Перед вами примеры сочетаний слов с глаголами, содержащими приставку о-/об-/обо-. На основании каждой данной группы сформулируйте одно значение этой приставки.




Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Учебный год

Этап I (школьный)

Ответы к заданиям для 9 классов

Максимальный балл за работу – 170

Перед вами текст с пропусками. Заполните пропуски там, где это необходимо. В тексте пропущены некоторые знаки препинания (запятые, тире и т.д.), а также дефисы. Восстановите пропущенные знаки препинания и дефисы.

Пропущенные буквы вписывайте непосредственно внутри квадратных скобок. В тех случаях, когда в скобках пропущенных букв нет, соедините предыдущую букву с последующей (если написание слитное) или поставьте вертикальную разделительную черту (если написание раздельное).

 

Я прочитал письмо () и стал укладываться на моём продавл енн ом нечистом ложе (,) но сон не шёл. За стеной искр ен не плакала женщина (,) ей отвечало стонущее бормотание долговязого мужа. Они вспоминали об ограблении () и злобствовали друг на друга за незадачливость. Перед рассветом вернулся Сидоров. На столе догорала свеча. Сидоров вытащил другой огарок () и (,) задумавшись (,) придавил им оплывший фитилёк. Наша комната была темна (,) и только окно (,) заполн ен ное лунным огнём (,) сияло как избавление.

Он пришёл и спрятал письмо (,) мой томительный сосед. Сутулясь (,) сел он за стол () и раскрыл альбом города Рима. Книга с золотым обрезом стояла перед его оливковым н ев ыразительным лицом. Снимок королевской семьи лежал тут же, между большими глянцевитыми листами. На клочке бумаги (,) вырв ан ном из календаря (,) был изображён приветливый тщедушный король с целым выводком принцесс. И вот ночь (,) полная тягостных звонов (,) квадрат света во тьме (—/,) и в нем мертв ен ное лицо Сидорова (,) безжизн ен ная маска (,) нависшая над пламенем свечи.

Оценка текста: минус 1 балл — орфографическая ошибка, минус 0,5 балла — пунктуационная ошибка.

Оценивается не заполнение пропусков, а именно верное написание орфограмм. Один пропуск может содержать две орфограммы: например, продавл[...]ном — продавл енн ом (гласный в причастии и удвоенный согласный). Такие пропуски выделены жирным в ключах, и за их заполнение можно получить максимум 2 балла.

Есть пропуски, которые не надо заполнять, за их заполнение снимаются баллы, как за орфографическую или пунктуационную ошибку.

Всего 95 баллов.

 

2. Кратко объясните значение употреблённых в тексте слов:

Ложе, фитилёк, обрез, глянцевитый, тщедушный, выводок

 

Значения определяются по толковым словарям. 2 балла за каждое верное толкование.

Примеры ответов:

Ложе — (устар., высок.) постель, место для лежания.

Фитилёк — уменьш. от фитиль; лента или шнурок, служащий для горения свечей и других осветительных и нагревательных приборов.

Обрез — обрезанный край, кромка книги.

Глянцевитый — блестящий, имеющий глянец, не матовый.

Тщедушный — слабый, небольшой комплекции (о человеке), худой, болезненный.

Выводок — семья зверей или птиц, состоящая, как правило, из одной взрослой особи и нескольких детёнышей.

Всего 12 баллов

Ниже приведены толкования одного слова и одной приставки, взятые из толкового словаря. Догадайтесь, какие слово и приставка имеются в виду.

а) 1. Официальный документ, содержащий распоряжение кого-л. о его имуществе на случай его смерти. 2. Предсмертная воля, распоряжение. Завещание. За верный ответ 2 балла.

б) приставка. Образует глаголы, существительные и прилагательные со знач. неполноты, недостаточности по сравнению с какой-л. Нормой. Недо-. За верный ответ 2 балла.

Всего 4 балла.

Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.

а) Форма творительного падежа множественного числа существительного дверь

ДВЕРЯМИ и ДВЕРЬМИ, по 1 баллу за каждую форму.

б) форма будущего времени первого лица единственного числа глагола очутиться

Этой формы нет у глагола очутиться; за верный ответ 1 балл.

в) форма родительного падежа множественного числа существительного сапог;

САПОГ, за верный ответ 1 балл

г) форма предложного падежа числительного двести семьдесят девять

О ДВУХСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ДЕВЯТИ; 2 балла за форму.

Всего 6 баллов

 

5.. Прочитайте предложение:

«Студенты проходили практику в одном из кабинетов университета, который недавно был отреставрирован.»

Как называется такой тип предложений? В чём состоит двусмысленность этого предложения? Как надо интерпретировать его, согласно правилам русского языка? Как можно исправить его, чтобы избежать двусмысленности?

Это сложное предложение с определительным придаточным (1 балл). Двусмысленность порождена возможной двоякой соотнесённостью слова который - непонятно, был отреставрирован один кабинет или весь университет (1 балл). Согласно правилам русского языка, слово который замещает ближайшее к нему существительное соответствующего рода и числа, значит, скорее можно предположить, что отреставрирован был университет (1 балл).

Чтобы избежать двусмысленности,можно заменить придаточное на причастный оборот: ...в одном из кабинетов университета, недавно отреставрированном или …в одном из кабинетов университета, недавно отреставрированного (по 1 баллу за каждый вариант).

Всего 5 баллов.

6. Расставьте ударения в следующих словах (за каждое верное ударение 1 балл)

ДиспансЕр, дОсуха, избалОванный, Иксы, киломЕтр, некролОг, мозаИчный, понЯвший, создалА, цемЕнт.

Всего 10 баллов.

 

7. Проанализируйте приведенные ниже слова, три из которых были заимствованы румынским языком из праславянского. В той же последовательности запишите русские слова, которые соответствуют перечисленным ниже заимствованиям в румынском языке. Какое языковое явление, которое позже развилось в русском языке, отражено в данных примерах? Какое заимствование появилось в румынском не из праславянского, а позже, из южнославянских языков, и как вы это поняли?

Gard, balta, drag, skovarda.

Ответ: город, болото, дорогой (вариант: дорог), сковорода. За каждое верное соответствие — 2 балла. Явление, которое позже развилось в русском языке — полногласие (1 балл, за неполногласие балл не ставится!) Более позднее заимствование — drag, и поскольку оно отражает сложившее южнославянское неполногласие, оно устроено по другому принципу:

плавный согласный перед гласным, а не наоборот, как в других трёх (1 балл).

Всего 10 баллов.

 

Перед вами примеры сочетаний слов с глаголами, содержащими приставку о-/об-/обо-. На основании каждой данной группы сформулируйте одно значение этой приставки.

Примеры ответов:
а) облететь вокруг Земли, обойти дом вокруг — движение вокруг предмета.
б) объехать яму, обошёл меня и даже не поздоровался — направленность движения мимо предмета.
в) одарить всех детей, опросить всех студентов — распространение действия на много объектов.
г) обкормить кашей, оббегаться до изнеможения — доведение действия до излишнего предела.
д) обсудить события, осмотреть выставку — подробное действие, совершённое до конца.
е) обогнать, опередить — превосходство над другим участником действия.
ж) оклеить стену обоями, обжарить рыбу в муке — направленность действия на весь предмет, на все его стороны.

з). оговориться, обознаться — ошибочное действие.

За каждое верное определение — 1 балл.

Всего 8 баллов.

9. Русский писатель М.Н. Муравьев писал в 1777 г. в письме к сестре: «Ты всегда не здорова, это меня оскорбляет...». Каково значение глагола оскорблять в этом контексте? Чем современное значение глагола оскорблять отличается от использованного в цитате? Прокомментируйте характер чувства писателя и его источник в контексте изменения значения глагола.

 

Оценка: Оскорблять – здесь: ‘заставлять испытывать скорбь, печалить’ (2 балла за сформулированное значение). Оскорблять – обычно: ‘причинять моральный ущерб, тяжело обижать, крайне унижать кого-либо’ (1 балл за сформулированное значение). От использованного в цитате значения отличается тем, что первоначальное значение ближе к мотивирующему слову скорбь (1 балл за упоминание), в то время как современное значение более переносное — скорбь является лишь одним возможным следствием обиды или унижения. (1 балл за формулировку). Кроме того, источником скорби в 1-м значении может быть не только целенаправленное действие лица, но и болезнь, беда и т.п., а источником скорби во 2-м значении может быть только целенаправленное действие лица/лиц. (2 балла за формулировку)

Писатель опечален, пребывает в скорби (1 балл) из-за постоянства болезни его сестры (1 балл), а не из-за каких-то её действий, как можно было бы решить, если исходить из того, что глагол употреблён в современном значении (1 балл).

Всего 10 баллов.

10. На сайте популярного интернет-магазина можно купить такую кружку:




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: