, тактика врача.

41. Гипердинамический синдром. Причины формирования. Клинические примеры. Тактика врача.

42. Нервная (психическая) анорексия. Тактика врача-педиатра.

43. Гебоидный сидром. Прогноз. Тактика врача.

44. Синдром перевоплощения и патологического фантазирования у детей. Прогноз, тактика врача.

45. Синдром невропатии. Тактика врача-педиатра.

46. Синдром страхов у детей. Прогноз, тактика врача, клинические примеры.

47. Ранний детский аутизм. Классификация, клинические проявления, прогноз. Тактика врача.

48. Сверхценные образования в детском возрасте. Клинические примеры. Причины формирования.

49. Уровни психического реагирования ребёнка на разных возрастных этапах. Клинические примеры, диагностическая значимость.

50. Синдром нервно-психической астении. Особенности проявления в детском возрасте.

51. Клинические проявления патологически протекающего пубертатного периода. Понятие о пубертатном кризе. Тактика врача.

52. Олигофрении, определение понятия. Этиология и систематика.

53. Олигофрении, клиническая классификация, прогноз. Тактика врача.

54. Значение психологических методов исследования в диагностике интеллектуально-мнестических расстройств у детей.

55. Задержка психического развития, определение понятия, диагностические критерии. Тактика врача.

56. Интеллект, содержание понятия. Нарушения интеллектуальной деятельности у детей.

57. Врождённое и приобретённое слабоумие. Причины формирования. Клинические примеры.

58. Органический психосиндром. Клинические варианты. Причины формирования, особенности течения в детском возрасте.

59. Психические расстройства при острых мозговых инфекциях у детей.

60. Психические расстройства в отдалённом периоде после перенесённых мозговых инфекций и ЧМТ у детей и подростков.

61. Прогрессивный паралич и сифилис мозга. Психические расстройства при врождённом сифилисе.

62. Нервно-психические расстройства у детей с резидуальной церебрально-органической недостаточностью. Клинические примеры. Принципы терапии.

63. Эпилептическая реакция, эписиндром, эпилептическая болезнь, определение понятий. Клинические примеры.

64. Эпилепсия, определение. Клиническая классификация. Этиопатогенез.

65. Изменения личности при эпилепсии.

66. Особенности эпилептических проявлений в детском возрасте. Основные типы приступов. Малые приступы у детей.

67. Психические пароксизмы при эпилепсии, особенности проявлений в детском возрасте.

68. Эпилептический статус, определение понятия, причины возникновения, принципы купирования.

69. Принципы терапии эпилепсии, особенности лечения детей.

70. Память как психическая функция, определение, виды. Симптомы нарушения памяти.

71. Психогенные заболевания: этиология и патогенез. Особенности психической травматизации у детей и подростков.

72. Психогенные заболевания у детей и подростков – неврозы, реактивные состояния, патохарактерологические реакции. Клинические примеры.

73. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков. Клинические примеры. Тактика врача.

74. Системные (моносимптоматические) неврозы у детей. Клинические проявления, причины возникновения и механизмы развития. Принципы терапии.

75. Неврозы. Причины и условия формирования, механизмы развития, клинические типы. Принципы лечения.

76. Психотерапия неврозов и психосоматических расстройств. Основные методы и техники, особенности психотерапии у детей и подростков.

77. Роль психотерапевтической помощи детям. Структура детского психотерапевтического отделения.

78. Особенности психотравм в детском и подростковом возрасте.

79. Общие принципы терапии невротических расстройств.

80. Неврастения. Клинические проявления, принципы терапии.

81. Астенический синдром, клинические примеры. Нозологическая принадлежность.

82. Циклотимия, определение понятия, клиника, тактика врача.

83. Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз), клинические варианты (типы), особенности течения в детском возрасте.

84. Шизоаффективный психоз, клинические особенности, тактика врача. Социальное значение диагноза.

85. Шизофрения, проблема этиопатогенеза, клинические формы.

86. Шизофрения, определение понятия, история учения о шизофрении.

87. Особенности детской шизофрении, клинические примеры.

88. Параноидная шизофрения, клинические особенности, прогноз.

89. Простая шизофрения, клинические особенности, прогноз.

90. Фебрильная шизофрения, клиника, принципы терапии, прогноз.

91. Негативные расстройства при шизофрении, понятие шизофренического дефекта. Типы течения шизофрении. Особенности детского возраста.

92. Принципы терапии шизофрении. Понятие ремиссии.

93. Психосоматические расстройства. Определение понятия, особенности течения в детском возрасте. Клинические примеры.

94. Психосоматические расстройства. Основные принципы терапии. Особенности детского возраста.

95. Соматоформные расстройства, определения понятия, клинические примеры, тактика врача.

96. Панические расстройства, клиника, особенности детского возраста, принципы терапии.

97. Посттравматическое стрессовое расстройство, клиника, причины формирования, принципы лечения, возрастные особенности.

98. Конверсионное расстройство (истерический невроз), клиника, принципы терапии.

99. Фобический невроз. Клинические примеры. Особенности клиники у детей.

100. Расстройства личности (психопатии), определение понятия, принципы диагностики. Классификация.

101. Параноидное расстройство личности. Основные диагностические критерии, возможные варианты декомпенсации.

102. Шизоидное расстройство личности. Основные диагностические критерии, возможные варианты декомпенсации.

103. Истерическое расстройство личности. Основные диагностические критерии, возможные варианты декомпенсации.

104. Обсессивно-компульсивное (ананкастное) расстройство личности. Основные диагностические критерии, возможные варианты декомпенсации.

105. Неустойчивое (пограничное) расстройство личности. Основные диагностические критерии, возможные варианты декомпенсации.

106. Акцентуация характера (транзиторное расстройство личности), определение понятия, принципы диагностики.

107. Зависимость от алкоголя, этиология, клиника. Проблемы терапии.

108. Болезни зависимости. Определения понятия. Причины формирования. Классификация.

109. Алкогольная зависимость у детей и подростков, особенности течения и терапии, прогноз.

110. Синдром отмены при алкогольной зависимости, причины формирования, принципы терапии.

111. Алкогольный делирий, клиника, принципы терапии.

112. Общие принципы терапии болезней зависимости, организация наркологической помощи в РФ, наркологическая помощь детям и подросткам.

113. Наркомании (зависимость от наркотических веществ), общие закономерности формирования. Принципы терапии.

114. Зависимость от опиатов, клиника, прогноз, лечение.

115. Зависимость от каннабиоидов, клиника, прогноз, лечение.

116. Проблема наркоманий в детском и подростковом возрасте, особенности клиники, прогноз.

117. Токсикомании, общие закономерности формирования, клиника, наиболее часто используемые с немедицинской целью вещества, проблема ятрогенных токсикоманий. Токсикомании у детей.

118. Проблема выявления наркоманий, токсикоманий в общесоматической сети. Общие принципы терапии.

119. Нейролептики, общая характеристика, классификация. Применение в психиатрической и общесоматической практике.

120. Атипичные нейролептики. Отличия от типичных нейролептиков. Принципы назначения. Примеры.

121. Пролонгированные нейролептики. Принципы назначения.

122. Злокачественный нейролептический синдром. Клинические признаки, причины возникновения.

123. Антидепрессанты. Классификация. Применение в психиатрической и общеврачебной практике.

124. Транквилизаторы. Особенности назначения и сфера применения.

125. Ноотропы. Особенности группы. Применение в психиатрической и общеврачебной практике.

126. Биологические методы терапии психических расстройств: ЭСТ, инсулинотерапия. Показания к назначению. Информированное согласие пациента на лечение.

127. Психиатрическая больница. Структура, основные подразделения. Назначение наблюдательной палаты.

128. Психоневрологический диспансер. Функции, структура. Учёт основных групп психически больных.

129. Дневной стационар. Значение реабилитации психически больных.

130. Вопросы этики в современной психиатрии, понятие комплаенса в психиатрии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: