Процессуальные теории мотивации (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости и др.)
Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах. |
Виды теорий мотивации: теория X и Y (основатель Мак-Грегор); содержательные теории и процессуальные.
Наряду с теориями мотивации, базирующимися на потребностях, учёными разработаны и другие подходы, которые получили название процессуальных теорий мотивации. Общим в них является то, что поведение людей в организации определяется не только их потребностями но и восприятием и ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения[1 C.109-113].
1.Теория ожиданий. Основатель Виктор Врум. Данная теория рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведённые усилия. |
Таблица №1. Типы ожидания
Тип | Описание |
Ожидания в отношении затрат труда – результатов (З-Р) | Соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Отсутствие прямой связи приводит к ослабеванию мотивации. Это может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения. |
Ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р-В) | Ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать. |
Валентность или ценность поощрения или вознаграждения. (В-В) | Предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. |
|
Рис.1.Модель мотивации по Вруму.
Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой (она показана и на рис.1).
2.Теория справедливости. Основатель С. Адамс. Согласно данной теории люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и исправить дисбаланс. Люди могут восстановить баланс либо, изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения[2.C.376-380] |
3.Модель Портера Лоулера.Согласно модели ПортераЛоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения (ПРИЛОЖЕНИЕ). |
Таблица №2. Недостатки процессуальных теорий мотивации
|
Теория | Недостаток |
Теория ожидания | 1.Не учтены индивидуальные особенности людей и организаций. 2.Не проработаны методология, техническая сторона применения в практике. Сложно применить на практике. |
Теория справедливости | 1.Определение справедливости – процесс субъективный. 2. Влияют амбиции. 3. Ограничение финансовых возможностей. 4.Модель опирается только на удовлетворение потребностей с помощью денег. 5.Двухфакторная модель Герцберга. |
Модель Портера Лоулера | Нет точного определения ценности. Оценка способностей и черт характера субъективна, что может свести к минимуму эффективность мотивации. Недостаток объективности оценок и других элементов модели[3] |
Список использованных источников
1 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 736 с. – (Высшее образование).
2 М. Мексон Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие / М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - 800с.
3 Институт бизнеса, информационных технологий и финансов. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.mibif.ru/st/library/op/tm.shtml.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Модель Портера-Лоулера