ФЕДЕРАЛЬННОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НИУ ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ
по дисциплине «ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ»
раздел «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ»
для студентов 5 курса медицинского факультета (9 семестр)
специальности «Лечебное дело»
Учебный год
Утвержден на заседании кафедры от 28 августа 2010 года, протокол № 1
Белгород - 2010
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА 1:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИМПТОМОВ И СИНДРОМОВ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ. ПРОДУКТИВНЫЕ (ПОЗИТИВНЫЕ) И НЕГАТИВНЫЕ СИМПТОМЫИ СИНДРОМЫ. УРОВНИ НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ-АЛЬТЕРНАТИВЫВ ПСИХИАТРИИ. ПОНЯТИЕ «ПСИХИЧЕСКАЯ НОРМА».
Вопросы для самоподготовки:
1. Предмет и задачи психиатрии.
2. Разделы психиатрии:
§ Клиническая психопатология, частная психиатрия;
§ Большая психиатрия и малая психиатрия (пограничная психиатрия);
§ В возрастном аспекте (детская, подростковая, зрелого возраста, геронтопсихиатрия);
§ В зависимости от решаемых задач: судебная психиатрия, военная психиатрия, социальная психиатрия, психиатрия катастроф, наркология, психотерапия.
3. Связь психиатрии с другими медицинскими дисциплинами.
4. Дефиниции симптомов и синдромов психических расстройств.
5. Продуктивные и негативные симптомы и синдромы. Соотношение тяжести продуктивных и негативных симптомов.
6. Принципы классификации психопатологических расстройств (психологический, философский, физиологический).
7. Принципы классификации психических расстройств, принятые в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
|
8. Уровни нарушения психики:
§ непсихотический - психотический;
§ невротический – психопатический – психотический;
§ понятие «дефицитарный» уровень нарушения психики.
9. Психическая норма. Психическое здоровье.
ТЕМА 2:
ОСОБЕННОСТИ СБОРА АНАМНЕЗА У БОЛЬНЫХ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И С РАЗЛИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ.
Вопросы для самоподготовки
1. Деонтологические особенности первой встречи с пациентом.
2. Особенности расспроса при различных психических расстройствах.
3. Наблюдение за больным во время расспроса.
4. Субъективный анамнез.
5. Объективный анамнез.
6. Клиническая беседа и “структурированное интервью”; основные отличия.
7. Особенности расспроса детей, подростков, лиц старческого возраста.
8. Особенности беседы с больным, находящимся в состоянии психомоторного возбуждения.
9. Роль личности врача при клиническом обследовании пациента.
Литература для самоподготовки:
ОСНОВНАЯ
1. Морозов Г.В., Шумский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). –Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1998. –426 с.
2. Руководство по психиатрии / под редакцией А.В. Снежневского. –М.: Медицина, 1983. Том 1.
3. Жариков М.Н., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник. –М.: «Медицина», 2000. -544 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
4. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебн. для студентов медвузов. –М., 1995
5. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. –Ростов-на-Дону: Издательство ЛРНЦ «Феникс», 2000. –416 с.
6. Руженков В.А. Индивидуальная курация больных при изучении курса психиатрии (Методические рекомендации для студентов 5 курса). - Белгород 1999. – 26 с.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА 1:
СИМПТОМЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НАРУШЕНИЮ РЕЦЕПТОРНОГО ОТДЕЛА РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ
Вопросы для самоподготовки
1. Определение понятия «ощущение».
2. Классификация расстройств ощущений (изменение порогов чувствительности, прорыв интеро- и проприорецепции в сознание).
3. Патологическое понижение порога чувствительности (гиперестезия).
4. Патологическое повышение порога чувствительности (психическая гипестезия, психическая анестезия).
5. Прорыв интеро- и проприорецепции в сознание (сенестопатии). Классификация сенестопатий (патологические термические ощущения; патологические ощущения движения жидкостей; ощущение передвижения, перемещения тканей; циркумскриптные, патологические ощущения передвижения).
6. Определение понятия «восприятие». Классификация патологии восприятия (психосенсорные расстройства, иллюзии).
7. Определение иллюзий. Феноменологические проявления аффективных, вербальных и парейдолических иллюзий.
8. Определение понятия «психосенсорные расстройства». Классификация психосенсорных расстройств (искаженное восприятие внешних объектов, нарушение восприятия «схемы тела»; нарушение восприятия отдельных характеристик предметов).
9. Феноменологические проявления психосенсорных расстройств (микрорпсии, макропсии, дисмегалопсии, искаженное восприятие пространственных размеров предметов, нарушения восприятия течения времени, дереализация, деперсонализация).
|
ТЕМА 2:
РАССТРОЙСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Вопросы для самоподготовки
1. Определение понятия «представление».
2. Определение галлюцинаций. Основные признаки галлюцинаций.
3. Варианты галлюцинаций по вовлеченности анализаторов в формирование галлюцинаторного образа (простые и сложные).
4. Простые галлюцинации (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, висцеральные, моторные).
5. Варианты галлюцинаций по условиям возникновения (функциональные, рефлекторные, гипнагогические, Шарля-Бонне).
6. Варианты галлюцинаций по их проекции (экстракампинные, гемианоптические).
7. Варианты галлюцинаций по содержанию (элементарные; с завершенной предметностью).
8. Определение псевдогаллюцинаций. Основные признаки псевдогаллюцинаций.
9. Дифференциация галлюцинаций и псевдогаллюцинаций.
ТЕМА 3: